logo search
Философия - Учебники / Канке / Канке

Выработка нового юридического мировоззрения

Новый стиль философствования, где бы его не при­меняли — в политике, педагогике, морали, везде да-

63

вал новые плоды. Новации шли рука об руку с ясны­ми и разумными началами познания. Показательна в этом смысле выработка нововременного юридического ми­ровоззрения. В отличие от своих античных и средне­вековых коллег правоведы Нового времени стреми­лись защитить права каждой личности. Совершенно непонятная для юристов старых школ новая идея со­стояла в признании всех людей в юридическом отно­шении равноправными: «Перед законом все равны». Эту идею развивали, в частности, Томас Гоббс и Джон Локк.

На первый взгляд идея юридического равноправия людей, отличающихся полом, происхождением, бо­гатством, умственными и физическими возможностя­ми, кажется чуть ли не абсурдной. Даже философам-новаторам было трудно ее обосновать, но они пытались это сделать. Говорили, что все равны по рождению. Но ведь и по рождению равенства нет, ибо один родит­ся больным, другой здоровым и т.д. Утверждали, что люди равны по своим возможностям, но и это не под­тверждается практикой. Тем не менее положение о юри­дическом равноправии было принято и имело в деле ста­новления демократического и справедливого общества важнейшее значение. В чем состоит смысл этого поло­жения? Каким образом оно было достигнуто?

Положение о равенстве людей является ценнос­тью, которую невозможно получить непосредственно из опыта, за счет чувственных представлений. Первона­чально она возникла в качестве гипотезы. Использова­ние ее оказалось благотворным, поэтому гипотеза ста­ла восприниматься как закон общественной жизни (т.е. не просто как пустая выдумка), каковым она и является. Выходит, что юридическое равноправие вы-

64

ражает важнейшую сторону общественной жизни лю­дей, демократического общества, забвение этого зако­на разрушает саму целостность общества.

Обратите внимание на то, как реализуется новый стиль философского мышления. Если физики Нового времени постулировали посредством физических зако­нов одинаковость механических явлений при различ­ных значениях физических переменных, то правоведы настаивали на подчинении всех людей одним и тем же юридическим законам при естественном несходстве разных индивидов.

Нечто аналогичное мы увидим и в теории морали. Обратимся в этой связи к философии Иммануила Кан­та, бесспорно выдающегося философа.