«Диалектика» Аристотеля
Сравнение учения Аристотеля о знании с учениями некоторых крупных рационалистов XVII в., например Декарта, показывает, что в одном чрезвычайно важном вопросе теории познания и логики Аристотель видел дальше и яснее, чем знаменитый французский ученый и философ. Это вопрос о вероятностном знании. Аристотель с не меньшей силой, чем позднейшие рационалисты, и с гораздо большим приближением к материализму, чем они, полагал, что цель знания — верное отражение самой реальности. Вместе с тем он ясно видел, что далеко не всегда и не по всем вопросам знание сразу возникает как достоверное познание реальности. В ряде случаев и по ряду вопросов знание не может быть непререкаемым обладанием истиной, а есть лишь знание вероятное. Это знание предполагает свой, особый метод. Это не метод науки в точном смысле слова, а метод, приближающий к научному методу, подготовляющий его. Аристотель называет его «диалектикой», отклонившись в использовании этого термина от традиции его применения у Сократа и у Платона. Для Сократа «диалектика» была способом отыскания достоверного знания посредством анализа противоречий в ходячих и в философских представлениях о его предмете. Для Платона «диалектика» — учение о познании истинно-сущего, достигаемое посредством упражнения ума в созерцании бестелесных «эйдосов», или «идей», не опирающемся на чувственность. И у того и у другого «диалектика» — знание достоверное.
Напротив, для Аристотеля «диалектика» — только исследование, а не доктринальное изложение непререкаемых истин. Предмет аристотелевской «диалектики» — не сама истина, не соответствие знания его предмету, а только отсутствие формального противоречия между терминами обсуждаемого вопроса, а также между положениями, высказанными участниками спора. Ценность «диалектики», по Аристотелю, во-первых, в ее способности показать, каким образом должен исследоваться вопрос; для этого развиваются умозаключения, которые могли бы привести к ответу на поставленный вопрос (не к достоверному, а всего лишь вероятному) и которые были бы свободны от противоречий. Во-вторых, «диалектика» дает способ исследовать, что в ответах на поставленный вопрос может быть ложного.
В качестве специфических умозаключений, а именно не способных к обоснованию достоверных выводов, «диалектические» силлогизмы, как их называет Аристотель, основываются не на необходимых посылках, а на «мнениях, принятых на веру», иначе — на положениях, признанных в качестве вероятных авторитетными лицами. Единственная логическая сила, которой обладают «диалектические» силлогизмы, — их внутренняя непротиворечивость. Однако, опираясь на эту свободу от внутренних противоречий, можно получить всего лишь вероятные выводы. Такое исследование следует считать не установлением истины, а всего лишь испытанием.
Но будучи систематически разработано, «испытание» — это не только логическая тренировка. «Испытание» возвышает мысль над узколичным или частным, над чисто случайным и вводит ее в сферу всеобщего. Однако всеобщность эта все же лишена необходимости. Исследованию умозаключений и рассуждении этого рода посвящена «Топика» Аристотеля. В ней в качестве цели «диалектики» указывается или установление определения или опровержение.
В «Топике» (II–VII) особенно обстоятельно разработаны правила опровержения. Нельзя не согласиться с Робэном (Robin), что по существу это «критические правила верификации» [72, с. 42]. Испытывается некоторое предложение, в котором высказывается принадлежность известному предмету известного свойства. Вопрос заключается в исследовании, соответствует или не соответствует этому предмету приписанное ему свойство. Рассматриваются случаи, когда обращение предложения (перемена местами его субъекта и предиката) возможно и когда оно невозможно. В первом случае приписанный предмету атрибут или точно выражает сущность предмета и представляет его дефиницию, или не дает точного определения предмета и есть только его «собственное» свойство; например, когда «грамматик» по отношению к «человеку» не выражает сущности человека, а представляет единственный открывшийся познанию его атрибут. Во втором случае «обращение» неосуществимо. Здесь, в свою очередь, представляются две возможности: первая, когда свойство есть элемент определяемого, но имеет в сравнении с ним больший объем. Такое свойство — род. Или вторая возможность, когда это свойство — не род, а видовое отличие, но опять-таки с объемом большим, чем у определяемого. Если же приписанное предмету свойство не есть элемент его сущности, то оно будет «случайным» качеством [см. Топика, I, 4 и 8].
