logo
Философия

Философия Нового времени

1.Западно Европейская философия 17 века.

2.Философия Просвещения 18 века.

3. Философские идеи.

Эммануил Кант философия нового времени зарождается в 17 веке, начинается становление буржуазного общества, оно связано с переходом от ремесленного труда к мануфактурному, бурно развивающееся производство начинает нуждаться в научных рекомендациях, и тем самым стимулирует развитие науки, резко возрастает авторитет научных знаний в обществе. если в античности наука служила всего лишь средством удовлетворения любознательности. В средневековье она практически не развивалась, разве что алхимики искали философский камень, то в Новое время от науки стали ожидать принесения практической пользы, увеличения власти человека над природой. Наука начинает сращиваться с производством. Изменившееся отношение к науки первым выразил Английский философ Френсис Бэкон в своем известном выражении « знание-сила». Вследствие повысившегося авторитета науки и знаний в философии на первый план выходят проблемы гносеологии(теории познания). Философов начинают интересовать вопросы о том, как получить истинные знания, что является источником и главным средством познания- органы чувств или разум. При ответе на эти вопросы сформировались два учения. Эмпиризм и рационализм. Эмпиризм( от греч эмпирия-опыт)-это философское учение считающее чувственный опыт человека т.е. показания органов чувств исчерпывающим источником познания окружающего мира. Эмпирики критически относились к познавательным способностям разума, т.к. разум склонен к заблуждениям и суевериям. Считалось что разум только упорядочивает, классифицирует показания органов чувств ничего нового, не добавляя к нему. Эмпирики акцентировали внимание на экспериментальных методах исследования природы. Эмпириком был Френсис Бэкон. Рационализм( от лат рацио- разум)- это философское учение считающее разум источником и главным средством познания. Родоначальником рационализма является французский ученый и философ Рене Декарт. Декарт полагал что истина не может быть получена на основе чувственного познания т.к. органы чувств часто ошибаются и обманывают человека. Истина может быть выведена только из разума. Разуму можно доверять в большей степени чем органам чувств, потому что разуму присущи вражденые до опытные идеи основываясь на которых люди должны построить систему философских и научных знаний. В поисках таких врождённых идей, истинность которых была бы очевидна и которые бы не нуждались в доказательствах , Декарт последовательно подвергает сомнению все утверждения. Сомнительно существование Бога, мира и даже собственного тела. Несомненным является лишь существование мыслящего Я. « Я мыслю следовательно существую» утверждает Декарт в качестве аксиомы, тем самым признает разум источником и главным средством познания. Представители эмпиризма и рационализма резко критиковали средневековую схоластику как знания основанное на сомнительных конструкциях из догматов и мнений церковных авторитетов. Они противопоставляли ей знания основанное на разуме и опыте. Благодаря их усилиям разум начинает возвышаться над верой, философия и наука над религией, что привело к большим изменениям в общественной жизни и в том числе в философии.

2.18 век вошёл в историю как эпоха Просвещения. Просвещение- это идейное течение, представители которого выступили с критикой отживающего феодального общества, требованием ограничения влияния религии и церкви на все сферы общественной жизни. Просветители боролись с религиозными предрассудками, распространяли философские и научные знания. Мировоззрение просветителей оптимистично. Они верили:1. В безграничные возможности разума в деле познания мира.2. Человек по своей природе доброе и непорочное существо. Люди рождаются ангелами, которых портит жизнь в несовершенном обществе.3. Вооруженный знаниями и добрый по природе человек может построить справедливое и совершенное общество, обеспечить его бесконечное прогрессивное развитие, и счастливое будущее человечества. В центре внимания мыслителей эпохи Просвещения оказались проблемы социальной философии. Влиятельнейшим философом был Жан Жак Руссо. «Люди рождаются свободными, равными и непорочными» - исходный тезис философии Руссо. Почему же в обществе царят не свобода, не равенство и всеобщая вражда ? Виновата деспотичная государственная власть, тогда возникает вопрос как и зачем появляется государство? Церковь столетиями утверждало, что всякая власть от Бога и потому свята и неприкосновенна. Руссо же популяризировал теорию «общественного договора» по которой, государство появляется в результате договора между людьми для того что бы следить за обеспечением свободы и равенства людей. Если же государственная власть сама начинает лишать людей свободы насаждает неравенство, то вполне справедливо и законно восстание народа с целью смены власти. В отличие от остальных просветителей с их оптимистической верой в разум, науку, просвещение. Руссо первым увидел отрицательные последствия этих явлений. По его мнению за развитие науки и искусства человечество расплачивается падением нравов. Цивилизация испортила людей, сделала их склонными к разным пороком и преступлениям. Восстановить нравственность и избавиться от многих пороков цивилизации можно путем отказа от городского образа жизни, возращения к природному естественному укладу жизни. Особое внимание Руссо придавал воспитанию человека, предполагалась что если правильно организовать воспитательный процесс, то все граждане станут нравственными и просвещенными, родившихся непорочными детей нужно забирать у родителей портящих их своим воспитанием, отдавать в руки профессионалов, которые будут их воспитывать без насилия с учетом врождённых способностей и наклонностей на лоне природы( в деревнях).

