logo search
Shporgalka_po_filosofii

50.Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

Значения слова “цивилизация”

Просветители первыми ввели в шир. научный оборот и понятие цивилизации. По их мнению, цивилизация представляла собой, с одной стороны, определенный этап в развитии чел. общества, следующий за дикостью и варварством, с другой,— всю совокупность достижений чел. разума и их воплощений в общественной жизни различных народов.

Употребляя термин Цивилизация в первом его значении, они подчеркивали, что цивилизацию от ранних ступеней развития чел-ва отличают: возникновение пашенного земледелия, появление гос-ва и писанного права, городов, письменности.

Говоря о цивилизации как о совокупности достижений чел. разума, они имели в виду признание естественных прав чел., уважение его прав и свобод, осознание верховной властью ответственности перед обществом,открытия науки и философии.

Итак, Цивилизация это исход и завершение культ. поисков, последняя стадия развития. Она характеризуется ослаблением влияния традиций, упадком религиозности, ростом городов, распространением причинно-следствен. (прир.) взглядов на мир.

Понятие цивилизации происходит от латинского слова "civis" - "гражданин". По мнению большинства современных исследований цивилизация обозначает след. за варварством ступень культуры, кот. постепенно приучает чел. к целенаправленным, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры. В диалектико-материалистической Ф-ии и социологии цивилизация рассматривается как совокупность материальных и дух. достижений общества, преодолевшего уровень дикости и варварства. Цивилизация включает в себя преобразованную чел. окультуренную природу и средства этого преобразования чел. усвоившего их и способного жить в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность обществ. отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и преобразование.

Традиционными обычно принято называть те цивилизации, где жизненный уклад ориентирован медленными изменениями в сфере пр-ва, консервацией культ. традиций, воспроизведением часто на протяжении многих столетий сложившихся соц. структур и образа жизни. Традиц. культуры не знали автономии личности и прав человека. Др. Египет, Китай, Индия, гос-во Майя, мусульманский Восток эпохи средневековья - образцы традиционных цивилизаций. К числу традиционных обществ принято относить все общество Востока.

Современный период развития общества определяется прогрессом техногенной цивилизации, которая активно завоевывала себе все новые соц. пространства. Этот тип цивилизованного развития сформировался в европейском регионе, его часто называют западной цивилизацией. Но он реализуется в различных вариантах как на Западе, так и на Востоке, поэтому используется понятие "техногенной цивилизации", поскольку ее важнейшим признаком является ускоренный научно-технический прогресс. Технические, а затем и научно-технические революции делают техногенную цивилизацию чрезвычайно динамичным обществом, вызывая часто на протяжении жизни нескольких поколений радикальное изменение социальных связей - форм чел. общения. Глубинные ценности техногенной цивилизации складывались исторически. Идея преобразования мира и подчинения человеком природы была главной в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории, вплоть до нашего времени.

Цивилизация выражает нечто общее, рациональное, стабильное. Она представляет собой систему отношений, закрепленных в праве, в традициях, способах делового и бытового поведения. Они образуют механизм, гарантирующий функцион.стабильность общества. Цивилизация определяет общее в сообществах, возникающих на базе однотипных технологий. Культура - есть выражение индивидуального начала каждого социума. Если функция цивилизации - обеспечение общезначимого, стабильного нормативного взаимодействия, то культура отражает, передает и хранит индивидуальное начало в рамках каждой данной общности. Таким образом, цивилизация - это социокультурное образование. Если культура характеризует меру развития человека, то цивилизация характеризует общественные условия этого развития, социальное бытие культуры.