logo
шпора по философии

70. Соотношение биологического и социального в человеке.

Все современное человечество принадлежит к одному биологическому виду – человек разумный (Homo sapiens), представляющему собой уникальную жизненную форму, соединяющую биологическую и социальную сущности. Жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах, закономерностях обмена веществ и энергии, обусловленных морфофункциональными особенностями организма, которые обеспечивают адаптацию к окружающей среде. В то же время биологическая сущность проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. В процессе антропогенеза формировалась социальная сущность человека как система материальных и духовных факторов, межчеловеческих и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности. Социальный фактор оказывает существенное влияние на жизнедеятельность человека, на его здоровье.

Вопрос соотношения биологического и социального в человеке всегда интересовал ученых. Существуют два противоположных представления о закономерностях становления личности. Сторонники пан-биологизма объясняют все особенности человека его биологической сущностью, наследственными генетическими программами. Пансоциологизм считает, что наследственные факторы у всех людей одинаковы, а индивидуальные особенности личности развиваются под влиянием общественных отношений, обучения и воспитания.

71. личность и общество в историческом развитии Личность — продукт и субъект общественно-исторического развития. Общество не есть механическая сумма индивидов, как представляли общество народники и как утверждают сегодня идеологи буржуазии. Марксизм показал, что люди никогда не жили и не живут изолированно друг от друга. В процессе производства и потребления они всегда взаимосвязаны, их деятельность взаимообусловливается, именно в своем взаимодействии люди и составляют органическое целое — общество. С точки зрения экономической структуры общество, как его определил К. Маркс, есть совокупность отношений, вступая в которые люди производят. Отношения производства обусловливают в конечном счете и все другие отношения: классовые, национальные, семейные и т. д. Марксизм показал, что эти общественные отношения формируют человека, его личность. Критикуя буржуазных идеологов, рассматривавших личность вне ее связи с обществом, К. Маркс писал: “...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений”. Личность не есть что-то раз навсегда данное, неизменное. Личность — явление конкретно-историческое, а в классовом обществе — классовое. Например, в капиталистическом обществе существуют личность буржуа и личность рабочего. Каждая эпоха порождает специфический социальный тип личности. Личность представляет собой всегда конкретное единство единичного, особенного и общего. Она обладает индивидуальными, неповторимыми чертами, отличающими ее от других. Каждой личности свойственны и особые черты, присущие определенной общности людей: профессиональные, социально-классовые, национальные. И конечно, каждой личности свойственны черты, характерные для данного общества, эпохи в целом. Личность не только продукт, но и субъект общественного развития, производственной и иной социальной деятельности. Как субъект истории она действует не изолированно, а лишь как часть социального коллектива (семьи, класса, нации, народа). Самой большой общностью, в которой личность действует как субъект истории, является народ. Взаимоотношения общества и личности. Личность формируется и может развиваться лишь в обществе, коллективе. В свою очередь развитие личности оказывается фактором, влияющим на развитие коллектива, общества. Развитие личности и общества в процессе их взаимодействия — общесоциологическая закономерность, проявляющаяся в специфической форме в различных общественно- экономических формациях. Взаимоотношения общества и личности проявляются прежде всего по линии соотношения их интересов (экономических, социально-политических и духовных) и по линии их взаимного влияния, развития коллективизма, и самоутверждения, индивидуализации личности. Оба вида взаимоотношений опосредуются коллективом, в классовом обществе — классом. В первобытной общине низкий уровень развития производительных сил порождал общую собственность, коллективный труд, общий интерес. Здесь имел место первобытный коллективизм. Но первобытный человек ни в своей деятельности, ни в своем сознании еще не выделяет себя из коллектива. Личность была как бы растворена в нем.