13.Философия Сократа. Майевтика.
Философия Сократа
Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469-399 до н.э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, отсюду вступал в философские споры.
Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его учении диалог стал основным методом нахождения истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Сократ применял повивальное искусство, именуемое майевтикой — искусство определять понятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. Обсуждая смысл разнообразных понятий (благо, мудрость, справедливость, красота и т.д.), Сократ впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения понятий, что явилось бесценным вкладом в формирование науки логики.
Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной признак их истинности. В спорах Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула: «Познай самого себя!» Главная цель его философии — восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Его неугомонная душа неподражаемого спорщика стремилась трудом непрестанным и упорным к совершенству общения, дабы уяснить истину. Сократ твердил, что он знает только то, что он ничего не знает.
Сократ акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира, и тем самым как бы возложил ее на алтарь общечеловеческой культуры для изучения всей последующей философской и психологической мыслью. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога.
В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению!
Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Он подвергал резкой критике недостатки современной ему афинской демократии. С его точки зрения: «Худшее — это большинство!» Ведь далеко не все, избирающие правителей, разбираются в политических, государственных вопросах и могут оценить степень профессионализма избираемых, их моральный и интеллектуальный уровень. Сократ ратовал за профессионализм в делах управления, в решении вопроса о том, кто и кого может и должен избирать на руководящие посты.
Майевтика
Майевтика - метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.
Майевтика представляла собой с точки зрения своей логической формы индукцию (наведение). Развитию индуктивности сократовского метода как нельзя лучше способствовал диалогический способ исследования. Он предполагал, что в начале беседы по необходимости всегда исходят из всем понятных, а потому и самых простых, как бы наглядных положений, имеющих преимущественно чувственный характер, но по мере продвижения диалога переходят к скрытым и более сущностным свойствам обсуждаемых вещей. Воспроизводя структуру диалога-исследования, индукция направлена на отыскание единого во многом: от множества явлений, в которых некая предполагаемая сущность представлена как относительное свойство, легко исчезающее и превращающееся в свою противоположность, существующее в них (явлениях) на ряду с другими свойствами, мысль переходит к такой одной вещи, в которой искомое свойство представлено само по себе, не в относительном, а в абсолютном смысле, и не как свойство даже, (любое свойство может быть отъемлемо от вещи, и последняя, хоть и изменит, но не утратит своего существования), а как некая неотъемлемая определённость, тождественная самой вещи, или даже как некая вещь. Итогом такого метания мысли должно быть определение, фиксирующее общее, универсальное свойство, имеющее всеобщее значение для сознания.
Майевтика рассматривалась Сократом как вид повивального искусства, унаследованного им от своей матери, с той только разницей, что Сократ помогал разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождали они не физическое дитя, а знание. Себе он отводил в этом процессе более чем скромную роль, уверяя всех, что сам он пуст и потому от него никто ничему научиться не может, а каждый производит с его помощью лишь то, чем сам был чреват.
- 1.Что такое философия? Предмет и метод философии?
- 2. Происхождение античной философии на фоне мифа.
- 3.Миф, религия, философия, наука, сходства и различия.
- 4.Этапы античной философии.
- 5.Философия Милетской школы.
- 6.Учение о природе и первоэлементах.
- 7.О методологическом значении положения «Все есть вода» в философии Фалеса.
- 8.Учение о бытии в философии Элейской школы
- 9.Представители Элейской школы: Ксенофан, Парменид, Зенон.
- 10.Философия Гераклита и Демокрита.
- 11.Пифагорейская школа философии.
- 12. Софистика. Учение о логических ошибках
- 13.Философия Сократа. Майевтика.
- 14.Проблема свободы воли в античной философии.
- 15.Диалоги Платона. «Государство», миф о пещере.
- 16. Метафизика Аристотеля.
- 17.Философия кинизма. Стоическая школа.
- 19.Этапы развития средневековой философии.
- 20.Философия средних веков как особый тип. Своеобразие средневековой философии.
- 21.Раннее христианство. Основные характеристики патристики.
- 22)Христианство и его роль в формировании средневековой философии как особого типа философствования.
- 23.Кристаллизация нового философского стиля в христианской апологетике.
- 24.Августин Аврелий: общая характеристика его учения и мировоззрения, его влияние на средневековую философскую мысль.
- 25.«Исповедь» Августина. Общая характеристика.
- 27.Христианское обоснование свободы воли (Августин).
- 28.Формирование средневековой схоластики: сущность схоластики, ее проблематика, методология.
- 29.Номинализм как философско-методологическое направление в средневековой философии
- 30. Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм.
- 31.Философия Нового времени. Общая характеристика.
- 32. Философия науки ф.Бэкона. Принцип эмпиризма.
- 33. Рационализм. Основной принцип философии р.Декарта.
- 34.Монадология г.Лейбница.
- 35.Философия Просвещения. Общая характеристика
- 36. Немецкая классическая философия. Основные представители.
- 37.Философия и.Канта. Общая характеристика.
- 38. «Критика чистого разума». Синтетические и аналитические суждения.
- 39. Обоснование свободы воли у Канта
- 40.Общая характеристика философии XIX века.
- 41.Эволюционизм и философия истории.
- 42. Общая характеристика и влияние марксизма.
- 43.Ф.Ницше. Генеалогия морали. Понятие рессентимента
- 44. Особенности философии хх века.
- 45.Экзистенциализм ж.П. Сартра
- 46.Общая характеристика теоретического психоанализа (з.Фрейд).