Жизнь и сочинения.
Семен Людвигович Франк родился в 1877 г. в Москве в обрусевшей еврейской семье. Его дед был раввином, отец — врачом. С. Франк учился в гимназии Нижнего Новгорода, куда переселилась его семья. По окончании гимназии в 1894 г. он поступил на юридический факультет Московского университета, который покинул в 1896 г., получив свидетельство об окончании обучения, но отложив сдачу государственных экзаменов. Это было обусловлено социальными событиями. В России назревали бунты. Страну охватили студенческие волнения. В них участвовал и Франк, который еще в гимназический, а потом и в первые студенческие годы испытал влияние марксистских идей. Но вот расплата за все это — арест и высылка из Москвы — пришла в 1899 г., когда Франк уже начал осознавать всю опасность марксистского революционаризма для России, только вступавшей на путь экономических реформ и демократических преобразований. Молодому ученому пришлось уехать из Москвы. Сначала он направился в Нижний Новгород, а потом переехал в Берлин. Франк занимался тогда политэкономическими проблемами, которым посвятил сочинение "Теория ценности Маркса и ее значение", опубликованное в Москве в 1900 г. и открывшее серию прямо направленных против марксизма и революционаризма работ ученого. Еще в 1898 г. он познакомился с П.Б. Струве, с которым дружил и сотрудничал до самой смерти последнего в 1944 г.
В известном сборнике "Проблемы идеализма" была опубликована статья двадцатипятилетнего Франка "Фридрих Ницше и этика любви к дальнему", отражавшая растущее увлечение интеллектуальной молодежи России философией немецкого мыслителя. К учению Ницше Франк неоднократно обращался и впоследствии. И хотя в его подходе к ницшеанству усилились критические мотивы, философ высоко оценивал вклад Ницше в мировую культуру. Поэтому Франк стал одним из главных редакторов — вместе с Ф. Зелинским, Г. Рачинским, Я. Берманом — Полного собрания сочинений Ницше, выходившего в Москве с 1909г. (и оставшегося незавершенным). А в 1901 г. уже приобретший известность молодой ученый должен был добиваться разрешения на сдачу государственных экзаменов, ибо без этого университетский курс не считался законченным. Разрешение, наконец, было получено однако без права экзаменоваться в Москве. По возвращению в Россию Франк сдал экзамены в Казани. Однако преподавательского места Для него тогда не нашлось. На жизнь Франк зарабатывал как свободный писатель, публикуя переводы, статьи, рецензии в отечественных и зарубежных журналах. Сначала он публиковался в журнале "Освобождение", который П. Струве печатал за границей, а потом в "Полярной звезде", которую в революционном 1905 г. тот же Струве, после своего переезда в Россию, издавал в Петербурге. С 1907 г. Франк, руководивший философским отделом в журнале "Русская мысль", печатал в нем свои работы, впоследствии объединенные в сборниках "Философия и жизнь" (1910) и "Живое знание" (1923). Названия этих работ хорошо выражают главный замысел философии Франка — создать новую "философию жизни", сфокусированную на проблеме "живого знания".
Включившись (с 1906г.) в педагогическую деятельность, Франк проявил себя и как незаурядный педагог и прекрасный исследователь. Для этого открылись хорошие возможности после сдачи (в 1911— 1912 гг.) магистерских экзаменов и предоставления места приват-доцента Петербургского университета. Получив, по обычаям того времени, командировку в Германию, философ пробыл там с весны 1913г. до лета 1914 г. Формальной целью была подготовка магистерской диссертации. Франк, судя по всему, отправился в Германию если не с завершенной работой, то во всяком случае с уже оформившимися глубокими и интересными идеями. В Германии он изучил все самое новое, интересное в философии, логике, психологии. Результатом стало выдающееся сочинение "Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания", опубликованное в виде книги в 1915г. и защищенное в качестве магистерской диссертации в 1916 г. Интеллектуальный разбег был таким мощным, что уже в следующем, 1917 г. Франк опубликовал еще одну книгу "Душа человека. Введение в метафизику душевной жизни", которую он мыслил как вторую часть философской трилогии. Третья ее часть, "Духовные основы общества", была опубликована только в 1930 г. в Париже. Столь длительная историческая дистанция объяснялась тем, что в 1917г. Россия вступила в такую полосу своего исторического развития, которая обернулась трагедией для культуры нашей страны и для многих ее выдающихся представителей.
