Коллективное бессознательное.
Центральное понятие у Юнга - это "коллективное бессознательное". Он отличает его от "личностного бессознательного", куда входят прежде всего вытесненные на протяжении индивидуальной жизни представления. В личностном бессознательном скапливается все подавленное и позабытое. Этот темный двойник нашего Я (его тень) был принят Фрейдом за бессознательное как таковое. Поэтому Фрейд обращал основное внимание на раннее детство индивида, в то время как Юнг считал, что "глубинная психология" должна обратиться к куда более отдаленным временам истории. Коллективное бессознательное — итог жизни рода, оно присуще всем-людям, передается по наследству и служит тем основанием, на котором вырастает индивидуальная психика. Психология, как и любая другая наука, изучает универсальное в индивидуальном, причем это общее не лежит на поверхности, его нужно искать в глубинах психики. По наблюдаемым душевным явлениям мы восстанавливаем систему установок и типичных реакций, которые незаметно определяют жизнь индивида. Под влиянием врожденных программ находятся не только элементарные поведенческие реакции вроде безусловных рефлексов, но также наше восприятие, мышление, воображение. Архетипы коллективного бессознательного служат своеобразными когнитивными образцами: интуитивное схватывание архетипа предшествует инстинктивному действию.
Юнг сравнивал архетипы с системой осей кристалла, которая преформирует последний в растворе, будучи неким невещественным полем, распределяющим частицы вещества. В психике таким "веществом" является внешний и внутренний опыт, организуемый согласно врожденным образцам. В чистом виде архетип поэтому не входит в сознание, он всегда соединяется с каким-то опытом, подвергается сознательной обработке. Ближе всего к невещественной форме — архетипу стоит опыт сновидений, галлюцинаций, мистических видений, когда сознательная обработка минимальна. Это спутанные, темные "архетипические" образы, воспринимаемые как что-то жуткое, чуждое, но в то же время переживаемые как нечто бесконечно превосходящее человека, божественное. В работах по психологии религии Юнг использует термин "нуминозное" (numinosum — от лат. numen, божество), введенный немецким теологом Р. Отто. Это опыт того, что переполняет нас страхом и трепетом, опыт подавляющего нас своей властью, но в то же время это опыт величественного, дающего нам полноту существования.
Архетипические образы всегда сопровождали человека, они являются источниками мифологии, религии, искусства. В этих культурных образованиях происходит постепенная шлифовка темных и жутких образов, они превращаются в символы, все более прекрасные по форме и всеобщие по своему содержанию. Мифология была изначальным способом нейтрализации колоссальной психической энергии архетипов.
Человек первобытного общества лишь в незначительной мере отделяет себя от "матери-природы", от жизни племени, хотя уже испытывает последствия отрыва сознания от животной бессознательности (на языке религии — "грехопадения", "знания добра и зла"). Гармония восстанавливается с помощью магии, ритуалов, мифов. С развитием сознания пропасть углубляется, растет напряжение. Перед человеком возникает: проблема приспособления к собственному внутреннему миру, и все более сложные религиозные учения берут на себя задачу примирить, гармонизировать сознание с архетипическими образами бессознательного.
"Все те творческие силы, которые современный человек вкладывает в науку и технику, человек древности посвящал своим мифам", стремясь восстановить гармонию сознания и архетипических образов.
Человеческая психика есть целостность бессознательных и сознательных процессов. Это саморегулирующаяся система, в которой происходит постоянный обмен энергией между элементами. Обособление сознания ведет к утрате равновесия, и бессознательное стремится "компенсировать" односторонность сознания. Люди древних цивилизаций ценили опыт сновидений, галлюцинаций как милость божию, поскольку именно в них открывалась вечная мудрость. Если сознание игнорирует этот опыт, если культура отбрасывает ритуалы инициации и мифы, помогающие ассимилировать энергию коллективного бессознательного, то символическая передача невозможна, и архетипические образы могут вторгнуться в сознание в самых примитивных формах.
