94. Гуманистический смысл постановки и осмысления проблемы отчуждения.
Так от чего отчуждается человек?. Если не торопиться с ответом и позаботиться о самом его характере, получается так, что надо представить бытие человека по возможности конкретно, выяснить, как возникает отчуждение из деятельности самого человека, как человек утрачивает власть над тем, что он создает, как он попадает в зависимость от обстоятельств, создателем и хозяином которых он по видимости является?
Ответ на подобные вопросы будет социально-философским, а значит, переходящим от анализа категорий к уточнению обстоятельств развития соответствующих содержательных проблем.
В истории философии решающий поворот в этом направлении был сделан немецкой классикой. В этой философии понимание отчуждения сместилось с трактовки его как состояния к истолкованию его как процесса. Процесс же этот был раскрыт как деятельность людей, деятельность духовная, сопряженная с реализацией человеческих потенций, их объективациями, овеществлением и т.п.
Главная заслуга в истолковании отчуждения как процесса, включенного в деятельность людей, принадлежит, пожалуй, Гегелю. Именно он обнаруживает историчность отчуждения, его изменчивый характер, определяемый модификациями структур человеческой деятельности. Гегель рассматривает отчуждение как необходимый момент объективации человеческих сил и их обобществления. В частности, он показывает, что правовые формы гражданского общества, отчужденные от индивидуального бытия людей, оказываются важнейшими составляющими социальности, основанной на законе.
Надо заметить, в этой диалектике воздействие личности на культуру оказывается невыявленным; дело фактически сводится к тому, что личность снимает копии с культуры. Здесь Гегель предугадывает социализаторские концепции личности, фактически редуцирующие личность к индивидному повтору культурного стандарта. Он и сам, по сути, редуцировал проблему личности, растворил ее в более общих категориях логики и истории. Впрочем, это соответствовало стилю его философии: недаром же он говорил о хитрости мирового разума, который использовал личностные усилия людей для получения таких исторических результатов, где были стерты следы индивидных действий и проступали контуры сверхличностных схем.
В своем подходе к проблеме Маркс, в отличие от Гегеля, сделал акцент на предметной самореализации человека, а не только его сознания: именно человек в целом своим утверждением в предметном же мире создает и ситуацию отчуждения, и ситуацию освоения, Точнее, Маркс говорил о распредмечивании социальных качеств и человеческих сил, в ходе которого опредмеченные силы могут отчуждаться от человека, превращаться в средства, враждебные своему создателю.
Маркс детализирует представление об отчуждении как процессе: он описывает отчуждение результатов деятельности, собственно процесса деятельности и самого человеческого индивида, т.е. самоотчуждение. Отчуждение определяется тогда как утрата человеком контроля над результатом своей деятельности, над процессом собственной деятельности над самим собой, и в этом смысле утрата человеком самого себя.
Происходило то, что сам Маркс в своей концепции отчуждения называл фетишизацией. Его собственная концепция отчуждения фетишизировалась: фетишизировались классовые отношения, эксплуатация, неравенство, собственность.
Рассматривая этот парадокс, важно видеть, что фетишизация самой концепции отчуждения привела к вытеснению из этой концепции мотивов, реально в ней присутствовавших, важных и перспективных и в плане теоретическом, и в плане ответа на вопрос о путях, возможностях, средствах преодоления отчуждения.
Если мы не удовлетворяемся ответом на вопрос, кому принадлежат средства производства, а хотим понять, как они участвуют в отчуждении, мы сразу оказываемся вынужденными рассматривать эти средства не как вещи, а как воплощения деятельности определенного социального качества, определенной сложности. Отчуждаются и присваиваются не вещи сами по себе, а социальные качества. Поэтому отчуждение деятельности, воплощенной в социальные качества, оказывается и отчуждением самой жизни человека, реалий и потенций его личностного развития. Поэтому и эксплуатация, в конечном счете, это отчуждение и присвоение чужой жизни, чьих-то личностных возможностей.