Философия 20 века.

Новая лекция № 8

1.Экзистенциализм

2.Феминизм.

Эксзистециализм(от лат экзистенция-существование) одно из главных философских учений 20 века. В первой половине века окончательно рухнула представление о том, что человек способен силой разума усовершенствовать общество. Вместо наступления всеобщего процветания, в Европе разразились две мировые войны, переворот 1917 года и гражданская война в России, фашисткий режим в Германии и сталинский в СССР.Философия экзистенциализма стала попыткой осмысления проблемы как выжить человеку в ситуации острого социального кризиса крушения привычного образа жизни на грани жизни и смерти.Представители(Сартр,Камю). Обширный спектр идей экзистенциалистов можно свести к нескольким основным.:идея абсурда.По мнению экзест… заниматься постижением мира бессмыслено т.к. в нем господствует абсурд, отсутствие смысла,человеку кажется что мир утроен разумно,что есть некие общие законы мира,истории,культуры, на самом же деле слепая страсть, глупость и зло царят в мире превращая его в абсурд и бессмыслицу. Мир вызывает в человеке чувство растерености, отчаяния, отвращения. «меня тошнит, следовательно я существую». Или же «я страдаю, значит я существую»- так экзистенциалисты переделали известную фразу Декарта. Идея экзистенции-предметом изучения философии является не бесмысленый мир, а человек, его существование или экзистенция. Под экзистенцией понимается внутренняя духовная жизнь человека, мир его мыслей и переживаний. Именно в этом внутреннем духовном мире, человек может и должен искать опору для выживания, поскольку всех внешних опор, его легко лишить во время острых социальных решений.(положение в обществе, семьи, имущество и т.п.).Человек должен реалистично оценить себя свои способности и лучше всего они раскрываются в пограничной ситуации.На грани жизни и смерти.Идея свободы.Главной характеристикой экзистенции является свобода, у человека нет конечно же абсолютной свободы, он зависит от многих природных и социальных факторов.Человек свободен в том смысле, что его поступки не запраграмированы Богом, генами и силами воспитания.Человек сам решает, как ему поступить в той или иной ситуации и по этому трудно предсказать его действия.11 человек поступят стереотипно а 12-тый по другому.(фильм двенадцать). Десять раз человек поступит по шаблону а на 11-тый скажет хватит, надоело.Человек это постоянно незавершенный проект.Он сам себя постоянно конструирует, изобретает и в этой внутренней творческой деятельности он свободен.4-идея выбора.Свобода постоянно ставит человека перед необходимостью выбора, человек всё время должен выбирать ту или иную форму своего поведения,ориентироватся на те или иные системы ценностей, норм, идеалов. Причём никаких универсальных т.е. всеобщих и единствено правильных систем ориентиров нет. При принятии решений, человек не может с уверенностью опереться на христианскую или другую мораль, всё относительно, ничто не указывает как нужно правильно действовать.Идея личной ответственности.Сделав выбор человек несет за него личную ответственность и неможет переложить её на других людей или обстоятельства. «для человека нет алиби» т.е. нет оправданий. Трус ответственен за свою трусость, предатель за предательство, выбирая те или иные ценности и идеалы, делая те или иные поступки человек формирует себя как личность, и в то же время предопределяет будущее мира. Идея экзистенциалистов носят ярко выраженный этический характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции. Отказ от любых оправданий своих действий, осознания своей ответственности за личную и общественную жизнь.

2.Философские основы Феминизма. Феминизм(от лат фемина-женщина) движение женщин против дискриминации по признаку пола. Известная представительница феминизма Симона Де Бовуар подвергла критическому осмыслению положение женщин в обществе. Она утверждала, что в европейской культуре доминирует мужская самооценка как высшего первого пола и оценка женщин как второго пола, а по смыслу второсортного пола. Этот уцененный статус женщин объявляется данным от природы и потому не изменным навязывается женщинам и они с ним сверяются. В результате женщины по сравнению с мужчинами обладают значительно меньшей свободой, индивидуального выбора, форм своей жизни. Для изменения статуса жизни в обществе необходимо что бы мужчины и женщины пришли к многому более равноправному пониманию себя и друг друга. Равенство полов означает не их одинаковость а юридическое материальное и социальное равноправие.Женщины должны иметь полное право и возможность и самим решать выходить ли им замуж или нет.