Сказанным определяется возможный способ «испытания» предложений. Если сущность вещи или существа предполагают выразить посредством какого-либо свойства (атрибута), то для проверки предложения можно сопоставить его или с отдельными экземплярами рода, или с видами. Чтобы проверить, например, предложение: «Наука о различных противоположностях есть одна и та же», — необходимо сопоставить это предложение с различными видами противоположностей, а затем исследовать эти самые противоположности.
Таковы, некоторые виды логического испытания предложений. Самым ценным из них будет испытание точности, с которой указывается род определяемого. Для этого рассматриваются отношения определяемого предмета к различным видам его рода: если он не попал ни в один из них, то это доказывает, что он и не принадлежит к указанному роду; или проверяют, действительно ли указанный род ближайший, а для этого исследуют, не входят ли в этот род термины, отличные от определяемого.
В этих логических «испытаниях» есть нечто общее: во всех них сопоставляются одни вероятности с другими. Как впоследствии у Ф. Бэкона, предполагается, что даже одна-единственная невероятность дает повод для сомнения и выдвигает на очередь задачу проверки и критического испытания.
Кроме различных способов «испытания», «диалектика» Аристотеля выдвигает другую важную проблему. Это исследование высших начал знания посредством рассмотрения противоречий и трудностей, которые могут обнаружиться при разработке того или иного вопроса. Такое рассмотрение образует «апоретический» метод исследования. Термин «апоретический» происходит от aporia («трудность», «недоумение») и означает исследование равносильных противоречий в решении проблемы. Апории были у Зенона из Элеи.
Необходимость исследования «апорий» обусловливается у Аристотеля его взглядом на доказательное (демонстративное) знание. По его убеждению, доказательная наука сама не способна доказать начала, или принципы, на которые она опирается. К выводу этих начал приводит, по Аристотелю, индукция. Но в «Топике» индуктивный способ установления начал почти не рассматривается. В качестве метода открытия начал «Топика» указывает и рассматривает «апоретическое» исследование. «Апоретический» метод — тренировка ума, ведущая к непосредственному усмотрению начальных положений науки об исследуемом предмете. Здесь мысль Аристотеля приближается к учениям Сократа и особенно Платона об «эвристическом» и педагогическом значении «диалектики» противоречий в подготовке к познанию трудно уловимой истины.
- Асмус Валентин Фердинандович Античная философия Предисловие
- Древнегреческая философия как идеология рабовладельческого общества
- I. Ранняя философия древнегреческого Востока и Запада
- 1. Милетские материалисты Фалес
- Анаксимандр
- Анаксимен
- 2. Ксенофан
- 3. Пифагор и ранние пифагорейцы
- II. Философия в эпоху развития рабовладельческой демократии
- 1. Гераклит Эфесский
- 2. Элейская школа
- Парменид
- Физика Парменида
- Зенон из Элеи и его апории
- 3. Эмпедокл Жизнь и деятельность
- Философские взгляды и идеи
- Космология
- Биология
- 4. Анаксагор
- Исторические предпосылки
- Жизнь и деятельность
- Осуждение Анаксагора
- Учение о гомеомериях
- «Ум» Анаксагора
- Космология
- Учение о познании
- 5. Софистика
- Философия софистов
- III. Возникновение идеализма и атомистического материализма
- 1. Сократ и сократовские школы
- Проблема подлинности учения
- Формирование метода
- Диалектика Сократа
- Характеристика метода
