94. Проблема природы категорий в истории философии
Диалектика- исторически формируется и развивается как логическая форма и метод теоретического мышления, содержанием которого являются противоречия мышления и бытия. И в восточной традиции, и в Древней Греции осознается парный характер категорий диалектики и потребность разрешения их противоречивых отношений. Попытки объяснения единства противоположностей, присущих категориям диалектики, сопровождались поиском общего родового начала, объединяющего противоположности мышления и бытия. В диалоге, споре, интеллектуальном состязании оттачивались умения находить единую основу взаимоисключающих проявлений смысла одного и того же понятия. Выявление и разрешение противоречий в мыслимом предполагало нахождение некоторого всеобщего основания всего мира, обусловливающего его целостность и гармонию. При этом и категории диалектики обретали фундаментальный и всеобщий характер.
___Та же фундаментальность или центральное положение принципа противоречия обнаруживается и в построении системы иных категорий диалектического мышления. ___Категории — это предельно общие, универсальные понятия, в которых представлены всеобщие связи и отношения реальности. ___Степень их общности настолько велика, что без них не может обойтись не только теоретическое знание, но и наше обыденное мышление. Невозможно сформулировать ни одну мысль, не опираясь (явно или неявно) на различение общего и единичного, возможного и действительного, причины и следствия, необходимого и случайного, сущности и явления, формы и содержания и т.д. ___В этом перечислении категории не случайно поставлены парами. В таком способе устройства категориального строя нашего мышления находит отражение все тот же фундаментальный диалектический принцип двойственности, противоречивости всего существующего. Каждая пара категорий представляет собой воплощенное противоречие, т.е. единство противоположностей. Например, общее и единичное (как и любая другая пара категорий) самоочевидно исключают друг друга, но в то же время не существуют порознь, по отдельности. А при определенных условиях способны к взаимопревращению: единичное может стать общим, равно как и наоборот. ___Так, случайная мутация может привести к появлению у организма нового признака, существующего на этот момент в единичном варианте. Но если он окажется полезным в плане приспособления к окружающей среде, он будет закреплен механизмом наследования и вскоре станет общим признаком популяции. Возможен и обратный процесс: потерявший приспособительную функцию общий признак может утрачиваться большинством популяции и встречаться лишь в рудиментарных единичных случаях. На этом же примере можно продемонстрировать и диалектику взаимоотношений необходимости и случайности. Случайная мутация (сбой в работе генетического аппарата), подхваченная естественным отбором, в конечном итоге оборачивается проявлением необходимости эволюционного процесса. ___Таким образом, категории диалектики, схватывая наиболее общие связи и отношения действительности, одновременно воспроизводят и их изменчивость, подвижность, релятивность.
- Оглавление
- 1. Мифологическое мировоззрение и его специфика.
- 2. Социально-исторические условия возникновения философии
- 3. Состав и структура философского знания.
- 4. Методы философского познания.
- 5. Социальные функции философии.
- 6. Философия и мифология.
- 7. Философия Демокрита
- 8. Софисты и Сократ
- 9. Онтология Платона
- 10. Гносеология Платона
- 12. Онтология Аристотеля.
- 13. Гносеология и логика Аристотеля.
- 14. Социально-политические взгляды Аристотеля.
- 15. Теоцентризм средневековой философии
- 16. Духовная эволюция а. Августина
- 17. П. Абеляр о нравственности христианина.
- 18. Ф. Аквинский о гармонии веры и разума.
- 19. Ф. Аквинский- классик схоластической философии
- 20. Спор между рационализмом и номинализмом в средневековой философии.
- 21. Ф. Бэкон об истине и заблуждении.
- 22. Рационализм р. Декарта.
- 23. Гносеология Дж. Локка
- 24. Социально-политические взгляды т. Гоббса
- 25. Монадология Лейбница и атомистика Демокрита: сравнительный анализ
- 26. Пантеизм б. Спинозы.
- 27. Этика б. Спинозы: соотношение свободы и необходимости
- 28. Философия Французского Просвещения XVIII века.
- 29. Гносеология и. Канта
- 30. Этическое учение и. Канта
- 31. Логическое учение г. Гегеля.
- 32. Философия истории г. Гегеля.
- 33. Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 34. Л. Фейербах как критик христианства.
- 35. Коммунистическое общество: утопия или сверхдальний прогноз.
