17.Философия кинизма. Стоическая школа.
Киники - представители древнегреческой философской школы. Наиболее известный представитель - Диоген из Синопа. Киники выражали настроения демократических слоев рабовладельческого общества. Основой счастья и добродетели они считали пренебрежение к общественным нормам, отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий. (IVв. до н.э.)
Киническая философия - это философия противопоставления себя обществу, пренебрежения приличиями и общепринятыми нормами. Известные киники - Кратет, Гиппархия не основывали школы, не писали трактатов. Они и их последователи выбирали свободу и независимость. Философская школа киников провозглашала как высшую добродетель человека, его умение наслаждаться малым, быть независимым от государства, общества, даже от культуры и семьи. Знаменитым киником был Диоген, согласно легендам вообще бросивший вызов общепринятому порядку и живший в бочке. Когда его посетил знаменитый Александр Македонский и спросил, что он желает, то лишь ответил: "Не заслоняй солнца".
Стоицизм - одна из школ древнегреческой философии. Название получила от имени зала Стоя Пециле, в котором Зенон впервые выступил в качестве самостоятельного оратора. К числу стоиков относят также Клеанфа -- ученика Зенона и его преемника в Стое, и Христиппа -- ученика Клеанфа. К более поздней Стое принято относить Диогена из Селевкии (город в Вавилонии), ставшего впоследствии афинским послом в Риме и познакомившего римлян с древнегреческой философией; Панетия -- учителя Цицерона, Посидония, также жившего в Риме одновременно с Цицероном во 2--1 вв. до н.э. Перейдя к римлянам, стоическая философия приобретает здесь все более риторический и назидательно-этический характер, теряя собственно физическую часть учения своих древнегреческих предшественников. Среди римских стоиков следует отметить Сенеку, Эпиктета, Антонина, Арриана, Марка Аврелия, Цицерона, Секста Эмпирика, Диогена Лаэртского и др. В виде полных книг до нас дошли лишь произведения римских стоиков -- главным образом Сенеки, Марка Аврелия и Эпиктета, по которым, а также по отдельным сохранившимся фрагментам ранних стоиков, можно составить представления о философских взглядах этой школы. Философия стоиков подразделяется на три основные части: физику (философию природы), логику и этику (философию духа).
Главное в стоицизме это этика, учение о добродетели, которая заключалась в спокойствии, невозмутимости, в умении стойко переносить удары судьбы. Физика стоиков возникла как синтез физики Аристотеля, в частности учения о форме и материи, с некоторыми элементами учения Гераклита. У Аристотеля соотношение между материей и формой прекращалась у границы, отделяющей мир от «неподвижного перводвигателя», или от бога, который уже не есть единство материи и формы, а только форма без материи. У стоиков мир есть единое тело - живое и расчлененное, пронизанное одушевляющим его телесным дыханием («пневмой»).
Стоицизм превратился в популярную морализирующую философию, которая сконцентрировала в себе благородные заветы древности. Центральный пункт стоицизма - идеал мудреца. Основной мотив - стремление изобразить совершенного человека, абсолютно свободного от влияний окружающей жизни. Этот идеал определяется в основном отрицательно, как внутренняя свобода от аффектов. Мудрец испытывает искушение, но преодолевает их. Для него добродетель не только высшее, но и единственное благо.
Аффект противен природе и разуму. Мудрец же следует разумной природе человека. Этический принцип Стои - это повиновение мировому закону. "В наследии стоицизма немало привлекательных черт. Во-первых, философы данной традиции усматривали основание морального феномена в надындивидуальной и потому "необыденной" инстанции (природе мироздания, велении Творца, законах социальной истории); это придавало онтологические гарантии весьма ригористической моральной программе, в которой добродетель представала как самоограничение, самодисциплина, соответствие требованиям и смыслу целого. Во-вторых, универсализм нравственного критерия позволял стоику занять принципиально критичную позицию в отношении нравственной повседневности (нравов) и служил одновременно базой для своего рода моралистической психотерапии кризисных, катастрофических ситуаций в этой повседневности (болезнь, угроза смерти, пожар, кораблекрушение и т.п.). В-третьих, метафизические основания морального добра при "физичности" самой нравственной практики позволяли (при последовательности в отстаивании этих позиций) включить в стоически обосновываемую моральную теорию исторический, универсально-телеологический момент".
