8. 5. Познание и творчество.
Завершая анализ теории познания, следует подчеркнуть, что человек не только познает мир, открывая новое, но и изменяет, преобразует его на основе приобретенных знаний. Вся вторая, искусственно созданная природа или, говоря иными словами, человеческое общество, вся материальная и духовная культура - продукт познания мира и его преобразования, продукт творчества.
Творческий характер носит и само познание, и практическая деятельность, в основе которой лежат ее результаты.
Творчество проявляется и в движении познающей мысли по непроторенным путем, и в продуктах труда, прежде всего в технике, отличающихся новизной, в обновлении различных сторон необъятного мира материальной и духовной культурой.
Но что такое творчество? Творчество - это деятельность по созданию неповторимых по характеру осуществления и результату оригинальных в общественно-историческом отношении, а не только в индивидуальном уникальных материальных и духовных ценностей (открытие новых свойств и закономерностей, создание ценностей искусства, новых образцов техники и новых видов технологии и т. д. ).
Мир творчества бесконечно многообразен, как многообразна сама духовная и практическая деятельность. Новаторство и новации - необходимая сторона развития и познавательной, теоретической и преобразующей, практической деятельности людей, развития общества в целом.
Основными видами творчества являются научное, изобретательское, политическое, организаторское, философское, художественное. мифологическое, религиозное, повседневно-бытовое.
В конечном счете в основе творчества и творческой деятельности лежат общественные потребности, а если идти дальше, то противоречия, возникающие в научном познании и практической деятельности, разрешение которых предполагает выход за пределы достигнутого уровня знаний или за рамки существующего уровня техники и технологии и т. д.
Так, разрешение противоречия между фактом постоянства скорости света и основоположениями классической механики вызвало к жизни теорию относительности, противоречие между растущими прочностными характеристиками материалов и устаревшими неэффективными методами их обработки породило новые технологии - электрохимическую, технологию обработки металлов в состоянии сверхпластичности и т. д.
Часто точки роста научного знания возникают на границе - новый эмпирический факт и неспособность старой теории объяснить его.
В области технического развития подобные точки роста связаны с противоречиями между старой технологией и новой техникой, старой технологией и новыми характеристиками конструкционных материалов и т. д.
Каковы же основные предпосылки развития творческих потенций человека?
Прежде всего это обширные и глубокие знания в определенной области как условий видения имеющихся проблем и база для их разрешения.
Второй очень важный момент - свобода критики, творческих дискуссий, обмена и борьбы мнений. Что бы то ни было, монополия на истину в последней инстанции и творческий поиск в науке - вещи несовместимые. Именно такая ситуация имела место в общественных науках во времена культа личности Сталина да и в эпоху застоя.
Наконец, предпосылкой и условием творчества является развитие необходимых для этого способностей, в частности, воображения, особенно продуктивного, способности формирования нового наглядного или наглядно-понятийного образа, модели потребного будущего и т. д.
Одно из средств развития воображения - приобщение к искусству. Характерно, что многие выдающиеся ученые, инженеры прямо указывали на ту роль, которую искусство играло в их научном и техническом творчестве.
Именно развитое творческое воображение выступает в качестве средства прорыва традиционных представлений, выхода за их пределы. Будучи слитым с мышлением в органическое единство, творческое воображение усиливает продуктивную мощь мышления, расширяет пространство продуктивного поиска.
Завершая разговор о творчестве, нельзя обойти вопрос о природе интуиции и ее роли в творчестве.
Мы нередко говорим: доказывать нечто не могу, но интуитивно полагаю, что это так. Иными словами, я в данном случае делаю вывод, минуя промежуточно логические аргументы в его пользу.
Способность непосредственного усмотрения истины, минуя промежуточные ступени логического обоснования вывода, ведущего к ней, называют _интуицией . .
Интуицию порой трактовали как нечто таинственное и чуть ли не сверхъестественное. И хотя механизмы интуиции до настоящего времени изучены недостаточно, однако ее научный анализ требует лишить это явление ореола таинственности.
Роль интуиции в творческом процессе трудно переоценить. Об этом свидетельствуют мнения выдающихся ученых. Так, А. Эйнштейн утверждал, что подлинной ценностью является в сущности только интуиция. В свою очередь другой великий физик Луи де Бройль писал: "Таким образом (поразительное противоречие!), человеческая наука, по существу рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять свои наиболее замечательные завоевания путем внезапных опасных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяжелых оков строгого рассуждения" . (Бройль де Л. По тропам науки. М. , 1962. С. 295).
Прежде всего интуиция, как уже отмечено выше, - функция основательного овладения предметом. Яблоко должно было упасть именно на голову Ньютона, чтобы этот факт (если он был) привел к великому открытию.
Второй момент: интуиция, как правило, связана с длительной предварительной работой над проблемой, часто она имеет место тогда, когда, казалось бы , все логические резервы поиска исчерпаны.
