logo search
Философия - Учебники / Канке / Канке

7.3. Философия истории Что выло, что будет?

Философия истории интересуется направленностью исторического процесса.

Древние греки воспринимали мир как завершенный Космос с его гармонией и цикличностью. Везде они ви­дели круговорот, касалось ли это Космоса или жизни человека.

Христианская философия истории преодолевает античную идею круговорота. Приход Христа, его казнь, ожидаемое второе пришествие — это узловые пунк­ты истории, временности мира, который до своего гре­хопадения находился в царстве вечности (никто не умирал) и который, пройдя сложный путь очищения от совершенных им грехов, способен вернуться в веч­ность. История имеет конечный пункт, но он достижим лишь тогда, когда человечество станет Богочеловечеством.

Философия Нового времени вырабатывает рациональ­ные объяснения хода исторических процессов. Сам ра­зум признается источником прогресса (Ф. Бэкон, Р. Де­карт), поступательного, от менее совершенного к более совершенному, движения общества. Все чаще время и ход истории считаются линейными процессами.

147

Маркс считал, что последовательный прогресс об­щества от первобытного до рабовладельческого, феодаль­ного, капиталистического и коммунистического обес­печивается развитием производительных сил.

Рассмотренные концепции истории можно изобра­зить следующим образом.

Античность (круговорот в истории)

Средние века (разрыв пото­ка вечности грехопадени­ем человека)

Новое

время (прогресс)

Новейшее время (нелинейность эволюции)