15.Диалоги Платона. «Государство», миф о пещере.
ГОСУДАРСТВО’
один из наиболее известных диалогов Платона, относящийся к расцвету его творческой деятельности (70—60-е, 4 в. до н.э.). Создававшееся в течение многих лет ‘Г.’ впитало в себя все стороны учения мыслителя, включая его представления о справедливости, искусстве и художественном воспитании; проект идеального государства как осуществление идеала справедливости; учение об идеях и ряд вытекающих отсюда конкретных выводов; концепцию беспредпосылочного знания, развитую затем в неоплатонизме. В ‘Г.’ содержится знаменитый ‘миф пещеры’ и характеристика всех современных ему форм правления, платоновское учение о душе и круговороте душ и, наконец, учение об идее блага. ‘Г.’ учение о вечности (бессмертии) души, ее самотождественности, от которого Платон вновь возвращается к идее справедливости и ее самодовлеющем значении. Итоговым здесь становится призыв Платона соблюдать справедливость вместе с разумностью, дабы не осквернить своей бессмертной души, держаться всегда вышнего пути и быть всегда ‘друзьями самим себе и богам’. По Платону, ‘а раз мы заслужим себе награду, словно победители на состязаниях, отовсюду собирающие дары, то и здесь, и в том тысячелетнем странствии, которое мы разбирали, нам будет хорошо’.
Для Платона пещера представляет собой чувственный мир, в котором живут люди. Подобно узникам пещеры, они полагают, что благодаря органам чувств познают истинную реальность. Однако такая жизнь — всего лишь иллюзия.От истинного мира идей до них доходят только смутные тени. Философ может получить более полное представление о мире идей, постоянно задавая себе вопросы и ища на них ответы. Однако бессмысленно пытаться разделить полученное знание с толпой, которая не в состоянии оторваться от иллюзий повседневного восприятия.
Излагая данную притчу, Платон демонстрирует своим слушателям, что познание требует известного труда — беспрестанных усилий, направленных на изучение и понимание тех или иных предметов. Поэтому его идеальным городом могут править только философы — те люди, которые проникли в сущность идей, и в особенности идеи блага.
Сопоставление аллегории с другими платоновскими диалогами, в частности с «Федоном», позволяет заключить, что это не просто притча, а сердце платонической мифологемы. В «Федоне» Платон устами Сократа клеймит чувственный мир как тюрьму души. Единственной подлинной реальностью для него является мир вечных идей, к постижению которого душа может приблизиться посредством философии.
В центре диалога "Государства" мы находим знаменитый миф о пещере. Мало-помалу этот миф превратился в символ метафизики, гносеологии и диалектики, а также этики и мистики: миф, который выражает всего Платона.
Представим себе людей, которые живут в подземелье, в пещере со входом, направленным к свету, который освещает во всю длину одну из стен входа. Представим также, что обитатели пещеры к тому же связаны по ногам и по рукам, и будучи недвижными, они обращают свои взоры вглубь пещеры. Вообразим еще, что как раз у самого входа в пещеру есть вал из камней ростом в человека, по ту сторону которого двигаются люди, нося на плечах статуи из камня и дерева, всевозможные изображения. В довершение всего нужно увидеть позади этих людей огромный костер, а еще выше сияющее солнце. Вне пещеры кипит жизнь, люди что-то говорят, и их говор эхом отдается в чреве пещеры.
Так узники пещеры не в состоянии видеть ничего, кроме теней, отбрасываемых статуэтками на стены их мрачного обиталища, они слышат лишь эхо чьих-то голосов. Однако они полагают, что эти тени ? единственная реальность, и не зная, не видя и не слыша ничего другого, они принимают за чистую монету отголоски эха и теневые проекции. Теперь предположим, что один из узников решается сбросить с себя оковы, и после изрядных усилий он осваивается с новым видением вещей, скажем, узрев статуэтки, движущиеся снаружи, он понял бы, что реальны они, а не тени, прежде им виденные. Наконец, предположим, что некто осмелился бы вывести узника на волю. И после первой минуты ослепления от лучей солнца и костра наш узник увидел бы вещи как таковые, а затем солнечные лучи, сперва отраженные, а потом их чистый свет сам по себе; тогда, поняв, что такое подлинная реальность, он понял бы, что именно солнце ? истинная причина всех видимых вещей.
