96. Диалектика количества и качества в бытии и познании
___Механизм такого перехода выражает другой диалектический принцип (закон) — взаимосвязи количественных и качественных изменений. Его формулировка такова: количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают границу меры предмета и вызывают смену его качества, осуществляющуюся в скачкообразной форме. Категория качества в философии означает совокупность свойств предмета. Парная ей категория количества подразумевает отношение качественно однородных предметов. Единство же количественных и качественных характеристик вещи схватывается категорией меры. Другими словами, мера — это те границы, те пределы, внутри которых количественные изменения не вызывают смену качества, т.е. предмет остается самим собой. У всякого предмета есть как количественные, так и качественные характеристики, а, следовательно, есть и мера. Но чтобы ее увидеть, нужно заставить предмет изменяться. Если, допустим, размеры данной книги уменьшить в пару раз, ее основное качество сохранится — ее все еще можно будет читать. А вот если уменьшить ее раз в сто, то пригодной для чтения она быть перестанет и, следовательно, свое главное качество потеряет. То же верно и при увеличении количественных параметров данного предмета. Границы же, или пределы количественных изменений, где книга будет оставаться книгой, и являются ее мерой. ___Нарушение границы меры означает смену качества (чрезмерная осторожность превращается в трусость, бережливость — в скупость, щедрость — в мотовство и т.д.). Для ее обозначения используется понятие скачок, которым подчеркивается резкость, катастрофичность происшедшей перемены. Что, впрочем, не следует понимать слишком буквально. Появление, например, новой биологической группы надвидового ранга (типа, класса, отряда) может занимать миллионы лет. Хотя это тоже, несомненно, макроэволюционный скачок. Его растянутость во времени не должна вводить в заблуждение: это для человека миллион лет — почти что вечность, а для биосферы в целом — лишь мгновение. ___Диалектика количественных и качественных изменений подразумевает причинно-следственный характер их взаимосвязи. Определенный объем количественных изменений выступает причиной смены качества развивающегося объекта. Вместе с тем и качество существенно влияет на количественные характеристики. Так, постепенное накопление студентом знаний приводит в конечном счете к появлению нового качества его личности — он становится специалистом, профессионалом. А это, в свою очередь, предполагает, что продолжающийся процесс накопления знаний будет далее протекать более умело и рационально.
- Оглавление
- 1. Мифологическое мировоззрение и его специфика.
- 2. Социально-исторические условия возникновения философии
- 3. Состав и структура философского знания.
- 4. Методы философского познания.
- 5. Социальные функции философии.
- 6. Философия и мифология.
- 7. Философия Демокрита
- 8. Софисты и Сократ
- 9. Онтология Платона
- 10. Гносеология Платона
- 12. Онтология Аристотеля.
- 13. Гносеология и логика Аристотеля.
- 14. Социально-политические взгляды Аристотеля.
- 15. Теоцентризм средневековой философии
- 16. Духовная эволюция а. Августина
- 17. П. Абеляр о нравственности христианина.
- 18. Ф. Аквинский о гармонии веры и разума.
- 19. Ф. Аквинский- классик схоластической философии
- 20. Спор между рационализмом и номинализмом в средневековой философии.
- 21. Ф. Бэкон об истине и заблуждении.
- 22. Рационализм р. Декарта.
- 23. Гносеология Дж. Локка
- 24. Социально-политические взгляды т. Гоббса
- 25. Монадология Лейбница и атомистика Демокрита: сравнительный анализ
- 26. Пантеизм б. Спинозы.
- 27. Этика б. Спинозы: соотношение свободы и необходимости
- 28. Философия Французского Просвещения XVIII века.
- 29. Гносеология и. Канта
- 30. Этическое учение и. Канта
- 31. Логическое учение г. Гегеля.
- 32. Философия истории г. Гегеля.
- 33. Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 34. Л. Фейербах как критик христианства.
- 35. Коммунистическое общество: утопия или сверхдальний прогноз.
- 36. Г. В. Плеханов о материалистическом понимании истории
- 37. Вклад в. И. Ленина в пропаганду и развитие марксистской философии
- 38. Основные идеи позитивизма
- 39. Основные идеи прагматизма
- 40. Философия а. Шопенгауэра.