С такими "вторжениями" коллективного бессознательного Юнг связывает не только все растущее число индивидуальных психических заболеваний, но и массовые психозы современности. Расовая мифология и "одержимые" вожди нацистов, буквально воспроизводящие поведение древних "берсерков", коммунистический миф о реализации "золотого века" — все это детски наивно с точки зрения разума, однако подобные идеи захватывают миллионы людей. Все это свидетельствует о вторжении сил, которые намного превосходят человеческий разум.
И все это коллективное безумие было закономерным следствием европейской истории, ее несравненного прогресса в овладении миром с помощью науки и техники. История Европы — это история упадка символического знания. Техническая цивилизация представляет собой итог не последних десятилетий, но многих столетий "расколдования" мира. Символы и догматы открывают человеку священное и одновременно предохраняют его от соприкосновения с колоссальной психической энергией. Мировые традиции содержат в себе гармоничные "формы жизни", которые стали чужды большинству современных европейцев и американцев, разрушающих традиционные общества уже не только у себя дома, но и по всему миру. Реформация, Просвещение, материализм естествознания — вот ступени распада прежних "форм жизни". Разложенный на формулы символический космос сделался чуждым человеку, а сам он превратился в одну из физических сил. В образовавшийся вакуум хлынули абсурдные политические и социальные доктрины, начались катастрофические войны.
Цель аналитической психологии — гармонизация сознания и бессознательного, равнозначная тому, что древние мыслители называли мудростью. В психотерапевтической практике такое равновесие сознания и бессознательного является искомым результатом погружения Я в глубины психики ("индивидуация"). В последние десятилетия своего творчества Юнг занимался не столько разработкой своей психологии, сколько исследованиями гностицизма, алхимии, мифологии разных стран и народов. Им было создано своеобразное богословское учение в духе гностицизма первых веков нашей эры, а свою аналитическую психологию он нередко называл "западной йогой". Юнг сделался "гуру" для немалого числа адептов эзотеризма, хотя учебные институты юнгианской ассоциации по-прежнему готовят не шаманов, а квалифицированных врачей-психотерапевтов. Его неоднократно обвиняли в мистицизме и иррационализме, хотя правильнее было бы говорить о традиционализме и политическом консерватизме Юнга.
- История философии: Запад-Россия-Восток (книга третья. Философия XIX — XX в.). (Сборник)
- Основные тенденции развития западной философии во второй половине XIX - начале XX в.
- А. Шопенгауэр, с. Кьеркегор, ф. Ницше - возмутители спокойствия в философии XIX в.
- Артур Шопенгауэр (1788-1860).
- Мир как представление и воля.
- Этика Шопенгауэра.
- Серен Кьеркегор (1813-1855).
- Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора.
- Жизнь и сочинения Ницше.
- "Жизнь" и "воля" — центральные понятия философии Ницше.
- Нигилизм. Переоценка ценностей.
- "Так говорил Заратустра". Идея сверхчеловека.
- Непрекращающийся спор о Ницше.
- "Первый позитивизм".
- У истоков позитивизма (Сен-Симон).
- Огюст Конт
- Конт о стадиях развития истории человечества.
- Позитивизм в Англии.
- Индуктивистский позитивизм Джона Стюарта Милля.
- Эволюционный позитивизм Герберта Спенсера.
- Философия природы и духа в 50 - 70-х годах XIX в.
- Предыстория.
- Марбургская школа неокантианства.
- Фрайбургская (баденская) школа неокантианства.
- Введение.
- Гегельянство в Англии.
- Немецкое неогегельянство.
- Неогегельянство в Италии.
- Прагматизм.
- Чарльз Сандерс Пирс.
- Уильям Джемс.
- Джон Дьюи.
- "Второй позитивизм".
- Эмпириокритицизм как теоретико-познавательная программа искоренения метафизики.
- Эмпириокритическая концепция жизни.
- Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как "элементы мира" .
