Учение о жизненном мире и "кризисе европейского человечества".
Феноменология Гуссерля—учение, которое постоянно видоизменялось, сохраняя, правда, некоторые центральные для него темы и понятия. Еще в ранних работах Гуссерль различил, а в поздних многосторонне исследовал "естественную" и "феноменологическую установки" (Einstellungen). Первая характерна для обычной жизни и естественных наук. Мир, его предметы принимаются в качестве естественно существующих, предшествующих сознанию, само собой разумеющихся. Вторая установка, напротив, превращает мир и его процессы в проблемы и исследует, как именно внешний мир дан нам. Гуссерль имеет в виду следующее. Материалистическая философия и естественные науки ошибочно исходят из того, что внешний мир непосредственно дан нашему сознанию. На самом деле сознанию даны вещи, отдельные процессы, а фрагменты мира предстают лишь в качестве горизонтов. "Горизонтность" (Horizonthaftigkeit) — важнейшее свойство сознания. Внешний мир не дан непосредственно, а есть категория, данность человеческой культуры, результат развития индивида в контексте общества и истории. Отдельный человек пробивается к этому понятию довольно поздно, берет его именно из опыта культуры, осваивает как "горизонт всех горизонтов". Таким образом, феноменологическая установка помогает преодолеть "наивность" естественной установки и натурализм естествознания.
Если в ранней феноменологии естественная установка бралась исключительно под критическим углом зрения, то в поздней гуссерлевской философии, особенно в упомянутой выше работе "Кризис европейских наук... ", положение заметно изменилось. Гуссерль ввел понятие "жизненного мира" (Lebenswelt). Спорадически он употреблял его уже с 1917 г.. Сначала он имел в виду именно совокупность естественных установок сознания, непосредственно включенного в процесс обычной жизни. Но потом этому понятию было придано особое значение "Жизненный мир", по Гуссерлю, — это "действительный и конкретный мир", реальность, которая нас окружает и нас включает, бытийная почва и горизонт для всякой, внетеоретической и теоретической, практики. В качестве такого горизонта и такой почвы жизненный мир должен быть специально исследован и "тематизирован"". Это мир созерцающего опыта, который относится к "субъективности опыта" и к обыденной жизни человеческого сообщества. Он дан до науки и вне ее. Проанализировав "физикалистский объективизм прежней жизни (Галилей) и "трансцендентальный субъективизм" философии (Декарт), Гуссерль пришел к выводу, что их корни лежат в жизненном мире европейского человечества нового времени. Так в поле зрения феноменологии попали историческая проблематика и прежде подлежавшие редуцированию проблемы обыденного сознания и опыта. Однако призмой, сквозь которую все рассматривалось, осталось сознание с его феноменами. Кроме того, жизненный мир Гуссерль анализировал с парадоксальной целью — стремясь с помощью обновленной феноменологической редукции "вывести из игры" все конкретные, обусловленные тем или иным временем данности жизненного мира. Однако прежде чем будет достигнута такая цель, необходимо, по Гуссерлю, осмыслить развитие и судьбу европейских наук в контексте их жизненного мира.
А это значило связать идеал "объективности", господствовавший в науке и философии нового времени, а также научные идеализации именно с жизненным миром, который, при всей своей относительности, имеет "априорные структуры" — например, сконцентрированность "естественной среды" вокруг телесного, движущегося (кинестезического) Я. Первоочевидность для науки—это очевидность субъективного, говорит Гуссерль в согласии с феноменологически-трансценденталистской позицией. Но в соответствии с поздней концепцией добавляет: первоочевидное есть субъективное как изначально включенное в жизненный мир. Главная структура жизненного мира — его историчность. Он является нам в обличьи какой-либо исторической традиции; он всегда соотнесен с конкретным человеческим сообществом, а значит, с его территорией, с почвой, ландшафтом, домами и другими постройками, словом, соотнесен с окружающим миром в широком смысле этого слова. Есть "первоначальная окружающая среда" (Ur-Umwelt), ближайшая к нам природа и "мир твоего дома" (Heimwelt), твоей семьи (Familienwelt), расширяющийся в пространство "родины" (Heimat). Этот мир, с одной стороны, имеет глубоко личностную окраску, а с другой стороны, предстает как "среда вещей" (sachliche Umwelt). И уже на таком двуединстве природного и персонального мира базируется идеальная среда, т.е. сложное переплетение объективированных "данностей" культуры.
Из сказанного ясно, какие богатые возможности для анализа предоставляла гуссерлевская феноменология. Соответственно и история феноменологического движения связана с дальнейшим развитием, усилением тех или иных аспектов феноменологии.
- История философии: Запад-Россия-Восток (книга третья. Философия XIX — XX в.). (Сборник)
- Основные тенденции развития западной философии во второй половине XIX - начале XX в.
- А. Шопенгауэр, с. Кьеркегор, ф. Ницше - возмутители спокойствия в философии XIX в.
- Артур Шопенгауэр (1788-1860).
- Мир как представление и воля.
- Этика Шопенгауэра.
- Серен Кьеркегор (1813-1855).
- Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора.
