2.1 Характеристика эпохи и философии Средневековья
В эллинистическо-римскую эпоху происходит формирование больших единых государств, в которых власть концентрировалась в руках определенных центральных органов, будь то единоличный правитель или республиканское правительство. С целью "поддержания единства" государственной мозаики, состоявшей из различных и недружественных этнических групп, правитель для усиления власти центра иногда изображался богоподобным. Исчезновение относительно независимых в политическом смысле малых обществ и тенденция к концентрации власти привели к возрастанию политического бесправия народа. В таких государствах, в дополнение к лишенным какой-либо власти свободным мужчинам и женщинам, существовали на грани физического выживания полностью бесправные рабы.
Люди обратились к поискам сверхъестественного в собственном внутреннем мире. Они искали решение проблем исключительно тяжелой жизни в религиозной сфере. Христианство обращалось к каждому. Оно провозглашало надежду для каждого. Вопреки политическому бесправию, материальному неблагополучию и физическим страданиям, вопреки злу и ослаблению силы характера, надежда существует для каждого. Земная жизнь, провозглашало христианство, является частью драматического исторического процесса, в конце которого каждого ожидает справедливое вознаграждение за страдания и несправедливости этой жизни. Превыше всего этого пребывает Бог-Отец, создатель мира, дух всемилостивый, всесправедливый и всеправедный.
Христианство сыграло огромную роль в развитии философской мысли. Оно внесло следующие новые идеи:
1) Идею "человека как центра всего";
2) Идею линейности истории;
3) Представление о Боге как Личности и Творце.
Под теологией понимают богословие, то есть систематическое изложение, опирающееся как на собственный, так и на философский понятийный аппарат, и защиту учения о Боге, Его свойствах, качествах, признаках, деяниях, а также комплекс правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией (в данном случае христианством). Хотя теология не может обойтись без философского понятийного аппарата, она по сути своей отлична от философии. В пределах теологии как таковой философское мышление выполняет главным образом "служебную роль", ибо оно только принимает, разъясняет, истолковывает "Слово Божие". Все это, конечно, весьма далеко от философии как свободного мышления о мире и человеке. Если в теологии мировоззренческая мысль ограничена рамками догматики, то действительная философия всегда плюралистична.
Главенствующей идеей христианского мировоззрения является идея Бога. Основными принципами философии Средневековья являются:
· теоцентризм - центром мира является Бог;
· монотеизм - единобожие;
· теодицея - оправдание бога-творца в наличие зла на земле;
· супранатурализм - все в мире имеет сверхъестественную природу;
· сотериологизм - ориентация всей жизнедеятельности человека на спасение души;
· ревеляционизм - принцип богооткровенности;
· креационизм - сотворение мира Богом из ничего;
· антропоцентризм - человек есть центр Вселенной, венец творения Бога;
· провиденциализм - божественный замысел предопределяет историю людей как план спасения человека;
· эсхатология - учение о конце мира;
· символизм - нахождение скрытых символов в вещах для поиска утраченного единства;
· экзегез - толкование религиозных текстов;
· герменевтика - толкование любых текстов
- Введение
- Глава 1. Античная философия: ее основные черты, направления и представители
- 1.1 Основные черты Античной философии
- 1.2 Направления и представители Античной философии
- Глава 2. Философия Средневековья: характеристика эпохи и философии Средневековья, периоды и учения основных представителей
- 2.1 Характеристика эпохи и философии Средневековья
- 2.2 Периоды Средневековой философии
- 2.3 Учения основных представителей Философии Средневековья
- Глава 3. Общее и особенное в Античной и Средневековой философии
- 3.1 Совокупность черт Античной и Средневековой философии
- 3.2 Особенности Античной и Средневековой философии
- Заключение
- Совокупность черт Античной и Средневековой философии
- Средневековая философия
- Средневековая философия
- 60.Сравнительный анализ античной и средневековой философии.
- 32. Общие черты средневековой философии.
- Общий характер средневековой философии
- 13. Средневековая философия
- 2. Античная и средневековая философия