Русская философия

1. тема России в русской философии.

2.русский коссмизм.

1.Русская философия возникла в эпоху средневековья и долгое время не выдвигала собственных оригинальных идей, а развивала идеи заимственные из Византии и Западной Европы. Свои самобытные учения появляются в России только в 19 веке центральной темой русской философии становится тема России. Т.е. обширный и сложный вопрос о специфике Российского общества и исторического пути его развития. Впервые на теоретическом уровне этот вопрос был поставлен Петром Яковлевичем Чаадаевым в «Философических письмах» 1829-1831 годов. Чаадаев разделял мнения просветителей о том что человечество движется по пути прогресса т.е. увеличивается степень свободы, улучшается материальное положение людей.Исключения составляет Россия. В которой наблюдается хранический застой, отсутствие свободы, бескультурье. Низкий уровень жизни.Россия имеет выгодное географическое положение, находится между Западом и Востоком, и могла бы синтезировать достоинство двух цивилизаций. Западный рационализм, умение организовать земную жизнь и Восточный мистицизм, способность воспринимать сверхъестественное. Это сделала бы Россию лидером мирового развития и культурного прогресса. Синтез не состоялся, в итоге Россия отсталая страна, неспособная создать ничего, что вошло бы в сокровищницу мировой культуры. Историческая миссия России состоит в том, что бы дать отрицательный урок другим народам- «Так жить нельзя».России нужно учится у Запада перестроить общество и государство на Западный манер. Идеи Чаадаева вызвали большой резонанс и в середине 19 века сформировались два течения общественной мысли. Западники и Славянофилы. Западники- считали что существуют единые для всего человечества закономерности развития, наилучшим образом они учтены и реализованы на Западе. Поэтому России нужно копировать Западный опыт во всех сферах жизни. Славянофилы- были против копирования Запада т.к. по их мнению Запад это мир кризисов, эгоистического индивидуализма, бездуховности. Западный путь развития ведет в тупик. Россия должна идти своей самобытный дорогой, сохраняя свои специфические черты, которые являются её достоинствами. К ним относятся:1.Православие. Которое более душевно чем католицизм и ориентирует верующих в большей степени на жизнь по нравственным нормам, чем по закону.2.Общинный строй жизни крестьян, формирующий у них коллективизм, взаимопомощь, приоритет общественных интересов над личными.3.Единство государственной власти и народа. В барине, царе, видели главу семейного рода. По этому демократия не для русских им нужна монархия. Сильная власть. Спор между западниками и славянофилами продолжается до сих пор.

2.Русские коссмисты считали что мир устроен не совершенно. В нём много жестокости и бессмысленности. Человек должен поправить природу, усовершенствовать мир и себя самого. Основоположник Русского коссмизма Николай Федорович Федоров. Его основной труд называется «Философия общего дела». Он считал, что всё человечество должно объединится в единую братскую семью и заняться общим делом, познанием и овладением силами природы. Нужно научится управлять погодой, климатом, предотвращать стихийные бедствия, овладеть энергией солнца, превратить планету в космический корабль. Снять её с орбиты и отправиться на ней заселять бесконечный космос. Человек должен раскрыть тайну смерти и стать бессмертным. После этого усилия человечества должны быть направлены на воскрешение всех умерших предков вплоть до Адама и Евы. Поскольку потребуется воскресить несколько десятков миллиардов людей, их необходимо будет расселить в Космосе. Бессмертное человечество окажется от деторождения. Стремление иметь детей которое мудрая природа вложила в людей что бы не прервалась эстафета жизни, будет вытеснена культом предков. Культ предков станет религией человечества(влияние конфуцианства). Три грандиозных плана преобразования мира Федоров отрицал технический путь развития цивилизации.Т.к. разрыв между мощью техники и слабостью человека постоянно растет. Человек должен не изобретать всё новые приставки к телу а научится обновлять свой организм, выращивать или видоизменять органы тела, необходимые, что бы плавать под водой, видеть далеко и т.п. Представители русского коссмизма( К.Э.Циолковский, В.И. Вернадский, и д.р.) были уверены в том, что эволюция человека будет продолжатся, человек слишком несовершенен, у человека появятся «сверх жизнь» и «сверх сознание» Сверх сознание- появление в массовом порядке таких способностей как телепатия, телекинез, ясновидение, левитация, самолечение. Сверх жизнь- это значительное продление продолжительности жизни, причём в активном возрасте. Для уменьшения кол-ва зла в мире, будущее человечество стало автотрофным. Автотрофы -это организмы синтезирующие из неорганических веществ с помощью солнечной энергии, необходимые для жизни органические вещества. Это растения. Человек, все животные, некоторые растения-гетеротрофы, использующие для своего питания готовые органические соединения. Примером будущих автотрофных людей являются: «солнцееды». Джасмухин- не ест.

