Жизнь и сочинения.
Основатель феноменологии Эдмунд Гуссерль (Husseri, 1859—1938) родился в Проснице (в Моравии) в еврейской семье. Его отец был чиновником. Гуссерль окончил гимназию в Австрии, затем получил высшее образование в университетах Лейпцига, Берлина и Вены. Началась студенческая жизнь Гуссерля в 1876 г. В Лейпциге он изучал астрономию, физику, математику, занимался психологией и философией у известного тогда психолога Вильгельма Вундта. В Берлине Гуссерль увлекся философией, хотя продолжал и изучение математических дисциплин. Заканчивал курс он у видного математика Карла Вейерштрасса, который оказал на молодого ученого огромное влияние. У него Гуссерль был (после защиты в 1883 г. в Вене кандидатской диссертации) ассистентом. И пусть Гуссерль скоро отдалится от математики и — через философию математики — выйдет к философии и ее проблемам, строгое математическое познание на всю жизнь останется для основателя феноменологии высшим образцом.
Переходный этап запечатлен в работах Гуссерля, написанных в конце 80 — начале 90-х годов. В них еще чувствовалось влияние Вейерштрасса. Но сказалось и воздействие тогдашних философских идей — неокантианцев А. Ланге, Г. Гельмгольца, историка философии Ф. Паульсена; отчасти же на Гуссерля повлиял вошедший тогда в моду психологизм. Но в наибольшей степени путь Гуссерля от математики к философии был определен австрийским психологом и философом Францом Брентано. Гуссерль сам признавал, что в период колебаний и сомнений при окончательном выборе жизненного пути (в 1884 — 1886 гг.) блестящие лекции Брентано по практической философии и философской логике поставили точку: Гуссерль решил стать философом. В 1886 г. в Галле он защитил кандидатскую диссертацию по философским проблемам арифметики. В Галле же, под руководством К. Штумпфа им была подготовлена докторская диссертация, из которой потом выросла "Философия арифметики", том первый (1891)2. Предполагалась подготовка второго, так, однако, и не написанного им тома. Гуссерль пытался применить установки психологизма к исследованию арифметики. Он хотел вникнуть в психологические процессы, сопровождающие рождение понятий и принципов арифметики, и с их помощью объяснить "математические сущности". Но скоро Гуссерль понял — не без влияния идей видного логика Готлоба Фреге и неокантианца Пауля Натропа, — что исследование понятий математики на основе психологизма обречено на неуспех. И тогда началось гуссерлевское переосмысление психологизма, которому суждено было перерасти в резкую, уничтожающую критику.
После защиты докторской диссертации Гуссерль в 1887 г. стал приват-доцентом в университете Галле. Поиски регулярного профессорского места оказались для него весьма трудными. С 1901 г. (по 1916г.) Гуссерль преподавал в Геттингене, но профессором стал только в 1906 г. Между тем в 1900—1901 гг. появилась его двухтомная работа "Логические исследования", которая сегодня, в сущности, единодушно признана классическим произведением, одним из лучших в философии XX в. "'Логические исследования" сразу сделали Гуссерля известным философом. Правда, начались споры вокруг того, что главное в этом сочинении — споры, не прекращающиеся и до сего дня. Оснований для разногласий было более чем достаточно.
В первом томе Гуссерль решительно выступил против психологизма в логике, который трактовался широко, включая не только Теодора Липпса (1851—1914), немецкого философа и психолога, но и Милля, Зигварта, Вундта, Маха, Авенариуса и др. Аргументы психологистов, как их фиксирует Гуссерль, сводятся к следующему: как бы мы ни определяли логику, ее объекты — мышление, суждение, умозаключение, познание, доказательство — суть сама психическая деятельность человека или ее продукты. А значит, следует построить сначала психологию познания, и только на ее основе — логику. Гуссерль — в согласии с целым рядом антипсихологистов, к которым принадлежали, например, неокантианцы — отверг эти притязания психологизма, охарактеризовав его как субъективизм, релятивизм, скептицизм. Общую формулу психологизма Гуссерль свел к следующему: истина для всякого то, что ему кажется истинным, для одного — одно, для другого — противоположное. Можно выбрать и такую формулу: всякая истина относительна и зависит от высказывающего суждение субъекта.
