Кант: теория познания, этика.
Иммануил Кант(1724-1804) - немецкий ученный и философ, родоночальник немецкого классического идеализма, основатель так называемом критического, или "трансцендентального", идеализма. В "докритический" период (до 1770) выполнил ряд исследований, объединенных материалистической идеей естественного развития вселенной и Земли.
В 1770 состоялся переход Канта к воззрениямкритического периода; в 1781 появилась "Критика чистого разума", за ней были опубликованны "Критика практического разума"(1788) и "Критика способности суждения"(1790). В них последовательно излагались: "критическая" теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы.
В работах "критического" перода Канта доказывает невозможность построить ситему умозрительной философии ("метефизики") до предварительного исследования форм познания и границ наших познавательских способностей. Исследования эти приводят Канта к агностицизму - к утверждению, будто природа вещей, как они существуют сами по себе, принципиально недоступно нашему пониманю: последнее вожможно только относительно "явлений", т.е. способа, посредством которого вещи обнаруживаются в нашем опыте.Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании. Оно обусловлено тем, что в нашем сознании налицо "априорные" формы, или понятия, рассудка и априорные формы связи, или синтеза, чувственного многообразия и понятий рассудка, на которых основываются, например, закон постоянства субстанций, закон причинности, закон взаимодействия субстанций.
В разуме заложено неискренимое стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением этого человеческий рассудок стремится к решению вопросов о границах или беспредельности мира в пространстве и времени, о возможности существования неделимых элементов мира, о характере процессов, протекающих в мире, о существовании бога как безусловно необходимого существа.
Кант считал, что разум по природе антиномичен, т.е. раздваивается в противоречиях. Однако противоречия все же лишь кажущиеся. Решение загадки - в ограничении знания в пользу веры, в различении "вещей в себе" и "явлений", в признании "вещей в себе" непознаваемыми. Это учение об антиномичности разума служило у Канта основанием для дуализма "вещей в себе" и "явлений" и для агностицизма.
При всех своих внутренних противоречиях, учение Канта оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли (Неокатианство, Этический социализм, Марбругская школа, Баденская школа).
- Материал для подготовки к экзамену по философии. (Злыгостев а.С.)
- Предмет философии. Понятие мировоззрения, миропонимания, мироощущения.
- Онтология, гносеология, аксиология, антропология, как основные разделы философии.
- Сходство и различие между философией, наукой, религией, искусством.
- Философия и религия.
- Философия Древнего Востока.
- Античная философия.
- Античная философия. Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Пифагор.
- Философия Сократа и Платона.
- Философия Аристотеля.
- Средневековая философия. Особенности развития. Патристика, схоластика, номинализм и реализм.
- Средневековая философия.
- Фома Аквинский.
- Философия Возрождения.
- Философия Нового времени.
- Просветительский характер философии XVIII века (Вольтер, Руссо).
- Материализм в философии эпохи Просвещения.
- Кант: теория познания, этика.
- Учение Канта о категорическом императиве.
- Гегель: система и метод.
- Философия жизни: Шопенгауэр, Ницше.
- Основные принципы философии Марксизма.
- Русская философия XIX в. Славянофилы и Западники.
- Основные направления современной западной философии.
- Исторические формы позитивизма.
- Принципы феноменологии э.Гусселя.
- Герменевтика.
- Напраления экзистенциализма (к. Ясперс, ж.П. Сартр).
- Фрейдизм.
- Неотомизм.
- Человек и его место во Вселенной.
- Научная картина мира. Основные параметры и идеи.
- Реальность объективная и субъективная. Материя как объективная реальность.
- Философские категории: бытие, материя, пространство, время.
- Категории диалектики.
- Законы диалектики.
- Современное понимание природы человека.
- Смысл жизни и судьба человека.
- Сознание: происхождение и структура.
- Общая характеристика теории познания.
- Учение об истине.
- Общество, как само развивающаяся система.
- Формационный и цивилизационный подходы в исследовании общества.
- Сущность государства и его роль в жизни общества.
- Культура и цивилизация. Человек и культура.
- Многообразие культур и цивилизаций. Запад и Восток. Россия в диалоге культур цивилизаций.
- Человек как творец и продукт культуры.
- Человек - индивид, личность, индивидуальность. Формирование личности.
- Структура личности и интеграция ее элементов.
- Свобода и ответственность личности.
- Понятие науки, ее структура и функции.
- Информация и ее роль в обществе.
- Глобальные проблемы человечества в XX веке.