Основные принципы философии Марксизма.
Сложность и особый интерес к философии К. Маркса определены тем обстоятельством, что существовал и существует марксизм - массовая идеология, сыгравшая огромную роль в Х1Х-ХХ вв. Как и всякая другая, эта идеология вобрала в себя значительные идейные фрагменты философско-мировоззренческого порядка, причем их авторство с известной долей справедливости обычно приписывали Марксу. Найти в этом переплетении чисто философское содержание, различить Маркса-философа и Маркса-идеолога было и остается непростой задачей.
Философское творчество Маркса, независимо ни от каких обстоятельств, обладает историко-философской ценностью и тем самым требует изучения в русле истории немецкой философской мысли XIX в.
В последние годы в нашей стране от официально неумеренного восхищения творчеством Маркса перешли к резко негативным оценкам, что объясняется, конечно, общей политико-идеологической ситуацией. Историку философии, однако, не пристало разделять и пафос былых восторгов, и энтузиазм продолжающихся проклятий. Авторитет Маркса-философа основан на несомненности оригинального вклада в гегелевское движение. В области философии Маркс сам всегда считал себя учеником и последователем Гегеля, претендуя лишь на относительную самостоятельность, и это тот именно случай, когда нужно прислушаться к авторской самооценке.
Принадлежность Маркса-философа к гегелевской школе не вызывает сомнений. С университетских лет Маркс близко контактировал с наиболее видными гегельянцами - Б. Бауэром, Ф. Кеппеном, затем с А. Руге, М. Гессом, Ф. Энгельсом, состоял в переписке с Л. Фейербахом.
Маркс участвовал в гегельянских периодических изданиях, был в 1842-1843 гг. редактором "Новой Рейнской газеты", преимущественно младогегельянского органа. Вместе с другими членами школы Маркс постепенно перешел от увлечения "философией самосознания" Б. Бауэра к гуманистической антропологии Л. Фейербаха, когда в школе шла "смена лидера".
Некоторые тексты молодого Маркса написаны в сотрудничестве с Б. Бауэром, А. Руге, Ф. Энгельсом, М. Гессом. В то же время Маркс-гегельянец проявил высокую степень самостоятельности, что в итоге только обогатило достижения школы. Вступив в движение позже других, Маркс смог более критически подойти к гегелевской традиции.
Он по-своему оригинально реализовал некоторые потенции антропологии Л. Фейербаха. Так, Маркс принял фейербаховское толкование принципа тождества бытия и мышления, но конкретизировал абстрактный философский принцип первичности бытия, обратив внимание на социальное бытие, на историю человечества. Своеобразным развитием фейербаховской концепции религии как иллюзорного самосознания стало у Маркса истолкование идеологии как ложного, превращенного сознания, выражающего реальность в "перевернутом" виде.
Маркс, сочетая гегельянский критицизм с его гегелевским прообразом, сформировал оригинальный метод интерпретации социальной истории. Называя этот метод диалектическим, Маркс отдавал пальму первенства Гегелю, оставляя за собой приоритет лишь в приспособлении метода для своих, по преимуществу социально-философских и социально-экономических исследовательских задач. Наиболее оригинальны, влиятельны и интересны идеи Маркса, развитые в сфере философии истории и философской антропологии.
- Материал для подготовки к экзамену по философии. (Злыгостев а.С.)
- Предмет философии. Понятие мировоззрения, миропонимания, мироощущения.
- Онтология, гносеология, аксиология, антропология, как основные разделы философии.
- Сходство и различие между философией, наукой, религией, искусством.
- Философия и религия.
- Философия Древнего Востока.
- Античная философия.
- Античная философия. Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Пифагор.
- Философия Сократа и Платона.
- Философия Аристотеля.
- Средневековая философия. Особенности развития. Патристика, схоластика, номинализм и реализм.
- Средневековая философия.
- Фома Аквинский.
- Философия Возрождения.
- Философия Нового времени.
- Просветительский характер философии XVIII века (Вольтер, Руссо).
- Материализм в философии эпохи Просвещения.
- Кант: теория познания, этика.
- Учение Канта о категорическом императиве.
- Гегель: система и метод.
- Философия жизни: Шопенгауэр, Ницше.
- Основные принципы философии Марксизма.
- Русская философия XIX в. Славянофилы и Западники.
- Основные направления современной западной философии.
- Исторические формы позитивизма.
- Принципы феноменологии э.Гусселя.
- Герменевтика.
- Напраления экзистенциализма (к. Ясперс, ж.П. Сартр).
- Фрейдизм.
- Неотомизм.
- Человек и его место во Вселенной.
- Научная картина мира. Основные параметры и идеи.
- Реальность объективная и субъективная. Материя как объективная реальность.
- Философские категории: бытие, материя, пространство, время.
- Категории диалектики.
- Законы диалектики.
- Современное понимание природы человека.
- Смысл жизни и судьба человека.
- Сознание: происхождение и структура.
- Общая характеристика теории познания.
- Учение об истине.
- Общество, как само развивающаяся система.
- Формационный и цивилизационный подходы в исследовании общества.
- Сущность государства и его роль в жизни общества.
- Культура и цивилизация. Человек и культура.
- Многообразие культур и цивилизаций. Запад и Восток. Россия в диалоге культур цивилизаций.
- Человек как творец и продукт культуры.
- Человек - индивид, личность, индивидуальность. Формирование личности.
- Структура личности и интеграция ее элементов.
- Свобода и ответственность личности.
- Понятие науки, ее структура и функции.
- Информация и ее роль в обществе.
- Глобальные проблемы человечества в XX веке.