К их числу принадлежал и Франк. Еще с 1905 г. он участвовал в деятельности конституционно-демократической партии (партии кадетов). Как уже говорилось, Франк был одним из тех, кто в известном сборнике "Вехи" выступил против широко распространенных умонастроений "принципиального революционаризма". Летом 1917 г. Министерство просвещения Временного правительства предоставило Франку пост декана и профессора историко-философского факультета Саратовского университета. Между тем революционаризм и представлявшие его социальные силы в России одерживали победу за победой. Разруха и безвластие, слабость и просчеты демократии обернулись поражением Февраля и победой Октября. В 1921 г. Франк перестал работать в Саратовском университете и решился перебраться в Москву. Здесь философами было проведено несколько смелых культурных акций, которые в перспективе могли бы послужить делу обновления и расцвета философии в России: были основаны Философский институт и Академия духовной культуры. Франк, приобретший к тому времени славу одного из лучших российских философов, был избран членом Философского института. Что касается Академии духовной культуры, то она был детищем Бердяева и Франка. За эту активность философов и их несогласие с политикой советской власти в области культуры и образования пришла горькая расплата: арест, а потом и высылка на печально знаменитом философском корабле.
В эмиграции — сначала в 20-х годах в Берлине — Франк вел большую исследовательскую и педагогическую работу: он был одним из основателей Русского научного института, читал лекции в Религиозно-философской академии, которую основал в Германии Н. Бердяев. В эмиграции Франком были написаны и опубликованы блестящие произведения "Крушение кумиров" (1924), "Смысл жизни" (1926), уже упоминавшиеся "Духовные основы общества" (1930), "С нами Бог. Три размышления" (на английском языке, 1946), "Свет во тьме" (1949).
После прихода нацистов к власти Франка ждали новые испытания. Он был отстранен от преподавания. Спасаясь от чреватого смертью антисемитизма нацистского режима, Франк в 1937 г. эмигрировал во Францию. В 1945 г. он переехал в Англию, где 3 января 1949 г. им было закончено опубликованное уже посмертно сочинение "Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия". 10 декабря 1950г. Франк умер.
Философия С.Л. Франка отличается сложностью, глубокой и тонкой разработанностью концепции, обнимающей проблемы мира, человека, общества, познания, культуры. Учение Франка оригинально, но оно впитывает в себя в качестве предпосылок и элементов наиболее важные идеи мировой философии, франк весьма основательно, и притом критически, освоил идеи Платона, Декарта, Канта, Гегеля и своих современников Бергсона, Когена, Наторпа, Риккерта, Виндельбанда, Кассирера, Гуссерля, Шелера, Дьюи, Рассела, Дильтея, Зиммеля. Но главной фигурой в истории философии был для Франка Николай Кузанский, у которого были заимствованы трактовка Абсолюта с точки зрения "ученого (или, в формулировке Франка, умудренного) неведения" и идея coincidentia oppositorum, совпадения противоположностей. Учение Франка — своего рода средоточие новаторских подходов и решений, предложенных русской мыслью конца XIX и XX в. Поэтому о нем уже не раз заходила речь при общей характеристике отечественной философии. В дополнение к сказанному философские идеи Франка будут далее представлены в той систематической форме, которую им придал этот выдающийся мыслитель.
- История философии: Запад-Россия-Восток (книга третья. Философия XIX — XX в.). (Сборник)
- Основные тенденции развития западной философии во второй половине XIX - начале XX в.
- А. Шопенгауэр, с. Кьеркегор, ф. Ницше - возмутители спокойствия в философии XIX в.
- Артур Шопенгауэр (1788-1860).
- Мир как представление и воля.
- Этика Шопенгауэра.
- Серен Кьеркегор (1813-1855).
- Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора.
- Жизнь и сочинения Ницше.
- "Жизнь" и "воля" — центральные понятия философии Ницше.
- Нигилизм. Переоценка ценностей.
- "Так говорил Заратустра". Идея сверхчеловека.
- Непрекращающийся спор о Ницше.
- "Первый позитивизм".
- У истоков позитивизма (Сен-Симон).
- Огюст Конт
- Конт о стадиях развития истории человечества.
- Позитивизм в Англии.
- Индуктивистский позитивизм Джона Стюарта Милля.
- Эволюционный позитивизм Герберта Спенсера.
- Философия природы и духа в 50 - 70-х годах XIX в.
- Предыстория.
- Марбургская школа неокантианства.
