Философия Древнего Востока
1.Философия Древнего Китая
2.Философия Древней Индии.
1.Специфическими чертами древневосточной философии является признание существования
-сверхъестественного мира, сил и существ.
-главным средством познания сверхъестественного мира считается необычное состояние психики-транс,религиозное озарение,интуиция и т.п.
-стремление дать практические рекомендации как нужно жить для того что бы сохранять гармоничные отношения с самим собой и окружающим миром.
Философия древнего Китая.
Наиболее известными учениями древнего Китая были конфуцианство и даосизм.
Конфуцианство-это этическое учение основанное Конфуцием в 6-5 в до н.э.
Конфуций жил в эпоху жестоких междоусобных войн и стремился разработать такие нормы поведения людей, которые способствовали бы установлению мира и согласию в обществе.
Нормы конфуцианства
1.человеколюбие.Конфуций является одним из авторов “золотого правила нравственности”. Поступай с другими так как ты хочешь что бы поступали с тобой.
2.Строжайшее выполнение установленных ритуалов,обрядов,традиций,посредствомкаторых люди выражают доброжелательное и уважительное отношение друг к другу.Этим гасится агрессия.
3.Почтительное отношение к старшем по возрасту и общественному положению. Выполнение их указаний.
4.Добросовестное исполнение своих професиональных ,семейных,гражданских обязанностей в соответствие своему положению в обществе.
5.равные шансы на получение бесплатного образования и занятиям государственной должности на конкурсной основе.
Конфуцианство заменила китайцем религию. в современомкитае до 85 % населения считает нормой конфуцианской морали правильными и утверждают что предерживаются их в жизни.
Даосизм.основателем даосизма является современник Конфуция –Лао-Цзы.
Дао-центральное понятие даосизма.Это сверхчувственная реальность являющаяся основой мира,всеобщимзаконом,каторому подчиняется всё существующие.
Дао не обладает свойствами и характеристиками обьектов естественного мира и поэтому его нельзя описать с помощью слов.
Про дао можно только сказать что оно совершенно и неизменно.
Противоположность не изменномудао в нашем мире всё находится в движении.Причинойвсеообщего движения является противоборство двух мировых сил.
Ян-это все положительные характеристики обьектов:светлое,сильное,теплое,мужское и т.д
Инь-все отрицательные характеристики обьектов:темное,слабое,холодное,женское и т.д.
Любой объект это единство инь и ян они неотделимы друг от друга.
Активная деятельность человека по преобразованию окружающего мира ведет по мнению Лао-Цзы к нарушению всеобщего закона дао и является причиной всех бед и несчастий.Стремится нужно к тому что бы жить придерживаясь принципа “недеяние”чтоозначает органичное приспособления вписывания в окружающую среду а не полное бездействие.
Эти идеи Лао-Цзы нашли воплощение в искусстве Фэн-Шуй.
С точки зрения Фэн-Шуй мир пронизывает потоки энергии.Энергия может быть положительной и отрицательной.Человек может улучшить свою жизнь если отведет от себя потоки отрицательной энергии,и сфокусирует на себе как можно больше позитивной энергии.
Философия Древней Индии.
К Индийской философии и культуре присущ ряд общих идей.
Основой мира считается Брахман.Брахман так же как и Дао является сверхчувственной реальностью и так же неописуем словами.Душа человека бессмертна и вовлечена в бесконечную цепочку перерождений-колесо сансары.
Каждое последующие перерождение происходит по закону кармы.
Карма-это возмездие за всё совершенное человеком настигающее его в последующих жизнях.
В соответствии с законом кармы воздаянием за неправильную жизнь может быть перерождение в облике животного ,растения, и даже неодушевленного предмета.поэтому в индийской культуре существует ахимса-запрет убивать живые существа без веской причины.
Цель человеческой жизни состоит в том что бы прожить её нравственно для обеспечения лучшего перерождения.
Пройдя через длинную цепочку перерождений душа достигает совершенства ,выходит из колеса сансары и сливается с брахманом.
Буддизм это философско-религиозное учение основателем которой был принц Сиддхартха Гаутама(6-5 в до н.э.).Буддой что означает просветленым его назвали после того как на него сошло мистическое озарение и он понял суть жизни.Эту суть он выразил в “четырех благородных истинах.”
1.Жизнь есть страдание.Даже смерть неизбавляет от страданий т.к.следует новое перерождение.
2.Причиной страданий и бесконечных перерождений является привязанность к земным благам и удовольствиям.Тоска по ним тянет душу умершего на землю,заставляяперерождатся.
3.Что бы избавится от страданий и перерождений нужно научится жить ни к чему не привязываясь и нечем не дорожа.
4.Для этого нужно вести нравственный и аскетический образ жизни.Душа достигшая высокой степени совершенства,выходит из колеса сансары и уходит в нирвану-аналог христианского рая.
- Философия Древнего Востока
- Античная философия
- Эволюция античной философии
- Средневековая философия
- Философия эпохи Возрождения
- Философия Нового времени
- Проблема человека в философии и науке.
- Проблема сознания в философии.
- 3.Вопрос. Структура сознания.
- 1. Чувственное познание, опирающееся в первую очередь на видов мышления, показания органов чувств. 3 фрмы чувственного познания:
- 4 Вопрос. Понятие истины.