logo
Философия

4 Вопрос. Понятие истины.

Целью познания является получение истинного знания, однако процесс познания истины но и заблуждения. Заблуждение-это непреднамеренное неверное отражение мира.

Например: в древности люди считали Землю плоской покоющейся на 3-х китах или слонах. Заблуждение не надо путать с ложью .Ложь это намеренное сознательное искожение действительности, обман людей.(фальсификация). Что же такое истина ? сложнейший вопрос на который нет одназначного ответа. Существует ряд теорий истины:1.класическая теория истины.Истина-это соответствие наших знаний действительности. Оно проверяется практикой,поскольку далеко не все идеи можно проверить на практике существуют и другие теории истины.2.Прагматическая теория истины. Истина-это такое знание которое приносит пользу.3.Экзестенциальная теория истины. Истина-это то в чем в данный момент не сомневается человек.4.Конвенциальная теория истины. Истина-это результат соглашения, договора, конвенций ученых.5.Плюралистическая теория истины. Плюрализм- это множественность. Утверждается множественность истин об одном и том же объекте. Каждая из истин отражает какую-то грань объекта поэтому нельзя отдать предпочтение ни одной из них.

Свойство истины:1.обьективность.Содержание истины не зависит от субъекта, его мнений и желаний. Истина отражает то, что есть даже если она нам не нравится. В таком случае люди склонны не замечать или не признавать истину.2.Конкретность.Знания зачастую отражает общее правило, общую закономерность, но поскольку мир очень сложен и разнообразен. В разных условиях общие закономерности проявляются по разному. Поэтому не возможно говорить об истинности знания не принимая в расчет конкретные условия при которых знания сопостовляются с действительностью.3.Обсолютность и относительность.Обсолютная истина это полная и точная знание о предмете.Относительная истина это недостаточно полное знание.Обсолютная истина это идеал которому должно стремится познанием. В реальности всякая истина относительная.В каких-то аспектах она не полная, не точная. Например: для обыденного познания, утверждение «Земля имеет форму шара» это абсолютная истина. Однако современная наука утверждает, что форма земли геоид.

Заключение: возведение относительных истин в ранг абсолютных превращение их в неподлежащее критике и уточнению догмы называется догматизм. Догматизм ведет к застою познания неспособности понять иные взгляды в которых тоже может содержатся истина. Противоположная точка зрения согласно которой все наши знания относительны в них нет ничего точного и объективного все они представляют собой лишь личные мнения называется релятивными. Релятивизм ведет к отрицанию возможности познания мира к агностицизму.

Лекция … Наука

1.Понятие науки.

2.История науки.

3.Роль науки в обществе.

1.Наука- это во-первых особый вид деятельности во-вторых система знаний. Наука как вид деятельности обладает следующими чертами:1.ею занимаются специально подготовленные люди образующие свое сообщество.2.Учёные изучают сущность явлений и объектов мира, устанавливают устойчивые связи между ними-законы.3.Учёные используют специальные методы познания(опыты, эксперименты и др.) и специальную технику аппаратуру.4.Учёные пользуются особым языком(терминами, символами, формулами и т.п.

Наука как система знаний обладает следующими чертами:1.обьснение явлений с помощью логически доступных пониманий аргументов, отказ от обьяснений при помощи магий, мистики, ссылки на чудеса и т.п.2.строгая доказательность и проверяемость полученных данных, это значит что любой исследователь воссоздав условия в которых получены научный результат должен быть в состоянии убедится в его воспроизвоимости а следовательно истинности.3.Объективность и безличность,т.е. научные знания очищены от личных симпатий и антипатий, убеждений и предубеждений, интересов, эмоций и т.д.4.Системность.Т.е. научные знания представляют собой совокупность не разрозненных сведений а логически упорядоченную систему.

Класификация наук:по отношению к практике науки делятся на фундаментальные(занимающиеся познанием основополагающих законов действительности). Прикладные(занимающиеся практической реализацией результатов деятельности фундаментальных наук.По предмету исследования науки делятся на 1.естественные(изучают природу)2.социально-гуманитарные.Изучают жизнедеятельность человека.3.технические(изучают технику). Функции науки:1.производство знаний.2.внедрение результатов научной деятельности в материальные производство и управление обществом.3.культурно-образовательная функция. Наука развивает человека, содействует развитию культуры общества.