- Отрицательная диалектика
- Рационалистическая тенденция в этике Сократа
- Сократовские школы
- 2. Пифагорейцы второй половины 5–4 вв. До н. Э
- Гармония противоположностей и космос
- 3. Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита
- Атомистический материализм
- Необходимость и случайность
- Космология и космогония
- Атомизм в математике
- Учение о познании
- Психология
- Вопрос о богах
- Учение о человеке и культуре
- Этика и политика
- IV. Платон
- 1. Жизнь и сочинения Платона
- Жизнь Платона
- Сочинения Платона
- 2. Учение Платона об «идеях» («видах»)
- «Идеи» и чувственный мир
- «Идея» как понятие
- 3. Теория познания Платона
- Анализ знания
- Диалектика знания
- Виды знания
- 4. Диалектика Платона
- Взаимопереход «идей»
- Закон непротиворечия
- Диалектика и чувственный мир
- 5. Теория «идей», космология и пифагорейское учение о числах
- Влияние пифагорейцев
- 6. Критика учения об «идеях» в «Пармениде» и «Софисте» Платона
- 7. Учение Платона об обществе и государстве
- Формы государства
- Идеальное государство
- Добродетели в государстве
- Социальный смысл утопии Платона
- Мнимый «коммунизм»
- 8. Платоновская Академия после Платона
- V. Аристотель
- 1. Жизнь и сочинения
- Сочинения Аристотеля
- 2. Критика учения Платона об «идеях» у Аристотеля
- 3. Онтология Аристотеля и учение об отношении между понятиями и чувственным бытием
- Форма и материя
- Учение о четырех причинах
- Перводвигатель
- 4. Физика и космология Аристотеля
- Учение о движении
- Физика элементов
- Телеология
- 5. Геоцентрическая система
- 6. Теория познания Аристотеля. Наука, искусство и опыт
- 7. Логика Аристотеля и его учение о методе
- «Диалектика» Аристотеля
- Теория достоверного познания. Определение и доказательство
- Недоказуемые элементы
- Метод установления исходных принципов науки
- «Энтимема»
- Научная база логики и теории познания Аристотеля
- 8. Силлогистика
- Отправные идеи
- Силлогизм как импликация
- Прочие идеи
- 9. Категории
- 10. Психология
- 11. Этика
- Добродетели
- Справедливость
- Этический идеал
- 12. Учение об обществе и государстве
- Сущность государства
- Структура общества
- Формы государства
- 13. Ликей, или перипатетическая школа после Аристотеля
- Философия эллинистической эпохи
- VI. Скептицизм
- Энесидем
- Агриппа
- Секст Эмпирик
- Сочинения Секста
- Попытки Секста отмежевать скептицизм от других учений
- Оценка античного скептицизма Гегелем
- VII. Материализм Эпикура
- Жизнь и сочинения Эпикура
- Задача философии
- Маркс о различии Эпикура и Демокрита
- Каноника Эпикура
- Физика Эпикура
- Этика Эпикура
- Воззрения Эпикура на происхождение языка
- Значение философии Эпикура
- VIII. Материализм в Древнем Риме. Лукреций Кар
- Тит Лукреций Кар
- IX. Греческий стоицизм
- Человек и общество
- Теория познания
- Онтология
- Господство судьбы
- Теодицея
- Свобода
- Космология
- X. Стоицизм в Древнем Риме
- 1. Панэций
- 2. Посидоний
- 3. Сенека
- 4. Римский эклектизм
- Цицерон
- Марк Теренцнй Варрон
- Эпиктет
- Марк Аврелий
- XI. Продолжатели идеалистической традиции
- 1. Средняя и новая Академия Аркесилай
- Карнеад
- 2. Критика скептицизма в новой Академии
- 3. Новопифагорейство. Пифагорействующии платонизм
- 4. Филон из Александрии
- XII. Неоплатонизм
- 1. Плотин
- Исходные понятия
- Учение о знании
- Материя
- Душа человека
- 2. Порфирий
- 3. Дальнейшая судьба античного неоплатонизма в IV и V вв. Н. Э. Cирийская школа
- 4. Прокл
- Заключение
- Цитируемая литература