- 41. Философия ф. Ницше
- 42. Феноменология Гуссерля
- 44. Проблема смысла жизни в философии а. Камю.
- 45. Э. Фромм: «иметь или быть».
- 46. Теория цивилизаций о. Шпенглера
- 47. К. Ясперс о смысле истории
- 48. А. Герцен как гносеолог и социальный мыслитель
- 49. Философские взгляды н. Г. Чернышевского
- 50. Философия истории л. Н. Толстого.
- 51. Метафизика «всеединства» в. Соловьева
- 52. Персонализм н. Бердяева
- 53. Н. Бердяев о истоках и смысле русского коммунизма.
- 54. З. Фрейд о структуре человеческой психики
- 55. Религиозная картина мира.
- 56. Натурфилософия как составная часть философского мировоззрения.
- 57.Современная научная картина мира.
- 58. Движение как атрибут материального мира и проблема воспроизведения движения в знании
- 59. Классификация форм движения материального мира и ее методологическое значение для научного познания
- 60. Общество как сверхбиологическая реальность
- 61. Гражданское общество и государство
- 62. Культура и общество
- 63. Антропосоциогенез, его этапы и факторы
- 64. Своеобразие общественной жизни как объекта познания и его отражение в философско-социологической мысли
- 65.Взаимодействие общества и природы в истории и его отражение в социально-философской мысли
- 66. Современный экологический кризис: причины его возникновения и пути выхода
- 67. Народонаселение как предпосылка и результат общественного развития; современные демографические проблемы
- 68. Социально-экономическая структура общества
- 69. Этническая структура общества. Межнациональные отношения в современном мире.
- 70. Соотношение биологического и социального в человеке.
- 72. Диалектика прав и обязанностей человека
- 73.Социальный детерминизм и свобода в деятельности людей
- 74. Регламентация и саморегуляция в человеческом поведении
- 75. Жизнь, смерть и бессмертие. Проблема смысла жизни и различные варианты ее решения
- 76. Проблема сознания в философии
- 77. Сознание и язык
- 78. Проблема идеального.
- 81. Сознание и мозг. Психофизическая проблема
- 83. Загадочные явления человеческой психики и сознания
- 84. Духовная жизнь общества: основные подходы к изучению
- 85. Идеология и ее социальные функции
- 86. Специфика обыденного сознания
- 87. Чувственное познание и его формы. Роль чувственности в познании
- 88. Рациональное познание и его формы. Роль мышления в познании
- 89. Взаимосвязь чувственного и рационального в познании. Полемика между сенсуализмом и рационализмом в истории философской мысли
- 90. Интуиция и ее роль в познании
- 91. Познание и понимание. Основные проблемы герменевтики
- Понимание в философии
- 93. Знание и вера: различные варианты ее решения в истории философской мысли
- 94. Проблема природы категорий в истории философии
- 95. Диалектико-материалистический метод мышления
- 96. Диалектика количества и качества в бытии и познании
- 97. Диалектика содержания и формы в бытии и познании
- 98. Диалектика возможности и действительности в бытии и познании
- 99. Диалектика причины и следствия в бытии и познании.
- 101. Диалектика единичного и общего в бытии и познании
- 103 Проблема противоречия в истории философской мысли
- 104. Диалектическая и формальная логики.
- 105. Диалектика и ее антиподы: софистика, эклектика, релятивизм, догматизм
- 106. Диалектический и метафизический методы мышления, их соотношение.
- 107.Наука как исторически определенный вид познавательной деятельности; критерии научности
- 110. Методы эмпирического познания.
- 111. Методы теоретического познания
- 112. Общенаучные методы познания
- 113. Эмпирический и теоретический уровни научного познания и их взаимосвязь
- 114. Наука и паранаука
- 115. Искусство как специализированный вид эстетического освоения мира
- 116. Художественный образ и научное понятие
- 117. Роль искусства в жизни общества и личности
- 118. Искусство и философия
- 119. Основные элементы религиозного системного комплекса Религиозное сознание