- Жизнь и сочинения Ницше.
- "Жизнь" и "воля" — центральные понятия философии Ницше.
- Нигилизм. Переоценка ценностей.
- "Так говорил Заратустра". Идея сверхчеловека.
- Непрекращающийся спор о Ницше.
- "Первый позитивизм".
- У истоков позитивизма (Сен-Симон).
- Огюст Конт
- Конт о стадиях развития истории человечества.
- Позитивизм в Англии.
- Индуктивистский позитивизм Джона Стюарта Милля.
- Эволюционный позитивизм Герберта Спенсера.
- Философия природы и духа в 50 - 70-х годах XIX в.
- Предыстория.
- Марбургская школа неокантианства.
- Фрайбургская (баденская) школа неокантианства.
- Введение.
- Гегельянство в Англии.
- Немецкое неогегельянство.
- Неогегельянство в Италии.
- Прагматизм.
- Чарльз Сандерс Пирс.
- Уильям Джемс.
- Джон Дьюи.
- "Второй позитивизм".
- Эмпириокритицизм как теоретико-познавательная программа искоренения метафизики.
- Эмпириокритическая концепция жизни.
- Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как "элементы мира" .
- Американский неореализм.
- Американский критический реализм. Философия Джорджа Сантаяны
- Философия жизни.
- Анри Бергсон. Жизнь и сочинения.
- Исходный пункт — свобода.
- Материя и восприятие. Материя и память.
- Жизнь. Творческая эволюция. Длительность.
- Интеллект. Инстинкт. Интуиция.
- Жизнь и сочинения Дильтея.
- Жизнь и сочинения Дильтея.
- Основные идеи философии Дильтея.
- "Школа Дильтея".
- Георг Зиммель (1858-1918).
- Освальд Шпенглер.
- Понятие "культура" в концепции Шпенглера.
- Идея развития.
- Морфология культуры. Символ.
- Современность и политика.
- Наука и миф.
- Техника.
- Феноменология.
- Жизнь и сочинения.
- Феноменологическое учение о сознании и методе.
- Учение Гуссерля о мире. Феноменологический идеализм, феноменологическая редукция.
- Учение о жизненном мире и "кризисе европейского человечества".
- Феноменологическое движение.
- Онтология Николая Гартмана.
- Философское значение идей Макса Вебера.
- Психоанализ.
- Зигмунд Фрейд (1856-1939).
- Бессознательное.
- "Судьбы влечений".
- Философия культуры.
- Карл Густав Юнг (1875-1961).
- Коллективное бессознательное.
- Неофрейдизм.
- Эрих Фромм (1900—1980).
- Психоанализ и философия.
- Аналитическая философия.
- Рождение аналитической философии.
- Джордж Эдвард Мур (1873-1958).
- Бертран Рассел (1872-1970).
- Жизнь и сочинения.
- "Логико-философский трактат".
- "Философские исследования".
- Дальнейшее развитие аналитической философии.
- Специфика Русской культуры и её роль в развитии российской и мировой культуры.
- Борьба против и в защиту метафизики.
- От Платона — к обновленному идеализму.
- Споры о сознании.
- От марксизма к идеализму. Судьбы российской интеллигенции.
- Российская интеллигенция — ее судьба и вина
- Противоречия нравственного мировоззрения русской интеллигенции. Отношение к богатству и бедности.
- Дефицит права, правосознания на Руси и русская интеллигенция.
- Полемика вокруг "Вех".
- Что такое "русская идея"?
- Патриотизм и критическое отношение к России, русскому народу — совместимы ли они?
- Самобытность "русского пути"?
- Россия и Восток. Россия как Евразия.
- Павел Новгородцев (1866—1924).
- Кризис современной культуры, современного правосознания и общественный идеал.
- Демократия и правовое государство.
- Жизнь и сочинения.
- "Философия свободы". "Смысл творчества".
- Этика творчества и экзистенциальная диалектика (о поздних произведениях Бердяева).
- Жизнь, сочинения и идеи.
- Исследование и интерпретация философии Гегеля.
- О России и российской культуре. Критика л. Толстого и толстовства.
- "Путь духовного обновления".
- Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма.
- Жизнь и сочинения.
- Специфика философского творчества.
- Николай Фёдоров(1828—1903).
- Василий Розанов(1856-1919).
- Жизнь и сочинения.
- Триединство, истина, диалектика в философии Флоренского.
- Учение о Софии.
- Философия символа и космоса.
- Учение о языке.
- Жизнь и сочинения.
- Действительность, реальность, идеальное бытие.
- Бытие и жизнь. "Живое знание".
- Жизнь и сочинения.
- Основные принципы и идеи философского учения
- Жизнь и сочинения.
- Философия абсолюта
- Проблема личности.
- Восточные традиции и современность.
- Культурный нигилизм философов-модернистов.
- Восток—Запад. Синтез идей.
- Влияние протестантской парадигмы на Востоке.
- Поиски пути развития.
- Религиозно-философское "возрожденчество".
- Постмаоизм.
- Японский вариант "протестантизма".
- "Ненасильственная цивилизация" Махатмы Ганди.