Понимание в философии
Проблемы понимания впервые были подняты в философии неокантианства. Понимание как метод гуманитарных наук было противопоставлено объяснению как методу естественных наук. В современной философии понимание исследует герменевтика.
А.Брудный различал три поля понимания, в рамках которых реализуется три различных способа понимать.
В первом поле: «что есть, то и доказано». По его словам — это мир фактов, обладающих достоинством непосредственной действительности, о котором некогда было сказано, что «факты — упрямая вещь». В то же время из-за того, что реальность дана человеку фрагментарно, и она изменчива, понимание требует постоянной достройки в уме «видимого» мира.
Таким образом, первое поле понимания зачастую начинает пересекаться со вторым полем, в котором «что доказано, то и есть». Второе поле — это мир доказательных суждений, геометрических теорем и логических задач.
Третье поле — это поле не изолированных значений, а их сложных переплетений — текстов. Латинское textus собственно и значило «связь», «соединение» или «ткань». Под текстом подразумевается связная, компактная, воспроизводимая последовательность знаков или образов, развернутая по стреле времени, выражающая некоторое содержание и обладающая смыслом, в принципе доступным пониманию. Под это определение подпадают разнообразные повествовательные тексты.
Объекты понимания
Информация, сведения, знания об окружающем или внутреннем мире субъекта. Смысл, передаваемый информацией.
Проблемы понимания
1. Понимание не является принципиально отличным от мышления самостоятельным психическим процессом. Понимание — это компонент мышления, один из образующих его процессов. Понимание обеспечивает установление связи раскрываемых новых свойств объекта познания с уже известными субъекту, формирование операционального смысла новых свойств объекта и определение их места и роли в структуре мыслительной деятельности.
2. Для понимания нового материала (незнакомых фактов, событий и т. д.) человек всегда должен решить определенную мыслительную задачу, так как формирование понимания нового происходит в процессе мыслительной деятельности и оказывается ее результатом. Когда же субъекту нужно понять уже известное событие или явление, то понимание совершается без актуального участия мышления — это понимание-вспоминание. Любая форма данного психологического феномена при повторном обращении субъекта к породившей ее познавательной ситуации превращается в понимание-вспоминание.
3. Одни и те же три формы понимания проявляются и в таких видах мыслительной деятельности, в которых понимание составляет основное психологическое содержание, и в таких, где оно играет вспомогательную роль, оказывается компонентом деятельности. И в том и в другом случае для возникновения анализируемого феномена человек должен решить некоторую мыслительную задачу. То, какая форма понимания возникает у субъекта в конкретной ситуации, обусловлено прежде всего характером мыслительной деятельности: тем, в какие объективные обстоятельства, требующие понимания, попадает человек и какую задачу он решает в этих обстоятельствах.
92. познавательное и ценностное отношение человека к миру. Знание и ценности.
ЗНАНИЯ могут быть донаучными (житейскими) и научными, а последние разделяются на эмпирические и теоретические.
Кроме того, в обществе наличествуют мифологические, художественные, религиозные знания. Сущность знания не может быть понята без раскрытия общественно - исторической обусловленности человеческой деятельности.
В Знании различные представления систематизируются; удерживается то, что может быть сохранено, передано, преемственно развить, чтобы служить опорой последующей человеческой деятельности.
ЦЕННОСТИ. Внешние ценности выступают как свойства предмета или явления, однако, они присущи ему не от природы, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное и т.д.).
По отношению к человеку ценности служат объектом его интересов, а для сознания выполняют роль ориентиров по отношению к окружающим предметам и явлениям.
Например: Стакан 1) когда мы пьем - материальное благо. 2) Как продукт труда и предмет товарного обмена - экономическая ценность. 3) Как предмет искусства наделяется эстетической ценностью, красотой, наряду с такими предметными ценностями в качестве ценностей выступают некоторые явления общественного сознания, выражающие эти интересы в идеальной форме (идеалы добра и зла, справедливости и несправедливости, идеалы моральные нормативы и принципы). Эти формы сознания не просто описывают какие-то явления реальности, а выносят им оценку, одобряют или осуждают их и т.д., т.е. является нормативными по своему характеру. За столкновением на идеологической арене противоположных духовных ценностей следует видеть борьбу социально-политических позиций выражающееся во взглядах на общество и его развитие.
АКСИОЛОГИЗАЦИЯ - философское исследование природы ценностей
- Оглавление
- 1. Мифологическое мировоззрение и его специфика.
- 2. Социально-исторические условия возникновения философии
- 3. Состав и структура философского знания.
- 4. Методы философского познания.
- 5. Социальные функции философии.
- 6. Философия и мифология.
- 7. Философия Демокрита
- 8. Софисты и Сократ
- 9. Онтология Платона
- 10. Гносеология Платона
- 12. Онтология Аристотеля.
- 13. Гносеология и логика Аристотеля.
- 14. Социально-политические взгляды Аристотеля.
- 15. Теоцентризм средневековой философии
- 16. Духовная эволюция а. Августина
- 17. П. Абеляр о нравственности христианина.
- 18. Ф. Аквинский о гармонии веры и разума.
