logo search
экзамен по философии

96. Концепции сущности и происхождения человека.

Проблема человека — ее сущности, происхождение, возможностей и перспектив, смысла бытия — издавна волновала мыслителей. Очень остро она стоит и в наше время, когда решается дальнейшая судьба человека и человечества. Не кто-то извне, а самые люди будут определять свою судьбу, и каждый несет за это свою частицу ответственности.

Относительно сущности и происхождения человека существовало много концепций — мифологических, религиозных, научных. Самые большие достижения науки о человеке сделаны за последние два столетия. За современными научными взглядами, человек — это высокорганизованное существо, которое имеет естественную основу, но приобретает и реализует свою сущность только в обществе. Человек осуществляет активную, целенаправленную, осмысленную трудовую, предметно-практическую деятельность, применяя при этом создаваемые ею же орудие работы, технику. Она имеет сознание и самосознание, язык, ум, волю, определенной (исторически возрастающей) мерой свободу, которая проявляется в способности выбора и самоопределение.

Человек — это субъект деятельности и общение, познание, эстетичного восприятия и освоения действительности, существо творческое, моральная, которая отвечает за свои поступки. Формирование и развитие человека — вместе с тем формирования и развитие общества, материальной и духовной культуры, вне которой человек как такая не может существовать.

Происхождение человека по-разному трактуется религией и наукой. Религия выходит из идеи креационизма ( от лат. сгеаге — создавать), то есть создание мира, всих вещей и существ Богом. Как сказано в Библии: "И создал Господь Бог человека из пороха земного, дыхание жизни вдохнул в ноздре ее — и стал человек живой душой" (книга Бытия 2, 7).

Наука доказывает, что предпосылки возникновения человека сложились естественным путем. Наша Вселенная (Метагалактика) имеет такие физические свойства, которые в нем возможное образование сложных систем и — при определенных условиях — живых организмов. Наукой установлено, что человек происходит от животного, итак, ее появлению предшествовал очень продолжительный ( несколько миллиардов лет) путь биологической эволюции. Процесс преобразования животного на человека начался несколько миллионов лет тому. Непосредственными предками первоначальных людей полагают австралопитеки; дальше последовательно формируются такие переходные типы, как "человек умелый" ( от лат. Нота Наниз), питекантропы, синантропы, неандертальце (ранние и поздние). В этом процессе действовали закономерности естественного отбора, но его объектами становились не только отдельные индивиды, а целые группы предлюдей: преимущество имели те, в которых более всего проявлялись сплоченность, а также пластичность, вариантность поведения, способность приспособиться к непостоянным обстоятельствам. Целиком вероятно, что существенную роль играл такой биологический фактор, как мутации, генетические изменения, которые повлияли на анатомические и физиологические характеристики, значительно расширили возможности мозга. Вопрос о биологических предпосылках возникновения человека, бесспорно, еще нуждается в исследовании.

На завершающей стадии формирования человека решающее значение имели уже не биологические, а социальные факторы: возникновение и развитие трудовой, предметно-практической деятельности, разборчивого языка, преобразование стада предлюдей на первоначальный родительный коллектив, основанный на экзогамии (такая форма кровноспоридне-их связей, коли браки между близкими родственниками невозможные) и на первых, сначала еще инстинктивных, социально-моральных нормах.

Исключительно важную роль в формировании человека и человечества играл разборчивый язык, который возникший и розвинулася вместе с трудовой деятельностью и социальными формами жизни. Язык — это универсальная, то есть всеохватывающая, знаковая система, которая имеет свою внутреннюю целостность, потому что между ее элементами, словами устанавливаются грамматические связи.

Язык выполняет прежде всего функцию средства общения (коммуникативную) — сначала как звуковая, а позднее и как письменная. Соответственно расширялись возможности общения — в пространстве и времени.