logo search
Otvety_Na_Voprosy_K_Ekzamenu_Po_Filosofii

Проблема бытия человека, его свободы и ответственности в экзистенциализме. Хайдеггер, Сартр.

Это - иррационалистическое, направление современной философии, возникшее накануне 1-й мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Сартр, Марсель, вы-ступивший с идеями Э. еще во время 1-й мировой войны, Мерло-Понти, Камю и др.).

Э. как филос. направление носит неоднородный характер. Различают Э. религиозный (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер) и атеистический (Сартр, Камю, Мерло-Понти, Хайдеггер). Своими предшественниками экзистенциалисты считают Паскаля, Кьеркегора, Унамуно, Достоевского и Ницше. На Э. оказали влияние философия жизни и феноменология Гуссерля. Э. пытается возродить онтологию, в противоположность методологизму и гносеологизму, распространенным в философии нач, 20 в. Как и философия жизни, Э. хочет понять бытие как нечто непосредственное и преодолеть интеллектуализм как традиц. рационалистич. философии, так и науки.

Бытие, согласно Э., не есть ни змпирич, реальность, данная нам во внеш. восприятии, ни рациональная конструкция, предлагаемая науч. мышлением, ни «умопостигаемая сущность» идеалистич. философии. Бытие должно быть постигнуто интуитивно. Но в отличие от философии жизни, выделившей в качестве исходной реальности переживание, Э. стремится преодолеть психологизм и рас-крыть онтологич. смысл переживания, который выступает как направленность на нечто трансцендентное самому переживанию. Гл. определение бытия, как оно открыто нам, т. е. нашего собств. бытия, именуемого экзистенцией, есть, т. о., его незамкнутость, открытость трансценденции.

Мартин Хайдеггер (1889–1976) - нем. философ-зкзистенциалист.

Х. ставит вопрос о смысле бытия, который, по его мнению, оказался «забытым» традиц. европ. философией. Х. стремится раскрыть «смысл бытия» через рассмотрение человеч. бытия, поскольку только человеку изначально свой-ственно понимание бытия («открыто» бытие). По Х., онтологич. основучеловеч. существования составляет его конечность, временность; поэтому время должно быть рассмотрено как самая существенная характеристика бытия.

Х. стремится переосмыслить европ. филос. традицию, рассматривавшую чистое бытие как нечто вневременное. Причину «неподлинного» понимания бы-тия Х. видит в абсолютизации одного из моментов времени – настоящего, «вечно-го присутствия», когда подлинная временность как бы распадается, превращаясь в последовательный ряд моментов «теперь», в физическое (по Х., «вульгарное») время.

Жан Поль Сартр (1905–198О) - франц. философ и писатель, представитель атеистич. экзистенциализма. Формирование филос. взглядов С. протекало в атмосфере сближения феноменологии и экзистенциализма, впервые осуществлённого М. Хайдеггером. Осн. трактат С.– «Бытие и ничто» представляет собой сплав идей Э. Гуссерля, Хайдеггера и Гегеля; вместе с тем в его «феноменологич. онтологии» звучат отголоски картезианского дуализма и фихтеанских идей.

С позиций феноменологии онтологическая проблема сводится у С, к интенциональному анализу форм проявления бытия в человеч. реальности. По С., подобных форм три: «бытие-в-себе», «бытие-для-себя» и «бытие-для-другого». Это три, разделяемые лишь в абстракции, аспекта единой человеч. реальности.

«Бытие-для-себя» – непосредственная жизнь самосознания – само по себе есть чистое «ничто» по сравнению с плотной массивностью «бытия-в-себе» и может существовать только как отталкивание, отрицание, «отверстие» в бытии как таковом. Отсутствие небытия в мире истолковывается С. феноменологически как непосредств. переживание утраты, непосредств. усмотрение отсутствия, а не как логич. акт отрицания.

«Бытие-для-другого» обнаруживает фундаментальную конфликтность межличностных отношений, примером к-рой для С. служит гегелевская модель господского и рабского сознания. Согласно С., субъективность изолированного самосознания приобретает внеш. предметность как только существование лич-ности входит в кругозор другого сознания, для которого «Я» личности – всего лишь элемент значимого инструментального комплекса, образующего мир. Отсюда отношение к другому – борьба за признание свободы личности в глазах другого.

Свобода человека, по С., неотчуждаема и неистребима. Все попытки подавления свободы либо отказа от неё порождены «дурной верой» – самообманом органически связанным с «фундаментальным проектом». Источник самообмана – онтологич. раздвоенностьчеловеч. существования, к-рому одновременно присущи и фактичность «бытия-в-себе», и свободная проективность «бытия-для-себя». Самообман заключается в желании стать либо одним, либо другим всецело и исключительно. В условиях фашистской оккупации эти абстрактные рас-суждения приобретали непосредств. политич. смысл и звучали как призыв к гражд. самосознанию и борьбе за свободу.

С. переосмысливает марксист концепцию социально-историч. практики в духе «экзистенциального проекта» и выдвигает на первый понятие «индивидуальной практики». Он ограничивается изображением формирования социальных групп и институтов на основе индивидуальной практики. Центральное место в этом процессе занимает антитеза индивидуальной практики и социального бытия, понимаемого как область «практически инертного».