Так что же символизирует этот миф?
Четыре значения мифа о пещере
1. это представление об онтологической градации бытия, о типах реальности чувственном и сверхчувственном и их подвидах: тени на стенах это простая видимость вещей; статуи вещи чувственно воспринимаемые; каменная стена -демаркационная линия, разделяющая два рода бытия; предметы и люди вне пещеры - это истинное бытие, ведущее к идеям; ну а солнце ? Идея Блага.
2. миф символизирует ступени познания: созерцание теней воображение (eikasia), видение статуй (pistis), т.е. верования, от которых мы переходим к пониманию предметов как таковых и к образу солнца, сначала опосредованно, потом непосредственно, это фазы диалектики с различными ступенями, последняя из которых чистое созерцание, интуитивное умопостижение.
3. мы имеем также аспекты: аскетический, мистический и теологический. Жизнь под знаком чувства и только чувства это пещерная жизнь. Жизнь в духе это жизнь в чистом свете правды. Путь восхождения от чувственного к интеллигибельному есть "освобождение от оков", т.е. преображение; наконец, высшее познание солнца-Блага это созерцание божественного.
4. у этого мифа есть и политический аспект с истинно платоновским изыском. Платон говорит о возможном возвращении в пещеру того, кто однажды был освобожден. Вернуться с целью освободить и вывести к свободе тех, с которыми провел долгие годы рабства.
- 1.Что такое философия? Предмет и метод философии?
- 2. Происхождение античной философии на фоне мифа.
- 3.Миф, религия, философия, наука, сходства и различия.
- 4.Этапы античной философии.
- 5.Философия Милетской школы.
- 6.Учение о природе и первоэлементах.
- 7.О методологическом значении положения «Все есть вода» в философии Фалеса.
- 8.Учение о бытии в философии Элейской школы
- 9.Представители Элейской школы: Ксенофан, Парменид, Зенон.
- 10.Философия Гераклита и Демокрита.
- 11.Пифагорейская школа философии.
- 12. Софистика. Учение о логических ошибках
- 13.Философия Сократа. Майевтика.
- 14.Проблема свободы воли в античной философии.
- 15.Диалоги Платона. «Государство», миф о пещере.
- 16. Метафизика Аристотеля.
- 17.Философия кинизма. Стоическая школа.
- 19.Этапы развития средневековой философии.
- 20.Философия средних веков как особый тип. Своеобразие средневековой философии.
- 21.Раннее христианство. Основные характеристики патристики.
- 22)Христианство и его роль в формировании средневековой философии как особого типа философствования.
- 23.Кристаллизация нового философского стиля в христианской апологетике.
- 24.Августин Аврелий: общая характеристика его учения и мировоззрения, его влияние на средневековую философскую мысль.
- 25.«Исповедь» Августина. Общая характеристика.
- 27.Христианское обоснование свободы воли (Августин).
- 28.Формирование средневековой схоластики: сущность схоластики, ее проблематика, методология.
- 29.Номинализм как философско-методологическое направление в средневековой философии
- 30. Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм.
- 31.Философия Нового времени. Общая характеристика.
- 32. Философия науки ф.Бэкона. Принцип эмпиризма.
- 33. Рационализм. Основной принцип философии р.Декарта.
- 34.Монадология г.Лейбница.
- 35.Философия Просвещения. Общая характеристика
- 36. Немецкая классическая философия. Основные представители.
- 37.Философия и.Канта. Общая характеристика.
- 38. «Критика чистого разума». Синтетические и аналитические суждения.
- 39. Обоснование свободы воли у Канта
- 40.Общая характеристика философии XIX века.
- 41.Эволюционизм и философия истории.
- 42. Общая характеристика и влияние марксизма.
- 43.Ф.Ницше. Генеалогия морали. Понятие рессентимента
- 44. Особенности философии хх века.
- 45.Экзистенциализм ж.П. Сартра
- 46.Общая характеристика теоретического психоанализа (з.Фрейд).