Конт о стадиях развития истории человечества.
Учение о стадиях относится к социальной динамике как части социологии. Соответственно представлению о решающей роли развития цивилизации или культуры в развертывании других форм социальной активности Конт и в целостной истории человечества в качестве главной движущей силы выделяет — с целью последующего разделения истории на три главные стадии — развитие человеческого духа, "развертывание человеческой интеллигенции", смену форм познавательной деятельности. Поэтому три формы человеческой истории вычленяются соответственно "всеобщим системам" мышления, духа, философии. Они охарактеризованы так: 1) теологическая, или фиктивная, 2) метафизическая, или абстрактная, и 3) научная, или позитивная, системы.
На первой стадии человеческий дух, согласно Конту, стремится познать "внутреннюю природу сущего", но не в силах этого сделать, почему изобретает "сверхприродные" силы и придает им характер действительных. На метафизической стадии (а она есть своего рода модификация первой стадии) опять-таки изобретаются сверхприродные сущности, но теперь им придается чисто абстрактный характер. Абстрактные сущности в свою очередь интерпретируются как нечто реальное и самостоятельное, причем любому феномену считается необходимым поставить в соответствие метафизическую сущность. "Позитивная философия" есть "истинно всеобщая система", в рамках которой можно объяснить феномены природы. Она понуждает нас принять к сведению, что все феномены природы подчиняются природным законам и что законы эти носят неизменный характер. "Позитивная философия делает ясным: цель научных устремлений в том и состоит, чтобы открыть такие законы, сделать их точными и по возможности свести к немногим основным законам".
Конт полагает, что наука и культура человечества (в его время) уже вступили на путь позитивной науки. Но достижение человечеством третьей стадии еще остается делом будущего. Предстоит многое сделать, чтобы создать новый тип ученого и человека духа, нацеленного на "позитивную" науку. Позитивную науку и ее внедрение в человеческое знание, воздействие на человеческую жизнь Конт считает мерилом прогресса человеческого духа. Прогресс же состоит в том, что дух постепенно освобождается от фикций, абстракций, спекуляций, приближается к освоению огромного массива фактических, опытных данных (чему служит разделение труда в науке, обстоятельство для человеческого духа по преимуществу благоприятное). В результате же наблюдения, восприятия, представления, эксперименты становятся все более рациональными. Поэтому упрощенное представление о "позитивной науке" Конта как господстве эмпирического естествознания не соответствует сути его учения. Как раз "научные всеобщности" он считает главными и в науке, и в прогрессе человеческого духа, и в процессе воспитания. Более того, постулируется глубокое воздействие позитивной науки на реорганизацию общества.
"Позитивная философия должна вести к преодолению состояния интеллектуальной анархии, так характерного для современного общества. Первым и основополагающим условием аутентичной организации является формулирование ряда максим, которые должны быть с согласием и пониманием восприняты теми, кто занимается интеллектуальной деятельностью"". Этот процесс Конт уподоблял "всеобщей революции человеческого мышления". Конт верил в позитивную науку как главный фактор общественного прогресса. "Давайте, не ввязываясь в ненужные дебаты, поставим позитивную философию в такое положение, чтобы она взяла на себя активную роль. Давайте же, завершая начатую Бэконом, Декартом и Галилеем гигантскую духовную работу, создадим систему всеобщих идей, которая в определенное время окажется для человеческого рода столь значимой, что революционный кризис, который ожидает цивилизованные народы, будет преодолен".
- История философии: Запад-Россия-Восток (книга третья. Философия XIX — XX в.). (Сборник)
- Основные тенденции развития западной философии во второй половине XIX - начале XX в.
- А. Шопенгауэр, с. Кьеркегор, ф. Ницше - возмутители спокойствия в философии XIX в.
- Артур Шопенгауэр (1788-1860).
- Мир как представление и воля.
- Этика Шопенгауэра.
- Серен Кьеркегор (1813-1855).
- Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора.
- Жизнь и сочинения Ницше.
- "Жизнь" и "воля" — центральные понятия философии Ницше.
- Нигилизм. Переоценка ценностей.
- "Так говорил Заратустра". Идея сверхчеловека.
- Непрекращающийся спор о Ницше.
- "Первый позитивизм".
- У истоков позитивизма (Сен-Симон).
- Огюст Конт
- Конт о стадиях развития истории человечества.
- Позитивизм в Англии.
- Индуктивистский позитивизм Джона Стюарта Милля.
- Эволюционный позитивизм Герберта Спенсера.
