Элейская школа Ксенофан
Ксенофан жил несколько раньше, чем Гераклит, однако Ксенофан оказал влияние на элейскую школу, поэтому его философию мы и изучаем вместе со всей элейской школой. Ксенофон — мыслитель, так же, как и Гераклит, стоящий особняком, хотя он оказал огромное влияние на Парменида, и его идеи были развиты в элейской школе. Поэтому Ксенофана следует рассматривать совокупно со всеми элеатами, к которым относятся, кроме упомянутого уже Парменида, Зенон и Мелисс.
Годы рождения Ксенофана в разных источниках указываются по-разному: то 580, то 570, то 564. Умер около 473 года. Происходил из Колофана, что в Малой Азии. В 25 лет он переезжает на юг Италии, в Сицилию, где и проходили остальные годы его жизни. Сфера деятельности Ксенофана довольно разнообразна: он и философ, и поэт, и проповедник. Писал элегии и силлы. На одну из элегий Ксенофана написал подражание А.С.Пушкин. Ксенофан занимался и филологией — пытался найти закономерности в греческом языке. Однако нас интересует его философия и в первую очередь его учение о Боге. Ксенофан много критиковал современную ему религию и впервые аргументированно излагал учение о едином и единственном боге.
Вначале несколько слов о критике Ксенофаном языческого политеизма. Аргументы Ксенофана основываются на том, что боги греческого пантеона похожи на людей. И отсюда Ксенофан делает вывод, что эти боги выдуманы людьми и похожи на людей именно потому, что их выдумали люди. Если бы у коней были боги, то это были бы боги-кони. У эфиопов боги курчавыми и с приплюснутыми носами, боги фракийцев рыжеволосые и голубоглазые. А поскольку невозможно, чтобы у каждого народа были свои боги, следовательно, существующую религию нельзя признать истинной. Взамен этого Ксенофан предлагает свое учение о едином боге. Есть только один бог, который не похож ни на кого из смертных. Этот бог весь целиком видит, весь целиком слышит и весь целиком сознает. “Есть один только бог, меж людей и богов величайший, не похожий на смертных ни обликом, ни сознанием. Весь целиком он видит, весь сознает и весь слышит, но без труда помышлением ума он все потрясает. Вечно на месте одном он пребывает, не двигаясь вовсе, переходить то туда, то сюда ему не пристало”. В трактате Псевдо-Аристотеля “О Мелиссе, Ксенофане и Горгии” предлагаются аргументы, почему Ксенофан мыслит именно так, а не иначе. Бог вечен, поскольку он не мог возникнуть, ибо все существующее возникает из несуществующего. Но из существующего не может возникнуть несуществующее. Бог один, поскольку, если мы допустим, что богов несколько, то некоторые из них будут более могущественными, некоторые — менее могущественными. Поскольку бог, по определению, есть самое могущественное существо, то он может быть только один. Если все боги имеют равную силу, то они так же не являются в полном смысле богами, потому что не являются самыми могущественными.
У бога нет частей, поскольку если бог имеет части, то одна часть будет главенствовать, а другая — подчиняться. Бог же является полностью самым могущественным. Поскольку у бога нет частей, следовательно, он в каждой своей части одинаков, и, следовательно, он имеет шарообразную природу. А поскольку он всюду, во всех своих частях одинаков, то он весь слышит, весь сознает и т.д. В противном же случае, части его, несмотря на то, что они части бога, находились бы между собой в отношениях господства и подчиненности, что невозможно.
Поскольку бог вечен, один и шарообразен, то он и бесконечен и конечен, так как бесконечным может быть только несуществующее, не имеющее ни границы, ни середины, ни начала, ни конца. Но бог и не конечен, потому что конечно лишь то, что существует и граничит с чем-то другим. Бог же не может ни с чем граничить.
Бог не движется и не недвижется. Потому что неподвижно не-сущее, не-существующее, т.к. в него ничто не может переместиться. А движется лишь только то, что числом больше одного, потому что двигаться можно лишь по отношению к чему-либо.
Таким образом, бог весь целиком видит, весь целиком слышит, весь целиком мыслит. Он есть бесконечное и одновременно конечное, недвижущееся и непокоящееся, шарообразное, занимающее собою все бытие.
- История античной философии предмет философии
- Возникновение философии
- Религии древней греции
- Религия Зевса
- Религия Деметры
- Религия Диониса. Орфики.
- Семь мудрецов
- Милетская школа Фалес
- Анаксимен
- Пифагор
- Гераклит
- Элейская школа Ксенофан
- Парменид
- Зенон Элейский
- Эмпедокл
- Анаксагор
- Древнегреческий атомизм
- Софисты
- Сократические школы
- Мегарская школа
- Киническая школа
- Киренаики
- Платон Жизнь и произведения
- “Теэтет”
- Учение об идеях
- Учение о душе
- Учение о государстве
- Космология
- Платонизм и христианство
- Аристотель Жизнь и произведения
- Классификация наук. Предмет философии.
- Основная аксиома философии
- Учение о четырех причинах
- Физика Аристотеля
- Учение Аристотеля о душе
- Теория познания
- Этика Аристотеля
- Учение о государстве
- Эллинистическая философия
- Стоицизм
- Античный скептицизм
- Плотин Жизнь и трактаты
- Подход к философии Плотина
- Бессмертие души
- От самопознания к познанию мира
- Единое, Ум, Душа
- Учение о человеке
- Теодицея
- Поздний неоплатонизм
- Порфирий
- Прокл и конец античной философии
- История западной философии средневековая философия
- Климент александрийский
- Тертуллиан
- Аврелий августин Жизнь и произведения
- Отношение к античной философии
- Вера и разум
- Опровержение скептицизма. Самопознание как исходный пункт философствования
- Теория познания. Чувственное познание
- Онтология
- Учение о времени
- Космология
- Учение о человеке
- Происхождение зла. Полемика с манихеями и пелагианами. Этика Августина
- Философия истории
- Дионисий ареопагит
- Апофатическое и катафатическое богословие
- Происхождение зла
- Иоанн скот эриугена Жизнь и произведения
- Предмет философии
- Учение о “четырех природах”
- Схоластика
- Беренгарий
- Петр Дамиани
- Ансельм Кентерберийский
- Другие менее известные католические философы XI-XI веков
- Пьер Абеляр
- Шартрская школа
- Бернар клервоский
- Сен-викторская школа
- Арабская философия
- Аль-Кинди
- Аль-Фараби
- Ибн-Сина
- Аль-Газали
- Ибн-Рушд
- Католицизм в XIII веке
- Латинский аверроизм. Сигер брабантский
- Бонавентура
- Борьба католической церкви с аверроизмом
- Фома аквинский Жизнь и произведения
- Предмет философии
- Доказательства бытия Бога
- Метафизика
- Учение о человеке
- Гносеология
- Социальная философия
- Роджер бэкон
- Иоанн дунс скот
- Уильям оккам
- Оглавление