Философия Нового времени.
Этот период в жизни общества характеризуется разложением феодализма, зарождением и развитием капитализма, что связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Меняется сознание людей и мировоззрение в целом. Жизнь рождает новых гениев. Бурно развивается наука, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание. Этот период именуют эпохой научной революции. Наука играет все более значительную роль в жизни общества. При этом главенствующее место в науке занимает механика. Именно в механике видели мыслители ключ к тайнам всего мироздания.
Своим развитием философия Нового времени обязана отчасти углубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с естествознание. Благодаря развитию этих наук принципы научного мышления распространились далеко за пределы отдельных отраслей и собственно философии.
Рене Декарт- ставил на первое место разум, сводя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма. Первым вопросом философии для него был вопрос о возможности достовернргознания и определяемая им проблема метода, посредством которого может быть получено это знание.ПРОБЛЕМА и роль дедукции в мышлении
Фрэнсис Бэкон- в отличие от Декарта разрабатывал меотд эмпирического, опытного познания природы. Он считал, что достичь этого можно лишь с помощью науки, постигающей истинные причины явлений. Наука эта должна быть рациональной переработкой фактов опыта.ПРОБЛЕМА и роль индукции в мышлении
- Материал для подготовки к экзамену по философии. (Злыгостев а.С.)
- Предмет философии. Понятие мировоззрения, миропонимания, мироощущения.
- Онтология, гносеология, аксиология, антропология, как основные разделы философии.
- Сходство и различие между философией, наукой, религией, искусством.
- Философия и религия.
- Философия Древнего Востока.
- Античная философия.
- Античная философия. Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Пифагор.
- Философия Сократа и Платона.
- Философия Аристотеля.
- Средневековая философия. Особенности развития. Патристика, схоластика, номинализм и реализм.
- Средневековая философия.
- Фома Аквинский.
- Философия Возрождения.
- Философия Нового времени.
- Просветительский характер философии XVIII века (Вольтер, Руссо).
- Материализм в философии эпохи Просвещения.
- Кант: теория познания, этика.
- Учение Канта о категорическом императиве.
- Гегель: система и метод.
- Философия жизни: Шопенгауэр, Ницше.
- Основные принципы философии Марксизма.
- Русская философия XIX в. Славянофилы и Западники.
- Основные направления современной западной философии.
- Исторические формы позитивизма.
- Принципы феноменологии э.Гусселя.
- Герменевтика.
- Напраления экзистенциализма (к. Ясперс, ж.П. Сартр).
- Фрейдизм.
- Неотомизм.
- Человек и его место во Вселенной.
- Научная картина мира. Основные параметры и идеи.
- Реальность объективная и субъективная. Материя как объективная реальность.
- Философские категории: бытие, материя, пространство, время.
- Категории диалектики.
- Законы диалектики.
- Современное понимание природы человека.
- Смысл жизни и судьба человека.
- Сознание: происхождение и структура.
- Общая характеристика теории познания.
- Учение об истине.
- Общество, как само развивающаяся система.
- Формационный и цивилизационный подходы в исследовании общества.
- Сущность государства и его роль в жизни общества.
- Культура и цивилизация. Человек и культура.
- Многообразие культур и цивилизаций. Запад и Восток. Россия в диалоге культур цивилизаций.
- Человек как творец и продукт культуры.
- Человек - индивид, личность, индивидуальность. Формирование личности.
- Структура личности и интеграция ее элементов.
- Свобода и ответственность личности.
- Понятие науки, ее структура и функции.
- Информация и ее роль в обществе.
- Глобальные проблемы человечества в XX веке.