Проблема человека в философии и науке.
1.Образы человека в истории философии.
2.Природа и сущность человека.
3.проблема антропосоциогенеза.
4.парадоксы жизни, смерти, бессмертия.
5.Проблема смысла жизни.
1.Представление о человеке его сущности и происхождении прошли 3 основных этапа развития:1.с древности и до 19 века.Доминировало в целом уважительное отношение к человеку.Считалось что человек появился как результат творения высших божественных сил.От них же он получил и своё отличительное свойство-разум.2этап. в 19 веке произошло понижение статуса человека.Стали считать что человек это всеголишь особый вид животных у которого разум возник естественным путем в ходе долгой эволюции, к тому же выяснилось что разум играет скромную роль в жизни человека а значительное кол-во действий обусловлено бесознаттельной частью психики.3этап. В 20 веке в неклассической философии появилась идея по регрессии человека в ходе истории. Человек это дефиктивное животное хуже других животных приспособленное к миру. Разум компенсирует биологическую несостоятельность человека благодаря ему человек создает искуственую среду обитания-цивилизацию. Цивилизация- постепенно выходит из под контроля человека становится всё более неуправляемой и опасной, ставит под угрозу будущее человечества и всей планеты. Вывод: человек это ошибка природы, результат её неудачного эксперимента. Тупиковый вариант развития. Человеческая история-это процесс вымирания заведомо обреченного на смерть вида.
2. Природа и сущность человека. Природа человека совокупность стойких ниизменых черт присущих человеку во все времена и в любом обществе и отличающих его от других живых существ.Сущность человека его главная черта. В философии существуют две основные модели человека. Первой модели придерживается материалистическая философия.Это двуединая модель человека как биосоциального существа. Когда говорят о биологической состовляющей человека то имеют ввиду не столько тело сколько биологические программы поведения т.е. инстинкты- вражденные реакции организма на внутренние и внешние раздражения. Социальная программа поведения-человек усваивает в процессе жизни в обществе. Это нормы, законы, идеалы,ценности и т.п. Всё это образуют социальную состовляющую человека. Возникает вопрос : какие программы в большей степени определяют поведение человека. сЧитается что хотя природа человека биосоциальна его сущность социальна. Т.е. закладываемые обществом программы поведения в большей степени определяют жизнь человека чем его генетика.
2модель. Второй модели человека придерживается идеалистическая философия. Это триединая модель человека которая состоит из тела, души, духа. Тело- это биологичесоке природное состовляющее человека. Душа- психическое состовляющее человека.мир его мыслей и чувств возникающих как реакция на воздействия окружающего мира.Образно говоря душа это комплекс программного обеспечения необходимого для функционирования тела.Дух-это метофизическая т.е. сверхестественное состовляющее человека. Это способность воспринимать высшие ценности не имеющие практически полезного характера. Т.е. без которых вполне можно жить но почему то всётаки не живётся. Речь идёт о религиозных разных эстетических позновательных ценностях.
Душа связывает нас с окружающим миром а дух выводит за его пределы. Задает вертикальный вектор развития. Отвечает за формирования идеалов и стремления к их достижению. Наличие духа у человека невозможно объяснить без воздействия сверхъестественных сил. Тело душа и дух неравноценны. Сущностью человека является дух. Именно дух делает человека человеком. Отличает его от других животных. Обусловливает прогресс в обществе и культуре.однако дух это потенциальное свойствочеловека и жизненной задачей каждова является развитие в себе этой потенции. Далеко не все люди справляются с этой задачей значительное количество их бездуховно. И представляют собой всеголишь супершимпанзе по выражению Ф.Ницше.
3. Проблема антропосоциогенеза. Антропосоциогенез- длительный процесс одновременного становления человека и общества.происхожденние человека и общества по сей день остается научной проблемой. Т.е. вопросом без окончательного ответа. Наиболее древней является религиозная ( креационизкая теория). Согласно ей бог создал человека « из праха земного» по «образу и подобию своему». Выражение из праха земного подчеркивает связь человека с земным миром. С богом человека роднят духовные признаки разум и свободная воля. Они являются божественным даром превратившем божественное существо в человека. Таким образом в человеке органично соединяются материальное и духовное естественное и сверхъестественное.
2 теория. Признанной научной версией является эволюционная теория Ч. Дарвина. Согласно ей на протяжении миллиардов лет шло прогрессивное развитие живых существ от просты х к всё более сложным. Эволюция привела к появлению человека непосредственно к предкам которого была обезьяна.Эволюционную концепцию дополняет и развивает трудовая теория Ф.Энгельса пытающаяся обьяснить механизм превращения обезьяны в человека. Труд способствовал становлению прямохождению, изменению руки, росту обьемов головного мозга.Поскольку трудовая деятельность носила общественный характер она способствовала становлению речи. Выработке норм поведения, форм социальной жизни. В современной науке принято считать что антропосоциогенез начался около 5 млн лет назад и завершился примерно 40 тыс лет назад когда появился человек современного типа.
Версия № 3. Гепотетической является появившееся в 20 веке инопланетарная (уфологическая) теория. вЫсказывается мысль что люди были сконструированы высокоразвитыми космическими цивилизациями.Однако это версия не отвечает на вопрос о возникновении жизни и разума в космосе.
4.Теория разумного плана.Взаимоувязывает различные концепции антропосоциогенеза. С её точки зрения можно предположить что некая неизвестная науке сила. Условно говоря Бог создала программу развития вселенной и запустила её в действие. Механизм же реализации этой программы описывается в частности уфологической, эволюционной, трудовой и прочими теориями антропосоциогенеза.