- Фрайбургская (баденская) школа неокантианства.
- Введение.
- Гегельянство в Англии.
- Немецкое неогегельянство.
- Неогегельянство в Италии.
- Прагматизм.
- Чарльз Сандерс Пирс.
- Уильям Джемс.
- Джон Дьюи.
- "Второй позитивизм".
- Эмпириокритицизм как теоретико-познавательная программа искоренения метафизики.
- Эмпириокритическая концепция жизни.
- Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как "элементы мира" .
- Американский неореализм.
- Американский критический реализм. Философия Джорджа Сантаяны
- Философия жизни.
- Анри Бергсон. Жизнь и сочинения.
- Исходный пункт — свобода.
- Материя и восприятие. Материя и память.
- Жизнь. Творческая эволюция. Длительность.
- Интеллект. Инстинкт. Интуиция.
- Жизнь и сочинения Дильтея.
- Жизнь и сочинения Дильтея.
- Основные идеи философии Дильтея.
- "Школа Дильтея".
- Георг Зиммель (1858-1918).
- Освальд Шпенглер.
- Понятие "культура" в концепции Шпенглера.
- Идея развития.
- Морфология культуры. Символ.
- Современность и политика.
- Наука и миф.
- Техника.
- Феноменология.
- Жизнь и сочинения.
- Феноменологическое учение о сознании и методе.
- Учение Гуссерля о мире. Феноменологический идеализм, феноменологическая редукция.
- Учение о жизненном мире и "кризисе европейского человечества".
- Феноменологическое движение.
- Онтология Николая Гартмана.
- Философское значение идей Макса Вебера.
- Психоанализ.
- Зигмунд Фрейд (1856-1939).
- Бессознательное.
- "Судьбы влечений".
- Философия культуры.
- Карл Густав Юнг (1875-1961).
- Коллективное бессознательное.
- Неофрейдизм.
- Эрих Фромм (1900—1980).
- Психоанализ и философия.
- Аналитическая философия.
- Рождение аналитической философии.
- Джордж Эдвард Мур (1873-1958).
- Бертран Рассел (1872-1970).
- Жизнь и сочинения.
- "Логико-философский трактат".
- "Философские исследования".
- Дальнейшее развитие аналитической философии.
- Специфика Русской культуры и её роль в развитии российской и мировой культуры.
- Борьба против и в защиту метафизики.
- От Платона — к обновленному идеализму.
- Споры о сознании.
- От марксизма к идеализму. Судьбы российской интеллигенции.
- Российская интеллигенция — ее судьба и вина
- Противоречия нравственного мировоззрения русской интеллигенции. Отношение к богатству и бедности.
- Дефицит права, правосознания на Руси и русская интеллигенция.
- Полемика вокруг "Вех".
- Что такое "русская идея"?
- Патриотизм и критическое отношение к России, русскому народу — совместимы ли они?
- Самобытность "русского пути"?
- Россия и Восток. Россия как Евразия.
- Павел Новгородцев (1866—1924).
- Кризис современной культуры, современного правосознания и общественный идеал.
- Демократия и правовое государство.
- Жизнь и сочинения.
- "Философия свободы". "Смысл творчества".
- Этика творчества и экзистенциальная диалектика (о поздних произведениях Бердяева).
- Жизнь, сочинения и идеи.
- Исследование и интерпретация философии Гегеля.
- О России и российской культуре. Критика л. Толстого и толстовства.
- "Путь духовного обновления".
- Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма.
- Жизнь и сочинения.
- Специфика философского творчества.
- Николай Фёдоров(1828—1903).
- Василий Розанов(1856-1919).
- Жизнь и сочинения.
- Триединство, истина, диалектика в философии Флоренского.
- Учение о Софии.
- Философия символа и космоса.
- Учение о языке.
- Жизнь и сочинения.
- Действительность, реальность, идеальное бытие.
- Бытие и жизнь. "Живое знание".
- Жизнь и сочинения.
- Основные принципы и идеи философского учения
- Жизнь и сочинения.
- Философия абсолюта
- Проблема личности.
- Восточные традиции и современность.
- Культурный нигилизм философов-модернистов.
- Восток—Запад. Синтез идей.
- Влияние протестантской парадигмы на Востоке.
- Поиски пути развития.
- Религиозно-философское "возрожденчество".
- Постмаоизм.
- Японский вариант "протестантизма".
- "Ненасильственная цивилизация" Махатмы Ганди.