logo
шпора по философии

94. Проблема природы категорий в истории философии

Диалектика- исторически формируется и развивается как логическая форма и метод теоретического мышления, содержанием которого являются противоречия мышления и бытия. И в восточной традиции, и в Древней Греции осознается парный характер категорий диалектики и потребность разрешения их противоречивых отношений. Попытки объяснения единства противоположностей, присущих категориям диалектики, сопровождались поиском общего родового начала, объединяющего противоположности мышления и бытия. В диалоге, споре, интеллектуальном состязании оттачивались умения находить единую основу взаимоисключающих проявлений смысла одного и того же понятия. Выявление и разрешение противоречий в мыслимом предполагало нахождение некоторого всеобщего основания всего мира, обусловливающего его целостность и гармонию. При этом и категории диалектики обретали фундаментальный и всеобщий характер.

___Та же фундаментальность или центральное положение принципа противоречия обнаруживается и в построении системы иных категорий диалектического мышления. ___Категории — это предельно общие, универсальные понятия, в которых представлены всеобщие связи и отношения реальности. ___Степень их общности настолько велика, что без них не может обойтись не только теоретическое знание, но и наше обыденное мышление. Невозможно сформулировать ни одну мысль, не опираясь (явно или неявно) на различение общего и единичного, возможного и действительного, причины и следствия, необходимого и случайного, сущности и явления, формы и содержания и т.д. ___В этом перечислении категории не случайно поставлены парами. В таком способе устройства категориального строя нашего мышления находит отражение все тот же фундаментальный диалектический принцип двойственности, противоречивости всего существующего. Каждая пара категорий представляет собой воплощенное противоречие, т.е. единство противоположностей. Например, общее и единичное (как и любая другая пара категорий) самоочевидно исключают друг друга, но в то же время не существуют порознь, по отдельности. А при определенных условиях способны к взаимопревращению: единичное может стать общим, равно как и наоборот. ___Так, случайная мутация может привести к появлению у организма нового признака, существующего на этот момент в единичном варианте. Но если он окажется полезным в плане приспособления к окружающей среде, он будет закреплен механизмом наследования и вскоре станет общим признаком популяции. Возможен и обратный процесс: потерявший приспособительную функцию общий признак может утрачиваться большинством популяции и встречаться лишь в рудиментарных единичных случаях. На этом же примере можно продемонстрировать и диалектику взаимоотношений необходимости и случайности. Случайная мутация (сбой в работе генетического аппарата), подхваченная естественным отбором, в конечном итоге оборачивается проявлением необходимости эволюционного процесса. ___Таким образом, категории диалектики, схватывая наиболее общие связи и отношения действительности, одновременно воспроизводят и их изменчивость, подвижность, релятивность.