70. Соотношение биологического и социального в человеке.
Все современное человечество принадлежит к одному биологическому виду – человек разумный (Homo sapiens), представляющему собой уникальную жизненную форму, соединяющую биологическую и социальную сущности. Жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах, закономерностях обмена веществ и энергии, обусловленных морфофункциональными особенностями организма, которые обеспечивают адаптацию к окружающей среде. В то же время биологическая сущность проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. В процессе антропогенеза формировалась социальная сущность человека как система материальных и духовных факторов, межчеловеческих и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности. Социальный фактор оказывает существенное влияние на жизнедеятельность человека, на его здоровье.
Вопрос соотношения биологического и социального в человеке всегда интересовал ученых. Существуют два противоположных представления о закономерностях становления личности. Сторонники пан-биологизма объясняют все особенности человека его биологической сущностью, наследственными генетическими программами. Пансоциологизм считает, что наследственные факторы у всех людей одинаковы, а индивидуальные особенности личности развиваются под влиянием общественных отношений, обучения и воспитания.
71. личность и общество в историческом развитии Личность — продукт и субъект общественно-исторического развития. Общество не есть механическая сумма индивидов, как представляли общество народники и как утверждают сегодня идеологи буржуазии. Марксизм показал, что люди никогда не жили и не живут изолированно друг от друга. В процессе производства и потребления они всегда взаимосвязаны, их деятельность взаимообусловливается, именно в своем взаимодействии люди и составляют органическое целое — общество. С точки зрения экономической структуры общество, как его определил К. Маркс, есть совокупность отношений, вступая в которые люди производят. Отношения производства обусловливают в конечном счете и все другие отношения: классовые, национальные, семейные и т. д. Марксизм показал, что эти общественные отношения формируют человека, его личность. Критикуя буржуазных идеологов, рассматривавших личность вне ее связи с обществом, К. Маркс писал: “...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений”. Личность не есть что-то раз навсегда данное, неизменное. Личность — явление конкретно-историческое, а в классовом обществе — классовое. Например, в капиталистическом обществе существуют личность буржуа и личность рабочего. Каждая эпоха порождает специфический социальный тип личности. Личность представляет собой всегда конкретное единство единичного, особенного и общего. Она обладает индивидуальными, неповторимыми чертами, отличающими ее от других. Каждой личности свойственны и особые черты, присущие определенной общности людей: профессиональные, социально-классовые, национальные. И конечно, каждой личности свойственны черты, характерные для данного общества, эпохи в целом. Личность не только продукт, но и субъект общественного развития, производственной и иной социальной деятельности. Как субъект истории она действует не изолированно, а лишь как часть социального коллектива (семьи, класса, нации, народа). Самой большой общностью, в которой личность действует как субъект истории, является народ. Взаимоотношения общества и личности. Личность формируется и может развиваться лишь в обществе, коллективе. В свою очередь развитие личности оказывается фактором, влияющим на развитие коллектива, общества. Развитие личности и общества в процессе их взаимодействия — общесоциологическая закономерность, проявляющаяся в специфической форме в различных общественно- экономических формациях. Взаимоотношения общества и личности проявляются прежде всего по линии соотношения их интересов (экономических, социально-политических и духовных) и по линии их взаимного влияния, развития коллективизма, и самоутверждения, индивидуализации личности. Оба вида взаимоотношений опосредуются коллективом, в классовом обществе — классом. В первобытной общине низкий уровень развития производительных сил порождал общую собственность, коллективный труд, общий интерес. Здесь имел место первобытный коллективизм. Но первобытный человек ни в своей деятельности, ни в своем сознании еще не выделяет себя из коллектива. Личность была как бы растворена в нем.
- Оглавление
- 1. Мифологическое мировоззрение и его специфика.
- 2. Социально-исторические условия возникновения философии
- 3. Состав и структура философского знания.
- 4. Методы философского познания.
- 5. Социальные функции философии.
- 6. Философия и мифология.
- 7. Философия Демокрита
- 8. Софисты и Сократ
- 9. Онтология Платона
- 10. Гносеология Платона
- 12. Онтология Аристотеля.
- 13. Гносеология и логика Аристотеля.
- 14. Социально-политические взгляды Аристотеля.
- 15. Теоцентризм средневековой философии
- 16. Духовная эволюция а. Августина
- 17. П. Абеляр о нравственности христианина.
- 18. Ф. Аквинский о гармонии веры и разума.
- 19. Ф. Аквинский- классик схоластической философии
- 20. Спор между рационализмом и номинализмом в средневековой философии.
- 21. Ф. Бэкон об истине и заблуждении.
- 22. Рационализм р. Декарта.
- 23. Гносеология Дж. Локка
- 24. Социально-политические взгляды т. Гоббса
- 25. Монадология Лейбница и атомистика Демокрита: сравнительный анализ
- 26. Пантеизм б. Спинозы.