С учетом этого намечается иной уровень рассмотрения проблемы. Отчуждение раскрывается не только как утрата человеком себя в деятельности, оно воспроизводится как постоянное растворение личности в абстрактных социальных качествах. Тогда и работник, и капиталист, и интеллигент, и люмпен в массе практических актов выступают лишь персонификациями абстрактных социальных качеств. Тогда и сама личность кажется такой персонификацией, и в науке надолго устанавливается взгляд на личность как на персонального представителя класса, группы, совокупности отношений, культуры, социализации и т.п. Практика порождает господство реальных абстракций, по аналогии с ними в науке господствуют теоретические абстракции, в философии абстрактно-общие категории. Конкретный человек с его личностными особенностями вытесняется и из практики, и из науки. Отчуждение становится или кажется тотальным... Становится или кажется?..
С точки зрения индивида, пожалуй, становится. Ибо он отчужден всесторонне и многократно: и в результатах деятельности, и в ее процессах; и в непосредственно личностном бытии, и в образовании, и в культуре.
- 1. Культура как специфически человеческий способ бытия в мире. Культура как система.
- 2. Диалектика форм бытия. Соотношение вечного и преходящего, единого и многообразного, материального и духовного, индивидуального и социального в культуре.
- 3. Взаимосвязь культуры и мировоззрения.
- 4. Назовите особенности мифологической и религиозной картины мира.
- 5. Специфика философского способа мышления. Сходства и отличия философии от мифологии и религии.
- 6. Место и роль философии в системе культуры.
- 7. Социокультурные предпосылки возникновения и развития античной философии.
- 8. Космоцентризм как основная черта античной философии.
- 9. Основные проблемы античной натурфилософии.
- 10. Учение элеатов о бытии. Раскройте смысл апорий Зенона.
- 11. Суть античного атомизма, его проявление в науке Нового времени.
- 12. Новизна и значение проблем, поставленных софистами и Сократом.
- 13. Проблема отношения идей и вещей в философии Платона.
- 14. Критика Аристотелем учения Платона.
- 15. Учение Аристотеля о материи и форме.
- 16. Принципы средневековой философии.
- 17. Причины подчинения философии теологической проблематике в эпоху средних веков.
- 18. Отличие средневекового истолкования Бога, человека и мира от античной трактовки.
- 19. Этапы развития средневековой философии.
- 20. Специфика схоластики как формы мыследеятельности.
- 21. Толкование природы универсалий в номинализме и реализме.
- 22. Содержание гуманизма как духовной ориентации мыслителей эпохи Возрождения.
- 23. Основные идеи, характерные философии эпохи Нового времени. Социокультурные предпосылки формирования данной эпохи.
- 24. Ключевая проблематика философии ф.Бэкона.
- 25. Сущность принципа cogito и учения о врожденных идеях р.Декарта. Врожденные Идеи
- Декартовское Cogito Ergo Sum
- 26. Характеристика немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).
- 27. Трансцендентализма Канта.
- 28. Учение Гегеля: связь метода и предмета философии.
- 29. Особенности антропологического материализма л.Фейербаха.
- 30. Особенности диалектического материализма к. Маркса и ф. Энгельса.
- 34. Сущность материалистического понимания истории.
- 35. Смысл марксовых понятий "общественное бытие", "общественное сознание", "базис", "надстройка", "формация", «революция".
- 36. Условия и причины формирования философии современности.
- Разновидности
- 37. Основные проблемы, рассматриваемые в современной философии. Философские школы, возникающие на основе исследования данных проблем.
- 38. Критерии выделения типов рациональности.
- 39. Отличия классического и неклассического типов философствования.
- 40. Особенности, отличающие русскую философскую традицию от западной.
- 42. Особенности философии как метафизики.
- 43. Проблема бытия как ключевая проблема онтологии.
- 45. Содержание и основные признаки диалектики и метафизики как типов мышления и методологий деятельности.
