Смысл жизни и судьба человека.
В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступит момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение, затрагивает самые глубины его внутреннего мира.
Первой реакцией, следующей за осознанием своей смертности, может быть чувство безнадежности и растерянности, даже панической. Преодолевая это чувство, человек, всю оставшуюся жизнь существует, отягощенный знанием о грядущей собственной смерти; более того, это знание, хотя в большинстве жизненных ситуаций оно таится в скрытых глубинах сознания, становится, тем не менее, основополагающим в последующем духовном развитии человека. Наличием такого знания в духовном опыте человека в значительной степени и объясняется острота, с которой перед ним встает вопрос о смысле и цели жизни.
Размышления над этим вопросом для многих людей оказываются исходным пунктом в выработке того, что принято называть основной "линией" жизни, подчиняющей себе поведение и поступки человека на разных уровнях - будь то общество в целом, или ПУДОВОЙ коллектив, или семья, или близкие друзья. Отклонения от этой "линии" нередко приводят к мучительным моральным коллизиям в его жизнедеятельности, а ее утрата - к нравственной, а то и физической гибели человека. Цель и смысл индивидуальной жизни каждой личности тесно связаны с социальными идеями и действиями, определяющими цель и смысл всей человеческой истории, общества, в котором человек живет и трудится, человечества как целого, его предназначение, а, следовательно, ответственность на Земле и во Вселенной. Этой ответственностью четко очерчиваются границы того, что могут и чего не могут ни при каких условиях делать на индивидуальном и социальном уровне человек и человечество. Этим же определяется и то, какими средствами могут или не могут они добиваться своих целей, даже если эти цели представляются высокими, нравственными.
Человек руководствуется в своей жизни определенными нравственными целями и использует для их достижения адекватные им средства, он знает, что не всегда и не во всех случаях может добиваться желаемого результата, который в нравственных категориях обозначался во все времена как добро, правда, справедливость... И возникает вопрос: что ж, жизнь его - единственная и неповторимая - в какой-то мере уравнивается с жизнью тех, кто живет бесцельно, бессмысленно и безнравственно, творит зло, ложь и несправедливость? Вопрос этот тем более значим, что жизнь каждого человека не бесконечна, а обрывается смертью, небытием. Осознавая конечность своего земного существования и задаваясь вопросом о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. И вполне понятно, что тема эта, быть может, наиважнейшая для каждого человека, занимает центральное место во всей культуре человечества. История мировой культуры раскрывает извечную связь поисков смысла человеческой жизни с попытками разгадать таинство небытия, а также со стремлением жить вечно и если не материально, то хотя бы духовно, нравственно победить смерть.
Поисками ответа на этот вопрос занимались и занимаются и мифология, и различные религиозные учения, и искусство, и многочисленные направления философии. В отличие от мифологии и религии, которые, как правило, стремятся навязать, продиктовать человеку определенные его решения, философия, если она не является догматической, апеллирует, прежде всего, к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия. Философия же помогает ему, аккумулируя и критически анализируя предшествующий опыт человечества в такого рода поисках.
- Материал для подготовки к экзамену по философии. (Злыгостев а.С.)
- Предмет философии. Понятие мировоззрения, миропонимания, мироощущения.
- Онтология, гносеология, аксиология, антропология, как основные разделы философии.
- Сходство и различие между философией, наукой, религией, искусством.
- Философия и религия.
- Философия Древнего Востока.
- Античная философия.
- Античная философия. Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Пифагор.
- Философия Сократа и Платона.
- Философия Аристотеля.
- Средневековая философия. Особенности развития. Патристика, схоластика, номинализм и реализм.
- Средневековая философия.
- Фома Аквинский.
- Философия Возрождения.
- Философия Нового времени.
- Просветительский характер философии XVIII века (Вольтер, Руссо).
- Материализм в философии эпохи Просвещения.
- Кант: теория познания, этика.
- Учение Канта о категорическом императиве.
- Гегель: система и метод.
- Философия жизни: Шопенгауэр, Ницше.
- Основные принципы философии Марксизма.
- Русская философия XIX в. Славянофилы и Западники.
- Основные направления современной западной философии.
- Исторические формы позитивизма.
- Принципы феноменологии э.Гусселя.
- Герменевтика.
- Напраления экзистенциализма (к. Ясперс, ж.П. Сартр).
- Фрейдизм.
- Неотомизм.
- Человек и его место во Вселенной.
- Научная картина мира. Основные параметры и идеи.
- Реальность объективная и субъективная. Материя как объективная реальность.
- Философские категории: бытие, материя, пространство, время.
- Категории диалектики.
- Законы диалектики.
- Современное понимание природы человека.
- Смысл жизни и судьба человека.
- Сознание: происхождение и структура.
- Общая характеристика теории познания.
- Учение об истине.
- Общество, как само развивающаяся система.
- Формационный и цивилизационный подходы в исследовании общества.
- Сущность государства и его роль в жизни общества.
- Культура и цивилизация. Человек и культура.
- Многообразие культур и цивилизаций. Запад и Восток. Россия в диалоге культур цивилизаций.
- Человек как творец и продукт культуры.
- Человек - индивид, личность, индивидуальность. Формирование личности.
- Структура личности и интеграция ее элементов.
- Свобода и ответственность личности.
- Понятие науки, ее структура и функции.
- Информация и ее роль в обществе.
- Глобальные проблемы человечества в XX веке.