Третье: по-видимому, в механизме интуиции немалую роль играет бессознательное, на уровне которого, так сказать, "застревают" отдельные звенья логической цепи.
Четвертое: определенную роль в интуитивном прорыве играет наличие "подсказки". Так, наблюдение паутины между ветками дало толчок для рождения идеи подвесного моста.
Завершая конспективный, схематический анализ проблемы творчества, следует подчеркнуть, что атмосфера, обновления всех сфер общественной жизни особенно благоприятна для приложения творческих потенций, для развития социального и научно-технического творчества. Все это требует вовлечения в процесс творчества все больше молодых сил. Обстановка демократизации отношений и в науке, и в обществе, дух гласности и критики, свободного обмена, , борьбы и плюрализма мнений - все это создает такую обстановку, которая будет благоприятствовать развитию творческих способностей и их применению на всех участках, во всех сферах общественной жизни. Вместе с тем и в наши дни новаторство и творчество требуют немалой энергии, поскольку на их пути нередко появляются бюрократические рогатки и иные помехи. Поэтому включаясь в решение задач обновления нашей жизни, прокладывая дорогу новому, следует быть готовыми к преодолению подобных препятствий.
- Введение в философию
- Оглавление
- Раздел 1. Историко-философское введение
- Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе 5
- Тема 2. Исторические типы философии 16
- Тема 3. Философская мысль в Башкортостане 53
- Раздел II Философское понимание мира. Диалектика и теория познания. 72
- Тема 4. Бытие и его основные формы. Материя, движение.
- Тема 5. Природа.
- Тема 6. Сознание, его сущность и генезис
- Раздел 1. Историко-философское введение
- Тема 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.
- 1. 1. Мировоззрение, его исторические типы, уровни и формы
- 1. 3. Роль и значение философии, ее основные функции.
- 1. 4. Философия и наука.
- Тема 2. Исторические типы философии
- 2. 3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.
- 2. 4. Классическая немецкая философия.
- 2. 5. Отечественная философская мысль в XI-XIX вв. :
- 2. 7. Зарубежная философия хх века.
- Тема 3. Философская мысль в Башкортостане
- 3. 1. Философские идеи в башкирском фольклоре.
- Тема 4. Бытие и его основные формы. Материя, движение,
- 4. 1. Категория бытия и его место в философии.
- 4. 3. Философия о многообразии и единстве мира.
- Тема 5. П р и р о д а
- 5. 1. Понятие природы. Природа и общество.
- 5. 3. Сущность и глобальный характер экологической проблемы.
- 5. 4. Пути решения экологической проблемы. Понятие ноосферы.
- Тема 6. Сознание, его сущность и генезис
- 6. 1. Проблема сознания и ее место в философии.
- 6. 3. Сознание и мозг. Материальное и идеальное.
- 6. 5. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки.
- Тема 7. Диалектика и ее альтернатива. Концепция развития.
- 7. 1. Диалектика как наука.
- IV. 3. Понятие о законах и категориях диалектики.
- Тема 8. Познание как отражение действительности.
- 8. 2. Роль и место практики в познавательном процессе.
- 8. 4. Проблема истины в философии и науке. Критерий истины.
- 8. 5. Познание и творчество.
- Тема 9. Научное познание, его формы и методы
- 9. 3. Основные этапы познавательного цикла и формы
- Раздел III. Социальная философия
- Тема 10. Общество: основы философского анализа
- 10. 2. _Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу
- 10. 3. _Диалектика объективного и субъективного в развитии общества. Проблемы социального детерминизма
- Тема 11. Проблемы материалистического понимания истории
- 11. 2. _Материальное производство
- 11. 4. _ Общественно-экономическая формация
- 11. 5. _ Базис и надстройка
- 11. 6. _Социальная эволюция и революция
- Тема 12. Движущие силы и субъекты исторического процесса
- 12. 2. _Социальная структура общества.
- Тема 13. Политическая система общества
- 13. 1. _Политическая система общества и ее элементы
- 13. 2. _Государство: его происхождение и сущность
- 13. 3. _Правовое государство и гражданское общество
- Тема 14. Культура и цивилизация
- 14. 3. _Человек и культура. Культура и формирование личности.
- 14. 4. _ Культура и цивилизация.
- Тема 15. Духовная жизнь общества. Общественное сознание,
- 15. 1. _Духовное производство и духовная жизнь общества.
- 15. 2. _ Понятие общественного сознания и его структура
- 15. 3. _Общественное и индивидуальное сознание и их
- 15. 5. _Формы общественного сознания.
- Тема 16. Общественный прогресс и глобальные проблемы
- 16. 2. _Социальный прогресс и его критерий.
- 16. 3. _Глобальные проблемы современности и основные пути
- Тема 17. Человек, личность и свобода. Ценности
- 17. 1. _Проблема человека и его свобода в философии.