- 36. Г. В. Плеханов о материалистическом понимании истории
- 37. Вклад в. И. Ленина в пропаганду и развитие марксистской философии
- 38. Основные идеи позитивизма
- 39. Основные идеи прагматизма
- 40. Философия а. Шопенгауэра.
- 41. Философия ф. Ницше
- 42. Феноменология Гуссерля
- 44. Проблема смысла жизни в философии а. Камю.
- 45. Э. Фромм: «иметь или быть».
- 46. Теория цивилизаций о. Шпенглера
- 47. К. Ясперс о смысле истории
- 48. А. Герцен как гносеолог и социальный мыслитель
- 49. Философские взгляды н. Г. Чернышевского
- 50. Философия истории л. Н. Толстого.
- 51. Метафизика «всеединства» в. Соловьева
- 52. Персонализм н. Бердяева
- 53. Н. Бердяев о истоках и смысле русского коммунизма.
- 54. З. Фрейд о структуре человеческой психики
- 55. Религиозная картина мира.
- 56. Натурфилософия как составная часть философского мировоззрения.
- 57.Современная научная картина мира.
- 58. Движение как атрибут материального мира и проблема воспроизведения движения в знании
- 59. Классификация форм движения материального мира и ее методологическое значение для научного познания
- 60. Общество как сверхбиологическая реальность
- 61. Гражданское общество и государство
- 62. Культура и общество
- 63. Антропосоциогенез, его этапы и факторы
- 64. Своеобразие общественной жизни как объекта познания и его отражение в философско-социологической мысли
- 65.Взаимодействие общества и природы в истории и его отражение в социально-философской мысли
- 66. Современный экологический кризис: причины его возникновения и пути выхода
- 67. Народонаселение как предпосылка и результат общественного развития; современные демографические проблемы
- 68. Социально-экономическая структура общества
- 69. Этническая структура общества. Межнациональные отношения в современном мире.
- 70. Соотношение биологического и социального в человеке.
- 72. Диалектика прав и обязанностей человека
- 73.Социальный детерминизм и свобода в деятельности людей
- 74. Регламентация и саморегуляция в человеческом поведении
- 75. Жизнь, смерть и бессмертие. Проблема смысла жизни и различные варианты ее решения
- 76. Проблема сознания в философии
- 77. Сознание и язык
- 78. Проблема идеального.
- 81. Сознание и мозг. Психофизическая проблема
- 83. Загадочные явления человеческой психики и сознания
- 84. Духовная жизнь общества: основные подходы к изучению
- 85. Идеология и ее социальные функции
- 86. Специфика обыденного сознания
- 87. Чувственное познание и его формы. Роль чувственности в познании
- 88. Рациональное познание и его формы. Роль мышления в познании
- 89. Взаимосвязь чувственного и рационального в познании. Полемика между сенсуализмом и рационализмом в истории философской мысли
- 90. Интуиция и ее роль в познании
- 91. Познание и понимание. Основные проблемы герменевтики
- Понимание в философии
- 93. Знание и вера: различные варианты ее решения в истории философской мысли
- 94. Проблема природы категорий в истории философии
- 95. Диалектико-материалистический метод мышления
- 96. Диалектика количества и качества в бытии и познании
- 97. Диалектика содержания и формы в бытии и познании
- 98. Диалектика возможности и действительности в бытии и познании
- 99. Диалектика причины и следствия в бытии и познании.
- 101. Диалектика единичного и общего в бытии и познании
- 103 Проблема противоречия в истории философской мысли
- 104. Диалектическая и формальная логики.
- 105. Диалектика и ее антиподы: софистика, эклектика, релятивизм, догматизм
- 106. Диалектический и метафизический методы мышления, их соотношение.
- 107.Наука как исторически определенный вид познавательной деятельности; критерии научности
- 110. Методы эмпирического познания.
- 111. Методы теоретического познания
- 112. Общенаучные методы познания
- 113. Эмпирический и теоретический уровни научного познания и их взаимосвязь
- 114. Наука и паранаука
- 115. Искусство как специализированный вид эстетического освоения мира
- 116. Художественный образ и научное понятие
- 117. Роль искусства в жизни общества и личности
- 118. Искусство и философия
- 119. Основные элементы религиозного системного комплекса Религиозное сознание