2)Понятие категории .Общая характеристика категории
Философские категории обычно определяются либо как 1) мыслительные конструкции, не имеющие никакого отношения к внешнему миру; либо – как 2) идеальное выражение самой действительности.
В древней философии наиболее глубокую попытку исследовать категории и их природу предпринял Аристотель, который определял категории так: "Сущность является, коротко говоря, например, человек, лошадь. Количество – это, например, в 2 локтя, в 3 локтя. Качество, например, сведущее в грамматике, белое. Отношение, например, двойное, половинное, большое. Время, например, вчера, в прошлом году. Место – на площади, в Линее. Положение, например, лежит, сидит. Обладание, например, обут, вооружен. Действие, например, режет, жжет. Страдание, например, его режут, жгут".
Природу категорий Аристотель понимал материалистически. По Аристотелю, не категории порождают Бытие, а Бытие находит свое выражение в категориях, т.е. по Аристотелю категории в идеальной форме отражают саму действительность.
Противоположной позиции придерживался учитель Аристотеля Платон. У него именно категории порождают Бытие. По Платону, реальные вещи – лишь отражение идей (эйдосов), их бледные копии. Идеи (категории) первичные, вещи – вторичные. Примерно также, хотя и гораздо позже, мыслил и Гегель. Категории у Гегеля существуют до вещей, затем воплощаются в вещах и лишь потом оказываются в сознании. Субъективно-идеалистическая трактовка категории особенно ярко выражена у И. Канта. Категории – изначальные формы чувственности и даны человеку априорно, т. е. до опыта. Мир сам по себе хаотичен. Порядок в него вносит ум с помощью системы категорий. Категории у Канта не дают знания о вещах, но являются субъективным условием познания, ибо упорядочивают это познание.
Категории относятся к так называемым "абстракциям II уровня". Дело в том, что любое слово – абстракция, потому что слово "стол" не тождественно самому столу как вещи. Любое слово абстрагируется (отвлекается) от самой вещи или явления, обобщая наиболее типичное и существенное в называемом словом феномене. Слова обыденного языка – это абстракции I уровня, категории – абстракции высшего,
II уровня, ведь они анализируют и обобщают существенные признаки и отношения не самой вещи или явления, а существенные признаки и отношения, уже зафиксированные в словах (понятиях) всех вербальных языков данной культуры.
С современной точки зрения категории – это "узловые точки" исторического опыта; это понятия, одновременно обобщающие опыт науки, искусства и опыт обыденной жизни человека. "Проверить" правильность определения категории можно в основном только формально-логическим способом (методами), но проверить не содержательно, а формально, ибо содержание категорий столь же многогранно, неоднозначно и сложно, сколь сложны, многогранны и неоднозначны соответствующие данным категориям сферы определяемой действительности. Мыслить категориями человек (личность) начинает в относительно зрелом возрасте, пройдя последовательный ряд этапов: от слов – к терминам, от терминов – к категориям. Мышление категориями требует от человека и достаточно большого объема знаний о мире, и длительного обучения навыкам сравнительного анализа, синтеза и обобщения, что требует не только значительных усилий, но и соответствующего уровня мышления у сообщества в целом. Последнее обстоятельство важно в силу того, что уровень образования личности зависит не только от индивидуальных способностей и трудолюбия конкретного человека, но и от того, какие требования в этом отношении предъявляет к нему общество, и чему способно научить конкретного человека само общество.В любом случае, чем раньше человек осваивает категориальный способ мышления, тем качественнее, эффективней и плодотворней он живет, потому что развитое категориальное мышление позволяет без досконального изучения правильно судить о не вполне знакомых областях и максимально точно строить программы (стратегию) своего будущего поведения. Иначе говоря, на основе "хорошо поставленного" категориального мышления человек способен на порядок быстрее и качественнее осваивать абсолютно новые, совершенно незнакомые ему до этого области знания, нежели это происходит на базе обыденного или даже научного мировоззрения.
- 48) Фрэнсис бэкон и проблемы метафизического материализма нового времени
- 47) Неопозитивизм, прагматизм, неотомизм,экзистенциализм
- 46)Язык и мышление
- 45) Наука как феномен
- 43)Кант, Гегель, Фейербах
- 42)Бытие, материя и сознание как исходные философские категории
- 41) Экономическое сознание и экономические реформы в россии
- 40) Цивилизация как предмет философского анализа.
- 39)Культура как понятие и явление общественной жизни
- 38)Политическое и правовое сознание. Диалектика взаимодействия. Особенности развития на современном этапе.
- 37) Искусство как форма общественного сознания
- 36) Русская идея, её философское,политическое и этическое содержание
- 35)Социальное прогнозирование и глобальные проблемы современности
- 34)Социальный статус и социально-исторический тип личности. Проблема самоопределения.
- 33)Юм,Фихте,Беркли
- 32)Понятие закона. Общая характеристика законов материалистической диалектики.
- 31)Агностицизм как философский принцип мышления
- 30)Формы общественного сознания. Проблемы, критерии классификации, взаимодействия
- 29)Проблема гуманизма в философии возрождения
- 28) Общественное сознание, его структура. Критерии классификации
- 27)Средневековая схолистика
- 26)Философская сущность труда
- 25)Патристика и её роль в развитии духовной культуры средневековья
- 24)Понятие и структура общественного производства(материально-духовное производство,их сущность, особенность,взаимодействие)
- 23) Философское наследие аристотеля
- 22)Общество как развивающаяся система
- 21)История античного идеализма. Философия Платона
- 20)Талант как социально –культурный феномен
- 19) Демокрит, Гераклит
- 17) Диалектика и метафизика как методы познания
- 16)Материя и формы её существования
- 15) Человек как предмет философского познания.
- 14)Космология и космогония
- 13)Проблема человека в западной философии 20 века
- 12)Философия как форма общественного сознания
- 11) Философские проблемы экологии
- 10)Роль логоса в развитии мировоозрения и духовной культуры человека
- 9)Общественное и индивидуальное созидание
- 8)Наука и естественнонаучная картина мира
- 7)Истина и критерии истины
- 6) Мифологическая и религиозная картины мира
- 5)Дилектика чувственного и рационального познания
- 4)Познание и его сущность
- 3)Картина мира как понятие. Её конкретно –исторические формы и содержание
- 2)Понятие категории .Общая характеристика категории
- 1)Мир как естественное условие приосхождения жизни и предмет познания