2 вопрос. История науки.

В истории науки можно выделить ряд этапов развития:1.с 1-го тысячелетия до н.э. и по 16 век. Период преднауки.В это время существовал синтез естественных и философских знаний. Мыслители зачастую были и философами и учеными одновременно. Представители: Пифагор, Аристотель, Гиппократ, Архимед, и др.

2 этап. 17-19 века. Период классической науки. Наука становится независимой от философии и религии. Закладываются основы современного естествознания. Появляются учёные профессионалы, развивается система университетского образования для их подготовки. Возникает научное сообщество со своими специфическими формами и правилами деятельности.( создаются научные академии, музеи, библиотеки, печатаются научные книги и журналы. Наука изучает макромир. К концу 19 века накапливается и систематизируется огромный фактический материал. Представители: Галилей, Ньютон, Ломоносов, Дарвин, Менделеев.

3. 20 век. Период неклаческой науки. Наука начала изучать микро и мега миры. Приоритет имеют естественные и технические науки. Во второй половине века происходит НТР. Признаком которой является широкое внедрение достижений науки, производство и быт в экономически развитых странах.Государство и частные фирмы и бизнес идут на большие расходы для поддержки перспективных направлений развитие науки. В разработку научных учреждений вовлекается масса людей. В развитых странах численность научных работников доходит до 10 % трудоспособного населения. Современный мир в значительной степени сформирован наукой. Обратной стороной НТП является то, что общество оказалось на грани самоуничтожения. Пришло понимание необходимости ограничивать какие-то направления научного Представители: Резерфорд, Бор, Эйнштейн,Фридман, Фокинг и др.

4 этап. С конца 1990-ых годов и по настоящее время это период постнекласической науки. Учёные проявляют интерес к выяснению смысла жизненных вопросов, пытаются понять, что такое жизнь, человек, сознание, наука опять поворачивается к философии и в том числе к восточной философии, религии, экстрасенсорике.

3 вопрос. Наука в системе социальных ценностей.

В период преднауки учёных отличало бескорыстное стремление к поиску истины.Начиная с 17 века наука всё больше ориентируется на принесения практической пользы обществу. Постоянно увеличивается финансирование науки, причём прикладные науки получают в 10 раз больше средств чем фундаментальные. Соответственно вся система науки ставится под контроль тех, кто имеет власть и деньги. Учёные этим недовольны, настаивают на автономии науки, хотят самостоятельно выбирать проблематику исследований и распределять отпускаемые им средства. Они так же считают, что дело учёного открывать и проектировать, а за практическое применение научных результатов должны отвечать те, кто принимает решения по данному вопросу. Противники автономии науки выдвигают принцип социального контроля над научной деятельностью. Они утверждают, что большинство учёных являются узкими специалистами, неспособными понять общественные потребности. Общество должно контролировать как учёные тратят отпускаемые деньги, оно должно запрещать бесчеловечные и аморальные методы исследования во вред человечества. Поскольку наука вызывает у общественности двойственные чувства постольку сформировались два противоположных подхода к её оценке: саентизм и антисаентизм. Саентизм-это идейная позиция выражающаяся в высокой оценки науки и её роли в обществе, считается что наука должна быть эталоном для других видов деятельности. Только дальнейшее развитие науки и прежде всего естественного и технического знания может спасти человечество от бед поражденных НТП. Принижается или вовсе отрицается роль социально-гуманитарного знания. Антисаентизм- это идейная позиция сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику по вине которых человечество столкнулось с глобальными проблемами современности. Необходимо ограничить дальнейшее развитие науки и сделать упор на развитие духовной культуры в первую очередь нравственности людей.

Лекция .. Философия культуры

1.понятие культуры её структура и функции.

2.мораль как форма духовной культуры.

3.религия

4.исскуство.