- 19. Ф. Аквинский- классик схоластической философии
- 20. Спор между рационализмом и номинализмом в средневековой философии.
- 21. Ф. Бэкон об истине и заблуждении.
- 22. Рационализм р. Декарта.
- 23. Гносеология Дж. Локка
- 24. Социально-политические взгляды т. Гоббса
- 25. Монадология Лейбница и атомистика Демокрита: сравнительный анализ
- 26. Пантеизм б. Спинозы.
- 27. Этика б. Спинозы: соотношение свободы и необходимости
- 28. Философия Французского Просвещения XVIII века.
- 29. Гносеология и. Канта
- 30. Этическое учение и. Канта
- 31. Логическое учение г. Гегеля.
- 32. Философия истории г. Гегеля.
- 33. Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 34. Л. Фейербах как критик христианства.
- 35. Коммунистическое общество: утопия или сверхдальний прогноз.
- 36. Г. В. Плеханов о материалистическом понимании истории
- 37. Вклад в. И. Ленина в пропаганду и развитие марксистской философии
- 38. Основные идеи позитивизма
- 39. Основные идеи прагматизма
- 40. Философия а. Шопенгауэра.
- 41. Философия ф. Ницше
- 42. Феноменология Гуссерля
- 44. Проблема смысла жизни в философии а. Камю.
- 45. Э. Фромм: «иметь или быть».
- 46. Теория цивилизаций о. Шпенглера
- 47. К. Ясперс о смысле истории
- 48. А. Герцен как гносеолог и социальный мыслитель
- 49. Философские взгляды н. Г. Чернышевского
- 50. Философия истории л. Н. Толстого.
- 51. Метафизика «всеединства» в. Соловьева
- 52. Персонализм н. Бердяева
- 53. Н. Бердяев о истоках и смысле русского коммунизма.
- 54. З. Фрейд о структуре человеческой психики
- 55. Религиозная картина мира.
- 56. Натурфилософия как составная часть философского мировоззрения.
- 57.Современная научная картина мира.
- 58. Движение как атрибут материального мира и проблема воспроизведения движения в знании
- 59. Классификация форм движения материального мира и ее методологическое значение для научного познания
- 60. Общество как сверхбиологическая реальность
- 61. Гражданское общество и государство
- 62. Культура и общество
- 63. Антропосоциогенез, его этапы и факторы
- 64. Своеобразие общественной жизни как объекта познания и его отражение в философско-социологической мысли
- 65.Взаимодействие общества и природы в истории и его отражение в социально-философской мысли
- 66. Современный экологический кризис: причины его возникновения и пути выхода
- 67. Народонаселение как предпосылка и результат общественного развития; современные демографические проблемы
- 68. Социально-экономическая структура общества
- 69. Этническая структура общества. Межнациональные отношения в современном мире.
- 70. Соотношение биологического и социального в человеке.
- 72. Диалектика прав и обязанностей человека
- 73.Социальный детерминизм и свобода в деятельности людей
- 74. Регламентация и саморегуляция в человеческом поведении
- 75. Жизнь, смерть и бессмертие. Проблема смысла жизни и различные варианты ее решения
- 76. Проблема сознания в философии
- 77. Сознание и язык
- 78. Проблема идеального.
- 81. Сознание и мозг. Психофизическая проблема
- 83. Загадочные явления человеческой психики и сознания
- 84. Духовная жизнь общества: основные подходы к изучению
- 85. Идеология и ее социальные функции
- 86. Специфика обыденного сознания
- 87. Чувственное познание и его формы. Роль чувственности в познании
- 88. Рациональное познание и его формы. Роль мышления в познании
- 89. Взаимосвязь чувственного и рационального в познании. Полемика между сенсуализмом и рационализмом в истории философской мысли
- 90. Интуиция и ее роль в познании
- 91. Познание и понимание. Основные проблемы герменевтики
- Понимание в философии
- 93. Знание и вера: различные варианты ее решения в истории философской мысли
- 94. Проблема природы категорий в истории философии
- 95. Диалектико-материалистический метод мышления
- 96. Диалектика количества и качества в бытии и познании
- 97. Диалектика содержания и формы в бытии и познании
- 98. Диалектика возможности и действительности в бытии и познании
- 99. Диалектика причины и следствия в бытии и познании.
- 101. Диалектика единичного и общего в бытии и познании
- 103 Проблема противоречия в истории философской мысли
- 104. Диалектическая и формальная логики.
- 105. Диалектика и ее антиподы: софистика, эклектика, релятивизм, догматизм
- 106. Диалектический и метафизический методы мышления, их соотношение.
- 107.Наука как исторически определенный вид познавательной деятельности; критерии научности
- 110. Методы эмпирического познания.
- 111. Методы теоретического познания
- 112. Общенаучные методы познания
- 113. Эмпирический и теоретический уровни научного познания и их взаимосвязь
- 114. Наука и паранаука
- 115. Искусство как специализированный вид эстетического освоения мира
- 116. Художественный образ и научное понятие
- 117. Роль искусства в жизни общества и личности
- 118. Искусство и философия
- 119. Основные элементы религиозного системного комплекса Религиозное сознание