1.2 Направления и представители Античной философии
Основными представителями направлений и школ античной философии являются:
1) пифагорейцы (Пифагор) - рассматривали числовые отношения как первооснову (субстанцию) мира;
2) диалектика Гераклита (Гераклит) - учение о единстве противоположностей (диалектика);
3) элеаты (Парменид, Зенон) - ввели понятие "бытие" и считали, что небытия (пустоты) нет, поэтому никакое движение невозможно;
4) атомисты и наивные материалисты (Демокрит, Эпикур; Фалес, Анаксемен) - первые учили, что мир состоит из атомов и пустоты, а вторые сводили его к единой материальной первооснове (субстанции) - воде, воздуху, апейрону;
5) софисты и Сократ - впервые обратились к философскому осмыслению бытия человека;
6) платоники (Сократ, Платон, Плотин) - рассматривали вещи как воплощение идей;
7) школа Аристотеля (перипатетики) - утверждали, что никакое самодвижение невозможно, поэтому источник движения мира должен находится за его пределами (метафизика). Аристотель создал учение о материи и форме.
Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом.
1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божественен).
2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира (у Фалеса - это вода, у Гераклита - огонь, у Демокрита - атомы и т. д.).
3. В античной философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и борьба противоположностей (Гераклит, Зенон и другие).
4. В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики; чувства не являются источником знания, их область - лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель).
5. Была разработана концепция не страдающего, а действующего человека, социальность которого вытекает из его природы. Он - центр культуры, ее творец (софисты); его призвание - познавать и творить добро (Сократ).
6. Значительное внимание уделялось проблемам нравственности. Источником нравственности являются природа, разум, знание. Идеалом нравственного человека считался мудрец - умеренный, благоразумный, бесстрашный, гармоничный человек.
7. В античной философии было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов. Так, Платон считал, что наиболее совершенным государством является аристократическая республика, в которой правят философы, а государство охраняют воины, производят материальные блага ремесленники. Только последние могут владеть собственностью, так как им необходимы стимулы к труду.
Таким образом, античная философия стала вполне самостоятельной формой общественного сознания. В ней начинают складываться основные философские направления, формируется картина мира.
- Введение
- Глава 1. Античная философия: ее основные черты, направления и представители
- 1.1 Основные черты Античной философии
- 1.2 Направления и представители Античной философии
- Глава 2. Философия Средневековья: характеристика эпохи и философии Средневековья, периоды и учения основных представителей
- 2.1 Характеристика эпохи и философии Средневековья
- 2.2 Периоды Средневековой философии
- 2.3 Учения основных представителей Философии Средневековья
- Глава 3. Общее и особенное в Античной и Средневековой философии
- 3.1 Совокупность черт Античной и Средневековой философии
- 3.2 Особенности Античной и Средневековой философии
- Заключение
- Совокупность черт Античной и Средневековой философии
- Средневековая философия
- Средневековая философия
- 60.Сравнительный анализ античной и средневековой философии.
- 32. Общие черты средневековой философии.
- Общий характер средневековой философии
- 13. Средневековая философия
- 2. Античная и средневековая философия