- 27. Этика б. Спинозы: соотношение свободы и необходимости
- 28. Философия Французского Просвещения XVIII века.
- 29. Гносеология и. Канта
- 30. Этическое учение и. Канта
- 31. Логическое учение г. Гегеля.
- 32. Философия истории г. Гегеля.
- 33. Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 34. Л. Фейербах как критик христианства.
- 35. Коммунистическое общество: утопия или сверхдальний прогноз.
- 36. Г. В. Плеханов о материалистическом понимании истории
- 37. Вклад в. И. Ленина в пропаганду и развитие марксистской философии
- 38. Основные идеи позитивизма
- 39. Основные идеи прагматизма
- 40. Философия а. Шопенгауэра.
- 41. Философия ф. Ницше
- 42. Феноменология Гуссерля
- 44. Проблема смысла жизни в философии а. Камю.
- 45. Э. Фромм: «иметь или быть».
- 46. Теория цивилизаций о. Шпенглера
- 47. К. Ясперс о смысле истории
- 48. А. Герцен как гносеолог и социальный мыслитель
- 49. Философские взгляды н. Г. Чернышевского
- 50. Философия истории л. Н. Толстого.
- 51. Метафизика «всеединства» в. Соловьева
- 52. Персонализм н. Бердяева
- 53. Н. Бердяев о истоках и смысле русского коммунизма.
- 54. З. Фрейд о структуре человеческой психики
- 55. Религиозная картина мира.
- 56. Натурфилософия как составная часть философского мировоззрения.
- 57.Современная научная картина мира.
- 58. Движение как атрибут материального мира и проблема воспроизведения движения в знании
- 59. Классификация форм движения материального мира и ее методологическое значение для научного познания
- 60. Общество как сверхбиологическая реальность
- 61. Гражданское общество и государство
- 62. Культура и общество
- 63. Антропосоциогенез, его этапы и факторы
- 64. Своеобразие общественной жизни как объекта познания и его отражение в философско-социологической мысли
- 65.Взаимодействие общества и природы в истории и его отражение в социально-философской мысли
- 66. Современный экологический кризис: причины его возникновения и пути выхода
- 67. Народонаселение как предпосылка и результат общественного развития; современные демографические проблемы
- 68. Социально-экономическая структура общества
- 69. Этническая структура общества. Межнациональные отношения в современном мире.
- 70. Соотношение биологического и социального в человеке.
- 72. Диалектика прав и обязанностей человека
- 73.Социальный детерминизм и свобода в деятельности людей
- 74. Регламентация и саморегуляция в человеческом поведении
- 75. Жизнь, смерть и бессмертие. Проблема смысла жизни и различные варианты ее решения
- 76. Проблема сознания в философии
- 77. Сознание и язык
- 78. Проблема идеального.
- 81. Сознание и мозг. Психофизическая проблема
- 83. Загадочные явления человеческой психики и сознания
- 84. Духовная жизнь общества: основные подходы к изучению
- 85. Идеология и ее социальные функции
- 86. Специфика обыденного сознания
- 87. Чувственное познание и его формы. Роль чувственности в познании
- 88. Рациональное познание и его формы. Роль мышления в познании
- 89. Взаимосвязь чувственного и рационального в познании. Полемика между сенсуализмом и рационализмом в истории философской мысли
- 90. Интуиция и ее роль в познании
- 91. Познание и понимание. Основные проблемы герменевтики
- Понимание в философии
- 93. Знание и вера: различные варианты ее решения в истории философской мысли
- 94. Проблема природы категорий в истории философии
- 95. Диалектико-материалистический метод мышления
- 96. Диалектика количества и качества в бытии и познании
- 97. Диалектика содержания и формы в бытии и познании
- 98. Диалектика возможности и действительности в бытии и познании
- 99. Диалектика причины и следствия в бытии и познании.
- 101. Диалектика единичного и общего в бытии и познании
- 103 Проблема противоречия в истории философской мысли
- 104. Диалектическая и формальная логики.
- 105. Диалектика и ее антиподы: софистика, эклектика, релятивизм, догматизм
- 106. Диалектический и метафизический методы мышления, их соотношение.
- 107.Наука как исторически определенный вид познавательной деятельности; критерии научности
- 110. Методы эмпирического познания.
- 111. Методы теоретического познания
- 112. Общенаучные методы познания
- 113. Эмпирический и теоретический уровни научного познания и их взаимосвязь
- 114. Наука и паранаука
- 115. Искусство как специализированный вид эстетического освоения мира
- 116. Художественный образ и научное понятие
- 117. Роль искусства в жизни общества и личности
- 118. Искусство и философия
- 119. Основные элементы религиозного системного комплекса Религиозное сознание