В противовес психологизму Гуссерль в первом томе "Логических исследований" сформулировал замысел "чистой" логики как науки об абсолютных сущностях, об истинах, содержание которых "тождественно едино" и не зависит от высказывающего суждения субъекта. Их родоначальник феноменологии причисляет к "очевидностям", к истинам, которые он отнюдь не отождествляет (как то было принято в классической философии) с законами наук о природе (последние, напротив, названы лишь вероятностями, "идеализирующими фикциями"). Очевидных истин, по Гуссерлю, сравнительно немного: это законы логики, принципы математики. Их Гуссерль называет "истинными сущностями", "идеальностями" и считает предметом чистых логики и математики. Философская дисциплина, их изучающая, именуется, как у Фихте, наукоучением. Но в отличие от Фихте Гуссерль считает, что наукоучение не имеет ничего общего "с субъективизмом Я" (философия Фихте с точки зрения раннего Гуссерля скорее бы могла быть отнесена к психологизму).
Гуссерлианские "чистые сущности" отделены от всего эмпирического, реального, психологического. Это заставляет вспомнить о Платоне, Гегеле, о "математическом идеализме" того типа, который был представлен чешским математиком Б. Больцано. Родство с учением Больцано Гуссерль в "Логических исследованиях", действительно, признавал. Но вот от обвинений в платонизме и тем более гегельянстве решительно открещивался. Сторонник строгого научного мышления, он не мог принять ни мифологического идеализма Платона, ни абсолютного идеализма Гегеля — он считал эти концепции "метафизическим гипостазированием" всеобщего (т.е. раздуванием, преувеличением его значения, превращением его в якобы самостоятельную "ипостась" реальности).
Но все это было сделано и сказано в первом томе "Логических исследований" (только он и был, кстати, переведен на русский язык, почему наши читатели, не изучавшие всю работу Гуссерля, часто получали одностороннее представление о феноменологии). Второй том, вышедший всего одним годом позже, демонстрировал быструю эволюцию позиции Гуссерля от "абсолютного логицизма" наукоучения к оригинальной феноменологии сознания. Она и стала специфическим вкладом Гуссерля в развитие мировой философии.
В 10-х годах эта позиция уточнялась, причем происходило это весьма интенсивно и плодотворно. Геттингенский период развития Гуссерля (1900— 1916) был отмечен его особым вниманием к таким понятиям, как "феномен", "феноменология", "время", "сознание", а также созданием учения о феноменологической редукции. Весь этот процесс научных исканий хорошо прослеживается в текстах лекций. Многие из них были опубликованы лишь впоследствии. Таковы, например, лекции "Феноменология внутреннего сознания времени" (X том "Гуссерлианы", русский перевод — М., 1994); "Пять лекций по феноменологии" (том II "Гуссерлианы") и др. Самыми известными работами этого периода стали статья в "Логосе" (1910-1911) "Философия как строгая наука" и конечно же "Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии" (1913, они называются "Идеи I", так как есть еще "Идеи П" и "Идеи III", развивающие главные принципы первого сочинения).
В это время вокруг Гуссерля образовался круг учеников и последователей. В Мюнхене работали философы и психологи, которые с 1907 г. начали тесное сотрудничество с Гуссерлем, образовав так называемую мюнхенскую школу феноменологии. Это были А. Пфендер, А. Райнах, М. Гаигер, И. Дауберт, X. Конрад -Марциу с, Р. Ингарден, Д. фон Гильдебранд. Мюнхенская группа принимала активное участие в создании "Ежегодника философии и феноменологических исследований". Важную роль в сотрудничестве феноменологов играл Макс Шелер, затем вступивший на самостоятельный путь философского развития. Правда, и сотрудничество с мюнхенцами прервалось, ибо они, как считал Гуссерль, не занимались собственно философией — разумеется, в гуссерлевском понимании.