Смерть- это очень загадочный феномен жизни. Единственная что считается бесспорным в этом явлении это конец существования тела. Но остается вопрос о душе: умирает ли она вместе с телом или же она бессмертна. На этот вопрос существуют 2 основных варианта ответа. 1.Атеисты полагают что душа умирает вместе с телом. Смерть это полное уничтожение человека.2. Для верующих смерть выступает как переход к кокому-то иному состоянию жизни.(христианство, ислам, и некот другие релиии) считают что земная жизнь даётся человеку однажды а после смерти душа навечно уходит либо в рай либо в ад в соответствиями с земными заслугами. В восточных культурах существует теория перерождения души. В большинстве культур смерть воспринимается как трагическое событие её боятся стараются избежать, мечтают продлить жизнь.
Удлинение срока жизни позволило бы человеку попробывать разные модели отношения к миру и самому себе, что избавило бы людей от сожалений по поводу неправильно прожитой жизни.
Что же касается идеи бессмертия то с ней дело обстоит не так однозначно с 1-ой стороны достижение бессмертия избавило бы от присущих каждому страха смерти, страданий изза потери дорогих и любимых людей. К сожалению по поводу ухода из жизни людей внесших большой вклад в развитие культуры. С другой стороны человеку того уровня развития который достигнут в массе бессмертие давать опасно.Например: велика вероятность того, что власть в руки возьмут агрессивные и честолюбивые люди которые станут не просто пожизненными диктаторами а что гораздо страшнее бессмертными диктаторами. Становится вполне реальной перспектива застоя т.к. история не раз демонстрировала что конец какой либо эпохи наступал со смертью его политического лидера. Против идеи бессмертия можно высказать и следущие соображения: смерть делает жизнь ценной, ощущая себя существом недолговечным люди проявляют активность и целеустремленность. Именно смертность делает жизнь трагичной трудной но и осмысленной в которой есть ради чего бороться и рисковать. Бессмертие лишает человеческую жизнь смысла наполняет скукой бесконечных повторений мыслей и поступков. Поскольку не что не случается однажды нет смысла не радоватся ни страдать всё повторимо всё исправимо исчезает вкус жизни цели и ценности остается скука, печаль, застой. Можно привести и другие доводы за и против бессмертия однако прежде чем рассуждать о бессмертии может лучше задуматся о том как мы используем ту единственную жизнь о которой только достоверно и знаем. Часть философов высказывает мысль что большинство людей живет не подлинно человеческой а животной жизнью заботясь воснавном об удовлетворении своих физиологических потребностей. Физическое рождение человека отнюдь не является таким исключительным и решающим событием каким кажется. Человек должен состоятся именно как человек а не просто как биологическое существо. Вся жизнь человека есть ничто иное как процесс рождения самого себя реализация своего духовного потенциала по существу мы должны были бы полностью родится к моменту смерти, но судьба большинства людей трагична они умирают так и не успев родится т.е. не успев стать человеком. Зачем же продлевать это бесмысленое существование на вечно можно сказать что люди ещё не заслужили бессмертия, духовно не созрели для него и более актуальной задачей является решение проблемы как научится жить а уже по мере её решения как жить вечно.
5 вопрос. Проблема смысла жизни. Приминительно к человечеству вопрос о смысле жизни не имеет однозначного ответа. Если человек случайный результат экспериментирования природы то смысла в нашей жизни нет. Планета вполне может существовать и без нас как она существует без диназавров. Если человек по религиозной версии создан богом, то смысл нашей жизни определен им же. Но наша миссия нам не известна. Хотя не известно кем и зачем нам дана жизнь то важно хотя бы с умом воспользыватся этим даром не растрачивать жизнь попусту. На что же тратят жизнь люди. Человек как и любое живое существо стремится к тому что приносит удовольствие и старательно избегает неудовольствия. Если человек получает достаточное количество удовольствий то у него возникает субъективное состояние удовлетворенностью жизни- счастье. Счастливыми хотят быть все. Поэтому можно сказать что главная цель жизни достижения счастья. Остается выяснить какими средствами можно его достичь. Большинство людей считает что для счастья необходимы материальные блага.(деньги, вещи, карьера, власть, и т.п.). Однако во все времена великие учителя человечества- основатели религии, философы, мудрецы пытались обьяснить людям что главным средством достижения счастья является саморазвитие и самосовершенствование. Формирования у себя таких духовных качеств как мудрость, мужество, умеренность, великодушие, терпимость. Благоразумие и ответственность и т.п. Человеку спокойно относящемуся к материальным благам умеренному в своих потребностях гораздо легче стать счастливым что видно из так называемой формулы счастья. %счастья=то что имеешь делить на то что хочешь иметь.
Смысл жизни человека заключается в саморазвитии и самосовершенствовании. Максимальном развитии своих духовных и физических способностей. Что повышает шансы на достижения счастья, позволяет достойно прожить жизнь, принести как можно больше пользы окружающим.
- Философия Древнего Востока
- Античная философия
- Эволюция античной философии
- Средневековая философия
- Философия эпохи Возрождения
- Философия Нового времени
- Проблема человека в философии и науке.
- Проблема сознания в философии.
- 3.Вопрос. Структура сознания.
- 1. Чувственное познание, опирающееся в первую очередь на видов мышления, показания органов чувств. 3 фрмы чувственного познания:
- 4 Вопрос. Понятие истины.