- Философия природы и духа в 50 - 70-х годах XIX в.
- Предыстория.
- Марбургская школа неокантианства.
- Фрайбургская (баденская) школа неокантианства.
- Введение.
- Гегельянство в Англии.
- Немецкое неогегельянство.
- Неогегельянство в Италии.
- Прагматизм.
- Чарльз Сандерс Пирс.
- Уильям Джемс.
- Джон Дьюи.
- "Второй позитивизм".
- Эмпириокритицизм как теоретико-познавательная программа искоренения метафизики.
- Эмпириокритическая концепция жизни.
- Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как "элементы мира" .
- Американский неореализм.
- Американский критический реализм. Философия Джорджа Сантаяны
- Философия жизни.
- Анри Бергсон. Жизнь и сочинения.
- Исходный пункт — свобода.
- Материя и восприятие. Материя и память.
- Жизнь. Творческая эволюция. Длительность.
- Интеллект. Инстинкт. Интуиция.
- Жизнь и сочинения Дильтея.
- Жизнь и сочинения Дильтея.
- Основные идеи философии Дильтея.
- "Школа Дильтея".
- Георг Зиммель (1858-1918).
- Освальд Шпенглер.
- Понятие "культура" в концепции Шпенглера.
- Идея развития.
- Морфология культуры. Символ.
- Современность и политика.
- Наука и миф.
- Техника.
- Феноменология.
- Жизнь и сочинения.
- Феноменологическое учение о сознании и методе.
- Учение Гуссерля о мире. Феноменологический идеализм, феноменологическая редукция.
- Учение о жизненном мире и "кризисе европейского человечества".
- Феноменологическое движение.
- Онтология Николая Гартмана.
- Философское значение идей Макса Вебера.
- Психоанализ.
- Зигмунд Фрейд (1856-1939).
- Бессознательное.
- "Судьбы влечений".
- Философия культуры.
- Карл Густав Юнг (1875-1961).
- Коллективное бессознательное.
- Неофрейдизм.
- Эрих Фромм (1900—1980).
- Психоанализ и философия.
- Аналитическая философия.
- Рождение аналитической философии.
- Джордж Эдвард Мур (1873-1958).
- Бертран Рассел (1872-1970).
- Жизнь и сочинения.
- "Логико-философский трактат".
- "Философские исследования".
- Дальнейшее развитие аналитической философии.
- Специфика Русской культуры и её роль в развитии российской и мировой культуры.
- Борьба против и в защиту метафизики.
- От Платона — к обновленному идеализму.
- Споры о сознании.
- От марксизма к идеализму. Судьбы российской интеллигенции.
- Российская интеллигенция — ее судьба и вина
- Противоречия нравственного мировоззрения русской интеллигенции. Отношение к богатству и бедности.
- Дефицит права, правосознания на Руси и русская интеллигенция.
- Полемика вокруг "Вех".
- Что такое "русская идея"?
- Патриотизм и критическое отношение к России, русскому народу — совместимы ли они?
- Самобытность "русского пути"?
- Россия и Восток. Россия как Евразия.
- Павел Новгородцев (1866—1924).
- Кризис современной культуры, современного правосознания и общественный идеал.
- Демократия и правовое государство.
- Жизнь и сочинения.
- "Философия свободы". "Смысл творчества".
- Этика творчества и экзистенциальная диалектика (о поздних произведениях Бердяева).
- Жизнь, сочинения и идеи.
- Исследование и интерпретация философии Гегеля.
- О России и российской культуре. Критика л. Толстого и толстовства.
- "Путь духовного обновления".
- Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма.
- Жизнь и сочинения.
- Специфика философского творчества.
- Николай Фёдоров(1828—1903).
- Василий Розанов(1856-1919).
- Жизнь и сочинения.
- Триединство, истина, диалектика в философии Флоренского.
- Учение о Софии.
- Философия символа и космоса.
- Учение о языке.
- Жизнь и сочинения.
- Действительность, реальность, идеальное бытие.
- Бытие и жизнь. "Живое знание".
- Жизнь и сочинения.
- Основные принципы и идеи философского учения
- Жизнь и сочинения.
- Философия абсолюта
- Проблема личности.
- Восточные традиции и современность.
- Культурный нигилизм философов-модернистов.
- Восток—Запад. Синтез идей.
- Влияние протестантской парадигмы на Востоке.
- Поиски пути развития.
- Религиозно-философское "возрожденчество".
- Постмаоизм.
- Японский вариант "протестантизма".
- "Ненасильственная цивилизация" Махатмы Ганди.