2вопрос. Существовало 3 модели существовали в истории, взаимодействия человека и природы: мифологическая, научно-технологическая, диалогическая.

Мифологическая- характерна для восточной цивилизации и ранних этапов развития западной цивилизации.(дохристианских). Для нее характерны следующие черты:1.признание господства природы над человеком.2.одушевлением природных явлений.Природа считалась разумной и совершенно организованной. Человек непротивопостовлялся природе а считался её частью.поскольку в природе всё одушевлено.Человек относился к ней бережно, жил в согласии с природой.

Научно-технологическая-начала формироваться в 17 веке.Её главной установкой стала достижения господства человека над природой с помощью науки и техники. Человек начинает относится к природе хищнически-потребительски как кладовой из которой можно брать без меры и смысла. Идейной базой потребительского отношения к природе стало христианское учение с идеей о том что чловек центральная фигура в мире венец творения самое ценное творение бога.Природу бог создал для человека и отдал ему в пользывание. Самостоятельные ценности природа не имеет. Она мертвая и неодушевленная. Научно-технологическая модель отношения к природе привела к таким острым экологическим проблемам что человечество поняло что дальнейшее развитие в том же духе способно привести к гибели цивилизации. Постепенно начинает формироватся диалогическая модель взаимодействия с природой.

Диалогическая-характерно отношение к природе не как к неодушевленному обьекту, а как к живому существу, партнеру интересы которого необходимо учитывать.Человек должен не навязывать свою волю а вступать в диалог с природой относится к ней разумно ответственно гуманно по человечески. В последние 10-лети появилась теория о том что нашу планету можно считать живым существом единым гигантским организмом.Что бы представить планету живой можно сравнить её с деревом. Дерево лишь очень тонкий слой клеток расположенных по его периметру как раз под карой является живым. Вся древесная масса внутри 97 % мертва. Подобным же образом земля покрыта тонким слоем живых организмов –биосфера. (с греч сфера жизни).которая углубляется в океан на 5-6 миль и поднимается в атмосферу примерно на такую же высоту.Таким образом живая часть земли эта тонкая пленка на поверхности земного шара.За 3 милиарда лет эволюции. В биосфере обращовались тонкие и сложные механизмы обеспечения устойчивости.Однако всегда существует опасность разрушения системы если она не смоет компенсировать отрицательные воздействия. Особую опасность для биосферы последние столетия стал представлять человек. Новые принципы взаимодействия человека и природы сформулированы в биосферно-ноосферной концепции В.И.Вернандскова. По его мнению с появлением человека биосфера переходит в новое качественное состояние ноосферу. Ноосфера( с греч как сфера разума). Это такой этап эволюции биосферы на котором её развитие определяется разумом человека мыслей и чувства людей образуют невидимую энерго-информационную оболочку планеты. Влияющую на пратекающие в биосфере процессы. Поэтому от людей требуется соблюдать гигиен мыслей и чувств не засорять ноосферу грязными низкими эгоистичными и агрессивными чувствами и мыслями.

Глобальные траблы современности.Во 2 половине 20 в. Ученые нчали говорить о существовании глобальных проблем современности. Признаки глобальных проблем:1.глобальность маштаба(от слова глобус) т.е. они касаются всех землян а не только 1-го государства или группы стран.(локальными). 2.острота проявления. Т.е. они мешают нормальному существованию общества и от их разрешения зависит будущие человечества.3.Комплексный характер.т.е. все траблы тесно переплетены друг с другом. Их нельзя разрешить по отдельности. Для их разрешения нуна обьединеные усилия всего человечества.

Выделяют 3 группы глобальных проблем.1.Глобальные проблемы касающиеся отношений между государствами.(предотвращение мировой ракетно-ядерной войны).2.Установление новых межгосударственных отношений на принципах равноправия и взаиовыгодного сотрудничества.3.Развитие экономической интеграции.

Вторая группа проблем: глобальные проблемы касающиеся отношения природы и общества:экологические,демографические,энергетические, продовольственные, проблемы использывания космоса.

3граппа проблем.касающиеся отношений личности и общества. Ликвидации эксплуатации, преодоление нищеты и других форм социального неравенства, проблемы улучшения здравоохранения,образования, роста уровня и качества жизни, гарантия соблюдения прав человека и другие. Глобальные проблемы обострили интерес к вопросу о будущем человечества, учение о будущем футурулогия. Среди ипредупреждениюфутурологов существуют как оптимистичные так и пессимистичные теории будущего цивилизации. Футурологи дают Не только интуитивные предсказания будущего но и научно выявленные рекомендации по разрешению кризисных яылений в развитии человечества. Именно этим футурологи отличаются то фантастов.