С 1916 г. до самой смерти в 1938 г. Гуссерль жил во Фрайбурге и до 1928г. оставался профессором Фрайбургского университета. Гуссерля снова окружили поистине блестящие философы: его лекции слушали М. Хайдеггер, позднее — Э. Левинас, А. Гурвич, М. Фарбер, Г.-Г. Гадамер, К. Левит, Г. Маркузе, А. Швейцер, философ из России ф. Степу н и многие другие. Гуссерль стенографировал и отрабатывал материалы к лекциям, как бы впрок подготавливая их для печати. Впоследствии рукописи, заметки, письма Гуссерля составили его огромный архив, часть которого (в соответствии с тематикой) печатается в Гуссерлиане. Многие страницы рукописей до сих пор не опубликованы. Из работ, созданных во Фрайбургский период, следует назвать "Формальную и трансцендентную логику" (1929), "Опыт и суждение" (сочинение опубликовано учеником Гуссерля Л. Ландгребе в Праге в 1938 г.). К 1929 г. относятся знаменитые "Картезианские размышления" (изданные сначала во французском варианте) и "Парижские доклады", написанные после и на основе успешных докладов в Париже и Страсбурге (вместе с другими материалами они опубликованы на немецком языке в первом томе "Гуссерлианы"). Но еще в 1928 г. Гуссерль (по возрасту) ушел в отставку с поста профессора. Его пост "наследовал" Хайдеггер, что казалось вполне естественным, ибо Гуссерль считал его своим наиболее талантливым, даже "гениальным" учеником, хотя был весьма разочарован, когда Хайдеггер в 1927 г. опубликовал "Бытие и время" (причем книга эта была сначала опубликована в гуссерлевском "Ежегоднике феноменологических исследований" и по рекомендации мэтра, который, возможно, внимательно прочитал текст Хайдеггера только после публикации). В 1929 г. Хайдеггер произнес свою вступительную профессорскую речь во Фрайбурге. И тогда Гуссерль четко и остро осознал глубину различия между своей феноменологией и учением Хайдеггера.
Но самые тяжелые испытания были впереди. Они пришли вместе с захватом власти гитлеровцами. В апреле 1933 г. вступил в силу расистский закон о государственных служащих, и Гуссерль из-за своей национальности был вычеркнут из списка профессоров и даже лишен доступа в университет и его библиотеку. Гуссерль, который верно служил Германии и ее культуре (к тому же он принял протестантизм), был глубоко оскорблен, охвачен беспокойством за судьбу детей, воспитанных им в духе "национального патриотизма". Основатель феноменологии раньше сравнительно мало интересовался философией общества. Теперь же его взгляд был обращен к актуальным и тревожным вопросам социального бытия, развития человеческой истории. В 1935 г. Гуссерль сначала в Вене, а потом в Праге прочитал цикл докладов, посвященных кризису духа и бытия человека в современном мире. В Белграде, в 1936 г. появилось сочинение Гуссерля "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология" (его текст, оба доклада и некоторые примыкающие к ним материалы позднее, в 1956 г., были напечатаны в томе VI "Гуссерлианы". В томе XXIX, вышедшем в 1993г., опубликованы новые материалы из наследия основателя феноменологии, связанные с его "Кризисом европейских наук..."). Гуссерль связывал духовный кризис с новым варварством, но высказывал уверенность в том, что "европейское человечество" возродится из пепла сомнения, усталости, отчаяния. Ему не суждено было узнать, что кризис выльется в мировую войну: умер Гуссерль 27 апреля 1938 г. во Фрайбурге в Брейсгау. После смерти основателя феноменологии его основной архив с большими трудностями был перевезен Л. ван Бреда в Лувен (Бельгия).
- История философии: Запад-Россия-Восток (книга третья. Философия XIX — XX в.). (Сборник)
- Основные тенденции развития западной философии во второй половине XIX - начале XX в.
- А. Шопенгауэр, с. Кьеркегор, ф. Ницше - возмутители спокойствия в философии XIX в.
- Артур Шопенгауэр (1788-1860).
- Мир как представление и воля.
- Этика Шопенгауэра.
- Серен Кьеркегор (1813-1855).
- Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора.
- Жизнь и сочинения Ницше.
- "Жизнь" и "воля" — центральные понятия философии Ницше.
- Нигилизм. Переоценка ценностей.
- "Так говорил Заратустра". Идея сверхчеловека.
- Непрекращающийся спор о Ницше.
- "Первый позитивизм".
- У истоков позитивизма (Сен-Симон).
- Огюст Конт
- Конт о стадиях развития истории человечества.
- Позитивизм в Англии.
- Индуктивистский позитивизм Джона Стюарта Милля.
- Эволюционный позитивизм Герберта Спенсера.
- Философия природы и духа в 50 - 70-х годах XIX в.
- Предыстория.
- Марбургская школа неокантианства.
- Фрайбургская (баденская) школа неокантианства.
- Введение.