- Американский неореализм.
- Американский критический реализм. Философия Джорджа Сантаяны
- Философия жизни.
- Анри Бергсон. Жизнь и сочинения.
- Исходный пункт — свобода.
- Материя и восприятие. Материя и память.
- Жизнь. Творческая эволюция. Длительность.
- Интеллект. Инстинкт. Интуиция.
- Жизнь и сочинения Дильтея.
- Жизнь и сочинения Дильтея.
- Основные идеи философии Дильтея.
- "Школа Дильтея".
- Георг Зиммель (1858-1918).
- Освальд Шпенглер.
- Понятие "культура" в концепции Шпенглера.
- Идея развития.
- Морфология культуры. Символ.
- Современность и политика.
- Наука и миф.
- Техника.
- Феноменология.
- Жизнь и сочинения.
- Феноменологическое учение о сознании и методе.
- Учение Гуссерля о мире. Феноменологический идеализм, феноменологическая редукция.
- Учение о жизненном мире и "кризисе европейского человечества".
- Феноменологическое движение.
- Онтология Николая Гартмана.
- Философское значение идей Макса Вебера.
- Психоанализ.
- Зигмунд Фрейд (1856-1939).
- Бессознательное.
- "Судьбы влечений".
- Философия культуры.
- Карл Густав Юнг (1875-1961).
- Коллективное бессознательное.
- Неофрейдизм.
- Эрих Фромм (1900—1980).
- Психоанализ и философия.
- Аналитическая философия.
- Рождение аналитической философии.
- Джордж Эдвард Мур (1873-1958).
- Бертран Рассел (1872-1970).
- Жизнь и сочинения.
- "Логико-философский трактат".
- "Философские исследования".
- Дальнейшее развитие аналитической философии.
- Специфика Русской культуры и её роль в развитии российской и мировой культуры.
- Борьба против и в защиту метафизики.
- От Платона — к обновленному идеализму.
- Споры о сознании.
- От марксизма к идеализму. Судьбы российской интеллигенции.
- Российская интеллигенция — ее судьба и вина
- Противоречия нравственного мировоззрения русской интеллигенции. Отношение к богатству и бедности.
- Дефицит права, правосознания на Руси и русская интеллигенция.
- Полемика вокруг "Вех".
- Что такое "русская идея"?
- Патриотизм и критическое отношение к России, русскому народу — совместимы ли они?
- Самобытность "русского пути"?
- Россия и Восток. Россия как Евразия.
- Павел Новгородцев (1866—1924).
- Кризис современной культуры, современного правосознания и общественный идеал.
- Демократия и правовое государство.
- Жизнь и сочинения.
- "Философия свободы". "Смысл творчества".
- Этика творчества и экзистенциальная диалектика (о поздних произведениях Бердяева).
- Жизнь, сочинения и идеи.
- Исследование и интерпретация философии Гегеля.
- О России и российской культуре. Критика л. Толстого и толстовства.
- "Путь духовного обновления".
- Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма.
- Жизнь и сочинения.
- Специфика философского творчества.
- Николай Фёдоров(1828—1903).
- Василий Розанов(1856-1919).
- Жизнь и сочинения.
- Триединство, истина, диалектика в философии Флоренского.
- Учение о Софии.
- Философия символа и космоса.
- Учение о языке.
- Жизнь и сочинения.
- Действительность, реальность, идеальное бытие.
- Бытие и жизнь. "Живое знание".
- Жизнь и сочинения.
- Основные принципы и идеи философского учения
- Жизнь и сочинения.
- Философия абсолюта
- Проблема личности.
- Восточные традиции и современность.
- Культурный нигилизм философов-модернистов.
- Восток—Запад. Синтез идей.
- Влияние протестантской парадигмы на Востоке.
- Поиски пути развития.
- Религиозно-философское "возрожденчество".
- Постмаоизм.
- Японский вариант "протестантизма".
- "Ненасильственная цивилизация" Махатмы Ганди.