logo
шпора по философии

65.Взаимодействие общества и природы в истории и его отражение в социально-философской мысли

Предфилософский период: первобытный человек, занимаясь собирательством, охотой, рыболовством, удовлетворял элементарные потребности присвоением готовых продуктов. По мере перехода от собирательства к производству, человек все в большей степени стал вовлекать природу и ее ресурсы в хозяйственный оборот, существенно изменяя среду своего обитания.

В период античности природа хотя и продолжала оставаться грозной силой, превосходящей человека практически во всем, но осмысленная теоретически она приобрела определенную ценность и воспринималась уже как идеал гармонии и совершенства.

Христианские догматы трактуют природу как нечто сотворенное и потому преходящее, изменчивое, в противоположность вечному, духовному началу- Богу. Отсюда ориентация на возвышение человека, наделенного бессмертной душой, над тленной природой.

Эпоха Возрождения привнесла обновленное отношение к природе как к источнику красоты и вдохновения, возродив уважительное отношение античных мыслителей ко всему естественному, природному.

В эпоху Нового времени природа начинает рассматриваться не только как источник теоретического или эстетического вдохновения, но и как поприще активной практической деятельности, результатом которой становится выявление и познание естественных законов, дающих человеку возможность укротить, покорить стихийные силы природы. Буржуазные революции дали мощный толчок экстенсивному освоению природы, что выразилось, в частности, в тенденции к постоянному увеличению объема и разновидностей природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Отдельные ученые и наиболее проницательные мыслители высказывали озабоченность возрастающей экспансией человека, опасностью, которую таит в себе неконтролируемый технический прогресс для окружающей среды. Ф. Энгельс обратил внимание на то, что человек , добиваясь значительных результатов в овладении природой, не всегда осознает значение своих побед.