1.Культура- совокупность материальных и духовных достижений человечества,система над биологических программ человеческой деятельности.Культура образует искусственную среду обитания человека. Которая надстраивается над естественной средой-природой. Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура-ориентирована на преобразование окружающего мира, удовлетворения материальных потребностей людей, создание материальных ценностей.Сюда относятся материально технические средства труда, коммуникации, культурно-бытовые сооружения, материальные средства индивидуального пользывания(мебель, сантехника, бытовая техника, предметы гигиены и т.д), производственный опыт(навыки, умения, знания). Духовная культура ориентирована на изменение самого человека, его внутреннего мира, удовлетворение духовных потребностей, создание духовных ценностей . Это мораль, религия, исскуство, философия и др социально гуманитарные науки. Не редко случается отношение к духовной культуре как какому-то необязательному добавлению к более насущном жизненном благом, поскольку она не приносит наглядной практической выгоды. Однако отказ от духовной культуры грозит людям возвращением к животному образу жизни. В обществе где принебрегают духовной культурой, люди дичают, наблюдается рост алкоголизма, наркомании, преступности.

Функции культуры:1.информационная.(культура является хранилищем социально-значимой информации.Информация кодируется в знаках, в роли которых могут выступать действия человека, естественный язык, исскуственные языки(язык науки, язык искусства, артефакты.). В отличии от биологической информации передающейся генетически, социальная информация выраженная в знаках не исчезает со смертью добывшего её человека а накапливается в культуре благодаря чему происходит развитие общества. Комуникативная функция-культура обеспечивает активный информационный обмен между всеми членами социальной жизни(индивидами, группами, государствами и т.д.) в наше время благодаря развитию средств коммуникации, в культурный контакт вступили отдаленные в географическом и историческом плане личности и народы. Чем больше плотность культурных контактов тем быстрее изменяется общество.3.Аксиологическая-наука о ценностях. Культура производит набор ценностей, норм и идеалов выступающих базисными регуляторами поведения людей. Доминирующая система ценностей ориентиует массы людей в одно напрвление, формирует общепринятые нормы поведения. Тем самым культура способствует сплачению людей, улучшению их взаимопонимания. 4. Социализаторска функция.Человек постоянно существует в культурной среде и является её продуктом, полноправным членом социума только в результате усвоения социальных программ поведения. Ориентирующих его на выполнение определенных социальных и половозврастных ролей.

Мораль как форма духовной культуры. Мораль-это нормы поведения людей принятые в обществе. Мораль выполняет следующие функции:1.аксиологическая. С помощью понятий добра и зла мораль даёт оценку всем явлениям природы и общественной жизни. Посредством усвоения принятым в обществе моральных представлений и ценностей люди развивают взаимопонимание что облегчает их совместную жизнь. 2.воспитально-социализирующая. Если человек не усваивает нормы морали принятые в обществе, он становится изгоем или же общество насильственно от него избавляется.3. регулятивная. Мораль регулирует поведение людей с помощью таких механизмов как общественное мнение, юридический закон, совесть.

Специфика морали как формы регуляции отношений заключается в следующем:1.мораль

всепроникающая, регулирует отношения во всех сферах общественной жизни(бизнесе, политике, спорте и т.д.).2.мораль более оперативна реагирует на все новшества в обществе. 3.моральные нормы в отличии от законов и традиций имеют обобщенный а не конкретный характер, из-за этого возникают сложности с применением общих норм поведения к конкретным жизненным ситуациям. Например: есть общая заповедь»не убей» и в то же время снайперы получают награды. Существует различные концепции происхождения марали.1. Научная концепция утверждает что норма морали постепенно складываясь в процессе совместной жизни людей, уже в первобытном обществе существовала система табу-запрет на убийство сородича, провозмесительные связи, на неповиновение вождю во время охоты и другие. С расширением связей между родами и племенами появляется правило талиона по которому месть считалась делом священным и осуществлялась по принципу «око за око, глаз за глаз». Посредством этого принципа следили за тем, что бы месть не превышала нанесенного ущерба. Imbatalion.В середине 1 го тысячалетия в аграрных цивилизациях появляется золотое правило нравственности. «не делай другим того, чего не желаешь себе». 2.Религиозная концепция происхождения морали утверждает , что её нормы установлены богом, в христианстве существует Декалог (деко-10, заповедей) вехово завета.

:::1.почитай отца и мать.2. Не убей.3.Не прелюбодействуй.4. Не укради.5. Не клевещи.6.Не завидуй.

