16. 2. _Социальный прогресс и его критерий.
Представление о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникло в глубокой древности и первоначально было чисто оценочным. В развитии докапиталистических формаций многообразие и острота политических событий сочетались с крайне медленным изменением социально-экономических основ общественной жизни. Для большинства античных авторов истории - простая последовательность событий, за которыми стоит нечто неизменное; в целом же она рисуется либо как регрессивный процесс, идущий по нисходящей от древнего "золотого века" (Гесиод, Сенека), либо как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии (Платон, Аристотель, Полибий). Христианская историософия рассматривает историю как процесс, идущий в определенном направлении, как движение к некоей предустановленной цели, лежащей за рамками действительной истории. Идея исторического прогресса родилась не из христианской эсхатологии, и из ее отрицания.
Социальная философия подымающейся буржуазии, отражавшая реальное ускорение общественного развития, была овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что "царство разума" лежит не в прошлом, а в будущем. Прежде всего был замечен прогресс в сфере научного познания: уже Ф. Бэкон и Р. Декарт учили, что не нужно оглядываться на древних, что научное познание мира идет вперед. Затем идея прогресса распространяется и на сферу социальных отношений (Тюрго, Кондорсе).
Просветительские теории прогресса обосновали ломку феодальных отношений, на их основе складывались многочисленные системы утопического социализма. Но рационалистическим теориям прогресса был чужд историзм. Прогресс общества в теориях просветителей имел телеологический характер, они возводили в ранг конечной цели истории преходящие идеалы и иллюзии буржуазии. Вместе с тем уже Вико и особенно Руссо указывали на противоречивый характер исторического развития. Романтическая историография начала XIX века в противовес рационализму просветителей выдвинула идею медленной органической эволюции, не допускающей вмешательства извне, и тезис об индивидуальности и несравнимости исторических эпох. Однако этот историзм был односторонне обращен в прошлое и часто выступал в роли апологии архаических отношений. Более глубокую трактовку прогресса дал Гегель, выступив как против просветительского пренебрежения к прошлому, так и против ложного историзма романтической "исторической школы". Однако, понимая исторический прогресс как саморазвитие мирового духа, Гегель не мог объяснить переход от одной ступени общественного развития к другой. Его философия истории превращается в теодицею, оправдание бога в истории.
Диалектический материализм выработал принципиально иной подход к этой проблеме, выдвинул и обосновал объективный критерий прогресса. Прогресс не есть какая-то самостоятельная сущность или трансцентентная цель исторического развития. Понятие прогресса имеет смысл лишь применительно к определенному историческому процессу или явлению в строго определенной системе отсчета. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки часто страдают субъективностью, неисторичностью. Общая тенденция исторического развития - переход от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социально-исторической детерминации, в основе чего лежит развитие производительных сил. Более высокому уровню развитию производительных сил соответствуют и более сложные формы производственных отношений и общественной организации в целом, повышение роли субъективного фактора. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения людей из-под гнета стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости - вот наиболее общие критерии исторического прогресса. В свете указанного критерия общественно-экономические формации представляют собой закономерные стадии поступательного развития человечества. Но процесс этот противоречив, а типы и темпы его различны. Отсюда и рост социального пессимизма, многочисленные философские и социологические теории ХХ в. , прямо или косвенно отрицающие прогресс и предлагающие заменить это понятие либо идей циклического круговорота (Шпенглер, Тойнби, Сорокин), либо "нейтральным" понятием "социального изменения". Широкое распространение получают также различные концепции "конца истории" и пессимистические антиутопии. В этом же духе интерпретируются многие глобальные проблемы современности - экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая, угроза ядерной войны, сохранение психического и физиологического здоровья населения.
В заключение отметим, что применение критериев общественного прогресса при исследовании развития общества должно носить комплексный характер и не в отношении экономической, социальной, политической или духовной сфер общества, а в целом, т. е. все сферы рассматриваются как части единого целого, как подсистемы единой общественной системы, имеющей свою историю.
- Введение в философию
- Оглавление
- Раздел 1. Историко-философское введение
- Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе 5
- Тема 2. Исторические типы философии 16
- Тема 3. Философская мысль в Башкортостане 53
- Раздел II Философское понимание мира. Диалектика и теория познания. 72
- Тема 4. Бытие и его основные формы. Материя, движение.
- Тема 5. Природа.
- Тема 6. Сознание, его сущность и генезис
- Раздел 1. Историко-философское введение
- Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.
- 1. 1. Мировоззрение, его исторические типы, уровни и формы
- 1. 3. Роль и значение философии, ее основные функции.
- 1. 4. Философия и наука.
- Тема 2. Исторические типы философии
- 2. 3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.
- 2. 4. Классическая немецкая философия.
- 2. 5. Отечественная философская мысль в XI-XIX вв. :
- 2. 7. Зарубежная философия хх века.
- Тема 3. Философская мысль в Башкортостане
- 3. 1. Философские идеи в башкирском фольклоре.
- Тема 4. Бытие и его основные формы. Материя, движение,
- 4. 1. Категория бытия и его место в философии.
- 4. 3. Философия о многообразии и единстве мира.
- Тема 5. П р и р о д а
- 5. 1. Понятие природы. Природа и общество.
- 5. 3. Сущность и глобальный характер экологической проблемы.
- 5. 4. Пути решения экологической проблемы. Понятие ноосферы.
- Тема 6. Сознание, его сущность и генезис
- 6. 1. Проблема сознания и ее место в философии.
- 6. 3. Сознание и мозг. Материальное и идеальное.
- 6. 5. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки.
- Тема 7. Диалектика и ее альтернатива. Концепция развития.
- 7. 1. Диалектика как наука.
- IV. 3. Понятие о законах и категориях диалектики.
- Тема 8. Познание как отражение действительности.
- 8. 2. Роль и место практики в познавательном процессе.
- 8. 4. Проблема истины в философии и науке. Критерий истины.
- 8. 5. Познание и творчество.
- Тема 9. Научное познание, его формы и методы
- 9. 3. Основные этапы познавательного цикла и формы
- Раздел III. Социальная философия
- Тема 10. Общество: основы философского анализа
- 10. 2. _Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу
- 10. 3. _Диалектика объективного и субъективного в развитии общества. Проблемы социального детерминизма
- Тема 11. Проблемы материалистического понимания истории
- 11. 2. _Материальное производство
- 11. 4. _ Общественно-экономическая формация
- 11. 5. _ Базис и надстройка
- 11. 6. _Социальная эволюция и революция
- Тема 12. Движущие силы и субъекты исторического процесса
- 12. 2. _Социальная структура общества.
- Тема 13. Политическая система общества
- 13. 1. _Политическая система общества и ее элементы
- 13. 2. _Государство: его происхождение и сущность
- 13. 3. _Правовое государство и гражданское общество
- Тема 14. Культура и цивилизация
- 14. 3. _Человек и культура. Культура и формирование личности.
- 14. 4. _ Культура и цивилизация.
- Тема 15. Духовная жизнь общества. Общественное сознание,
- 15. 1. _Духовное производство и духовная жизнь общества.
- 15. 2. _ Понятие общественного сознания и его структура
- 15. 3. _Общественное и индивидуальное сознание и их
- 15. 5. _Формы общественного сознания.
- Тема 16. Общественный прогресс и глобальные проблемы
- 16. 2. _Социальный прогресс и его критерий.
- 16. 3. _Глобальные проблемы современности и основные пути
- Тема 17. Человек, личность и свобода. Ценности
- 17. 1. _Проблема человека и его свобода в философии.