- 46. Исторические формы диалектики.
- 47. Сущность основных законов материалистической диалектики; механизм их действия.
- 48. Единство принципов, законов и категорий диалектики.
- 50. Технократизм как форма проявления метафизического мышления.
- 51. Основные формы и способы бытия человека в мире.
- 52. Соотношение понятий "активность", "деятельность", "практика".
- 53. Структура практической деятельности.
- 54. Основные этапы развития восточной философии.
- 55. Ведущие школы и направления в истории древнекитайской философии.
- 56. Ключевые проблемы древнеиндийской философии.
- 57. Особенности восточного типа философствования в отличие от западноевропейской традиции.
- 58. Аксиология как предметная область философии: основные подходы.
- 59. Характеристика этических, эстетических и когнитивных ценностей.
- 60. Место и роль моральных и эстетических категорий в структуре философского знания. Причины их возникновения и условия реализации.
- 61. Специфика социального познания; предмет и методы социально- философского анализа.
- 62. Принципы построения моделей общества и человеческой истории.
- 63. Материалистическое объяснение сути общественной жизни.
- 64. Общность и отличие социальной философии и философии истории.
- 65. Своеобразие проблемы истины, объяснения и понимания в историческом познании. Интерпретация как метод трактовки исторического события.
- 66. Различные концепции, описывающие смысл истории.
- 67. Единство и многообразие мировой истории.
- 68. Взаимосвязь и различие форм бытия.
- 69. Этапы взаимодействия общества и природы. Природная детерминация общественного бытия.
- 70. Проблема сознания: гносеологическая и онтологическая трактовки.
- 71. Различия между психикой и сознанием, сознанием и мышлением, мышлением и интуицией.
- 72. Принципиальное отличие трактовки сознания как отражения и как феномена.
- 73. Понимание идеального в диалектическом материализме, метафизическом материализме, объективном идеализме, субъективном идеализме.
- 74. Взаимосвязь языка и сознания в различных философских концепциях.
- 75. Диалектика индивидуального и общественного сознания.
- 76. Структура общественного сознания.
- 77. Проблематика, составляющая «исследовательское поле» гносеологии.
- 78. Основные позиции в решении вопроса о познаваемости мира.
- 79. Структура познавательного отношения. Источники и формы познавательной деятельности.
- 80. Достоинства и ограниченность рационализма и сенсуализма.
- 81. Диалектика чувственного и рационального, эмпирического и теоретического в познании.
- 82. Понятие знания. Уровни, виды и формы знания.
- Классификация знаний
- 83. Отличия научного познания от обыденного опыта. Структура научного знания.
- 84. Детерминанты и характерные черты образа науки в условиях антропогенной цивилизации.
- 85. Содержание «этоса науки». Предпосылки возникновения и осознания необходимости соблюдения моральных норм в системе научного познания.
- 86. Содержание истины как гносеологической проблемы.
- 87. Различие классического и неклассического понимания истины.
- 88. Место и роль эксперимента в науке.
- 89. Практика как критерий истины и основы познания.
- 90. Специфика философско-антропологического подхода к человеку.
- 91. Различные образы и способы описания человека в истории философии.
- 92. Связь сущности человека и его существования.
- 93. Экзистенциальность человеческого существования в современной культуре.
- 94. Гуманистический смысл постановки и осмысления проблемы отчуждения.
- 95. Опасности фатализма и волюнтаризма в осмыслении собственной жизни
- 96. Концепции сущности и происхождения человека.
- 97. Различие целесообразности и смысла человеческого существования.
- 99. "Человек в мире" и «мир человека»: методологические аспекты рассмотрения.
- 100. Человек как творение культуры и как её творец.
- 101. В чём суть кризиса техногенной цивилизации?
- 102. Истоки и тенденции становления антропогенной цивилизации.
- 103. Технический и интеллектуальный гений: проблемы генерирования и воплощения идей.