В качестве нравственных ценностей у всех народов почитались честность, верность, уважение к старшим, мужество, трудолюбие и другие добродетели. Моральные ценности и нормы имеют и свою специфику в разных культурах. Но несмотря на все различия поскольку природа людей одинакова, можно говорить о единых общечеловеческих моральных ценностей, благодаря которым достигается взаимопонимание и сосуществование разных народов. Мораль изучает такая философская наука как этика. Этическими категориями является добро и зло, долг и совесть, достоинство и честь, справедливость и др. Религия это система верований и действий основанных на вере в сверхъестественное. По поводу сущности и причин существования религии есть разные мнения:1.верующие считают что религия имеет сверхъестественное происхождение, является формой связи человека со сверхъестественным миром, Богом, утверждается вечность религии и её не приходящее значение для человека и общества.2. не верующие считают, что религия является фантазией плодом воображением людей, её появление объясняется не способностью объяснить ряд природных и общественных явлений, добиться обычными методами желаемых результатов, заинтересованностью определенных социальных сил в существовании религии и церкви. Религия играет большую роль в жизни человека и общества. Во-первых она выполняет мировоззренческую функцию т.е. даёт такую картину мира, которая выводит человека за пределы обыденного накопления материальных благ, ориентирует на духовное развитие. Во-вторых религия выполняет психотерапевтическую функцию, утешает в горе и даёт надежду на чудесное изменение судьбы. Религия способствует установлению порядков и стабильностью в обществе. Вместе с тем они играют и дестабилизирующую роль в обществе поскольку вызывают конфликты между представителями разных религий. В структуре религии выделяют религиозные вероучения, религиозный культ и религиозную организацию. Это совокупность утвержденных религиозными организациями догматов и преданий о Боге, основателе религии, пророках, устройстве мира, правилах жизни в обществе. Религиозное вероучение- излагается в священных книгах(библия-христиане, каран-мусульмане). Религиозный культ-это обрядовые действия для установления контакта Богом и другими сверхъестественными существами.(молитвы, богослужения, праздники, посты и т.д.). 3.Религиозная организация- это форма объединения верующих, для координации культовой деятельности, распространения религиозной информации. Типичной формой религиозной организации является церковь, в которой верующие разделяются на профессиональных служителей церкви и мирян. В мире существует множество религий, среди них выделяют 3 мировых( христианство, ислам, буддизм). А так же Религии национальные (индуизм, иудаизм, синтаизм), местные и племенные а так же не обозримое кол-во религиозных сил. Часть всех имеют деструктивный характер и пребывание в них может привести к серьезным психическим расстройствам.

4 вопрос искусство это художественная деятельность и её продукты-художественные произведения. Искусство изучает эстетика. С помощью таких категорий как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и другие. Искусство выполняет следующие функции:1. Является средством отдыха и развлечения. Именно на эту функцию ориентируется современное искусство массовой культуры(телесериалы, триллеры, шоу). 2.Воспитательная. Художественное произведение это «учебник жизни» показывающий пример для подражания.3.Идеалогическая. Поскольку в художественном произведении всегда содержится критика или пропаганда определенных идеалов, ценностей, норм и тп. Власть всегда старалась поставить искусство на службу себе, что бы с его помощью внушать подданным необходимые чувства и взгляды. 4. Познавательная. Знакомство с художественными произведениями является и средством познания, особенностями различных обществ и эпох.5. Главная функция искусства эмотивная- способность воздействовать на чувства человека, удовлетворять «эмоциональный голод» . В зависимости от материала используемого автором различают следующие виды искусства:1.визуальные искусства.(живопись, графика, скульптура, архитектура, парковое искусство, хореаграфия и другие.2.аудиальные.- вокальная и инструментальная музыка.3.словесная литература(поэзия, проза) живое слово.4. синтетические-театр, эстрада, цирк, кино и др.

Различают классическое и пост классическое искусство. Классическим считается искусство с античности и до рубежа 19-20 веков. Оно отличается реалистичностью с установкой на образцовость. Классическое искусство стремилось оказать облагораживающее воздействие. Художники стремились к совершенствованию техники исполнения. Пост классическое искусство отражает не столько мир, сколько внутренние эмоции автора и исполнителя. Оно не воспитывает, а делает ставку на развлечения, удивление, шокирование. Пост классическое искусство не вытеснило классику которая продолжает задавать образцы художественного творчества.