- Гегельянство в Англии.
- Немецкое неогегельянство.
- Неогегельянство в Италии.
- Прагматизм.
- Чарльз Сандерс Пирс.
- Уильям Джемс.
- Джон Дьюи.
- "Второй позитивизм".
- Эмпириокритицизм как теоретико-познавательная программа искоренения метафизики.
- Эмпириокритическая концепция жизни.
- Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как "элементы мира" .
- Американский неореализм.
- Американский критический реализм. Философия Джорджа Сантаяны
- Философия жизни.
- Анри Бергсон. Жизнь и сочинения.
- Исходный пункт — свобода.
- Материя и восприятие. Материя и память.
- Жизнь. Творческая эволюция. Длительность.
- Интеллект. Инстинкт. Интуиция.
- Жизнь и сочинения Дильтея.
- Жизнь и сочинения Дильтея.
- Основные идеи философии Дильтея.
- "Школа Дильтея".
- Георг Зиммель (1858-1918).
- Освальд Шпенглер.
- Понятие "культура" в концепции Шпенглера.
- Идея развития.
- Морфология культуры. Символ.
- Современность и политика.
- Наука и миф.
- Техника.
- Феноменология.
- Жизнь и сочинения.
- Феноменологическое учение о сознании и методе.
- Учение Гуссерля о мире. Феноменологический идеализм, феноменологическая редукция.
- Учение о жизненном мире и "кризисе европейского человечества".
- Феноменологическое движение.
- Онтология Николая Гартмана.
- Философское значение идей Макса Вебера.
- Психоанализ.
- Зигмунд Фрейд (1856-1939).
- Бессознательное.
- "Судьбы влечений".
- Философия культуры.
- Карл Густав Юнг (1875-1961).
- Коллективное бессознательное.
- Неофрейдизм.
- Эрих Фромм (1900—1980).
- Психоанализ и философия.
- Аналитическая философия.
- Рождение аналитической философии.
- Джордж Эдвард Мур (1873-1958).
- Бертран Рассел (1872-1970).
- Жизнь и сочинения.
- "Логико-философский трактат".
- "Философские исследования".
- Дальнейшее развитие аналитической философии.
- Специфика Русской культуры и её роль в развитии российской и мировой культуры.
- Борьба против и в защиту метафизики.
- От Платона — к обновленному идеализму.
- Споры о сознании.
- От марксизма к идеализму. Судьбы российской интеллигенции.
- Российская интеллигенция — ее судьба и вина
- Противоречия нравственного мировоззрения русской интеллигенции. Отношение к богатству и бедности.
- Дефицит права, правосознания на Руси и русская интеллигенция.
- Полемика вокруг "Вех".
- Что такое "русская идея"?
- Патриотизм и критическое отношение к России, русскому народу — совместимы ли они?
- Самобытность "русского пути"?
- Россия и Восток. Россия как Евразия.
- Павел Новгородцев (1866—1924).
- Кризис современной культуры, современного правосознания и общественный идеал.
- Демократия и правовое государство.
- Жизнь и сочинения.
- "Философия свободы". "Смысл творчества".
- Этика творчества и экзистенциальная диалектика (о поздних произведениях Бердяева).
- Жизнь, сочинения и идеи.
- Исследование и интерпретация философии Гегеля.
- О России и российской культуре. Критика л. Толстого и толстовства.
- "Путь духовного обновления".
- Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма.
- Жизнь и сочинения.
- Специфика философского творчества.
- Николай Фёдоров(1828—1903).
- Василий Розанов(1856-1919).
- Жизнь и сочинения.
- Триединство, истина, диалектика в философии Флоренского.
- Учение о Софии.
- Философия символа и космоса.
- Учение о языке.
- Жизнь и сочинения.
- Действительность, реальность, идеальное бытие.
- Бытие и жизнь. "Живое знание".
- Жизнь и сочинения.
- Основные принципы и идеи философского учения
- Жизнь и сочинения.
- Философия абсолюта
- Проблема личности.
- Восточные традиции и современность.
- Культурный нигилизм философов-модернистов.
- Восток—Запад. Синтез идей.
- Влияние протестантской парадигмы на Востоке.
- Поиски пути развития.
- Религиозно-философское "возрожденчество".
- Постмаоизм.
- Японский вариант "протестантизма".
- "Ненасильственная цивилизация" Махатмы Ганди.