Величайшая заслуга стоической концепции человека состоит в том, что эта концепция дала человеку одновременно и глубокое чувство гармонии с природой, и чувство моральной независимости от нее. В сознании философа-стоика между этими утверждениями нет разлада. Они соотнесены друг с другом. Человек чувствовал себя в полном равновесии с мирозданием и знал, что никакая внешняя сила не может нарушить это равновесие.
18.Эпикурейство и школа скептиков. Сходство и различия.
Эпикур-родоначальник. Новая теория атомов -идея о самодвижении и случайных столкновениях атомов. Эпикурейцы отрицали фатализм. теория познания -только ощущения истинны , являются основой познания. этическое учение -в основе лежит понятие «удовольствие». Счастье человека в получении удовольствия. Душа человека тогда должна стать спокойной и безмятежной. смысл удовольствия -наслаждение духа, а не телесные блага. Избавление от зла -достигая удовольствия -мы избавляемся от неприятных переживаний.
Скептицизм. Возник в 4 в. до н.э. 1)сомнение в существовании какого-либо надежного критерия истины, обращая внимание на относительность человеческого знания. Основатель -Пиррон. Человек всегда должен сохранять невозмутимое спокойствие и стремиться к счастью. Для этого необходимо воздерживаться от суждений, т.к. невозможно постичь истину, т.е. познать суть вещей. Польза от такого воздержания несомненна, ибо она даже невозмутимость и спокойствие духу, что составляет высшую ступень блаженства.
- 1.Что такое философия? Предмет и метод философии?
- 2. Происхождение античной философии на фоне мифа.
- 3.Миф, религия, философия, наука, сходства и различия.
- 4.Этапы античной философии.
- 5.Философия Милетской школы.
- 6.Учение о природе и первоэлементах.
- 7.О методологическом значении положения «Все есть вода» в философии Фалеса.
- 8.Учение о бытии в философии Элейской школы
- 9.Представители Элейской школы: Ксенофан, Парменид, Зенон.
- 10.Философия Гераклита и Демокрита.
- 11.Пифагорейская школа философии.
- 12. Софистика. Учение о логических ошибках
- 13.Философия Сократа. Майевтика.
- 14.Проблема свободы воли в античной философии.
- 15.Диалоги Платона. «Государство», миф о пещере.
- 16. Метафизика Аристотеля.
- 17.Философия кинизма. Стоическая школа.
- 19.Этапы развития средневековой философии.
- 20.Философия средних веков как особый тип. Своеобразие средневековой философии.
- 21.Раннее христианство. Основные характеристики патристики.
- 22)Христианство и его роль в формировании средневековой философии как особого типа философствования.
- 23.Кристаллизация нового философского стиля в христианской апологетике.
- 24.Августин Аврелий: общая характеристика его учения и мировоззрения, его влияние на средневековую философскую мысль.
- 25.«Исповедь» Августина. Общая характеристика.
- 27.Христианское обоснование свободы воли (Августин).
- 28.Формирование средневековой схоластики: сущность схоластики, ее проблематика, методология.
- 29.Номинализм как философско-методологическое направление в средневековой философии
- 30. Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм.
- 31.Философия Нового времени. Общая характеристика.
- 32. Философия науки ф.Бэкона. Принцип эмпиризма.
- 33. Рационализм. Основной принцип философии р.Декарта.
- 34.Монадология г.Лейбница.
- 35.Философия Просвещения. Общая характеристика
- 36. Немецкая классическая философия. Основные представители.
- 37.Философия и.Канта. Общая характеристика.
- 38. «Критика чистого разума». Синтетические и аналитические суждения.
- 39. Обоснование свободы воли у Канта
- 40.Общая характеристика философии XIX века.
- 41.Эволюционизм и философия истории.
- 42. Общая характеристика и влияние марксизма.
- 43.Ф.Ницше. Генеалогия морали. Понятие рессентимента
- 44. Особенности философии хх века.
- 45.Экзистенциализм ж.П. Сартра
- 46.Общая характеристика теоретического психоанализа (з.Фрейд).