Учение о государстве
В диалоге “Государство”, в котором Платон пытается ответить на вопрос о том, что такое справедливость, рассматриваются эти составляющие души в применению к идеальному, справедливому государству. Государство возникает тогда, когда возникает разделение труда. Образуются совместные поселения, в которых люди оказывают друг другу помощь, они и называется государствами. Государства создаются нашими потребностями, превышающими наши возможности по удовлетворению этих потребностей. Человек стремится к удовлетворению потребностей, это влечет за собой образование все новых и новых профессий, появляются совсем ненужные профессии, среди которых Платон называет цирюльников, поваров, гетер и т.д. Возникает армия, это приводит к войнам и прочим несчастьям.
Задача философа, познавшего сущность государства и человека, построить идеальное государство. Если в человеческой душе три начала: разумное, вожделеющее и яростное, то и в идеальном государстве должно быть три рода людей. Собственно говоря, Платон говорит о двух родах: о стражах и ремесленниках, однако из стражей следует выбирать более мудрых — философов, которые и будут управлять государством. Следовательно, в государстве появляется три рода людей, в которых главенствует одно из трех начал. Если в человеке главенствует разумное начало, то этот человек является философом и он управляет государством. Если яростное — то он страж, он защищает государство. Если вожделеющее — то человек будет ремесленником, он должен работать и не вмешиваться в дела стражей и философов.
Конечно же, такого государства нет, но его можно построить. Платон излагает, как это возможно. Такое государство можно построить тогда, когда люди поймут, что управлять ими должны философы. А поскольку пока управляют те, кто не знает, что такое истина, а преследуют свои корыстные интересы, то и получается не истинное, не справедливое государство, а то, где люди не могут быть счастливы. Счастливым может быть только государство, управляемое философами, — оно идеально, в нем люди счастливы, т.к. они живут в счастливом государстве. Если счастливо государство, то счастливы и граждане. Для того, чтобы такое государство существовало и функционировало, необходимо соответствующее воспитание граждан. Стража и правители-философы должны вести правильную политику в области деторождения, чтобы не рождались больные и увечные дети. Государство должно сводить вместе здоровых мужчин и женщин, которые будут рождать здоровое потомство. Этих детей тут же отделяют от родителей, т.к. семья, по мнению Платона, есть причина многих зол и бед в нашем мире. Семье претендует на обладание какой-нибудь собственностью, а дети и родители считают себя принадлежащими друг другу, от этого и возникают различные противоречия. Если же ребенок не будет знать своих родителей, то он, выходя на улицу, в каждом мужчине может предполагать своего отца, а в каждой женщине — свою мать, и он ко всем взрослым будет относиться с одинаковым почетом и уважением. Соответственно и взрослые будут любить всех детей. Больных и увечных детей государство будет отделять и умерщвлять, чтобы они не мешали счастливому росту государства. Семья не должна существовать. Дети должны жить отдельно, мальчики и девочки воспитываются одинаково, поскольку отличие их только в силе. Женщины впоследствии могут быть и стражами и философами, т.е. выполнять те же обязанности, что и мужчины.
Воспитание также должно быть соответственным. Из мифов необходимо убрать воспоминания о несправедливости богов, о том, что воины боятся смерти, убрать изнеженную музыку, изнеженное искусство. Платон все же признает необходимость искусств, ибо если воспитывать людей только посредством гимнастики, то .можно воспитать грубых людей, а если при помощи одного искусства — то изнеженных. Необходимо гармоничное сочетание гимнастики и искусства.
Идеальное государство Платон называет монархическим, в нем правит одно, разумное начало. У всех неправильных государство есть свои причины возникновения. Если есть соперничество из-за собственности, то появляется частная собственность, появляются рабы — это государство уже неидеально, но еще не совсем плохое. Это тимократия. Тимократический человек необразован, послушен власти, любит гимнастику, охоту, деньги, в нем господствует яростный дух. Далее от тимократии легко перейти к олигархии, если у власти окажутся богатые люди. Олигархия — власть немногих, у которых скапливается большое количество богатств. Они начинают почитаться в государстве, где нажива и деньги ценятся больше, чем добродетель. И таким образом в олигархическом человеке господствует яростный и разумный дух, т.к. этим государством управляют не способные, а богатые. Богатые тратят деньги на что угодно, только не на оружие, растет преступность, и оно вырождается в демократическое. В нем бедняки разгоняют богачей, власть распределяется по жребию. Полная свобода, человек может не править, не подчиняться, а обнаруживать свое расположение к толпе. В демократическом человеке берут верх вожделение, распутство, разнузданность, бесстыдство. В таком государстве, в конце концов, кто-то захватывает власть, и устанавливается тирания. Тирания наиболее неправильный вид государства. Тиран уничтожает врагов, ведет войны, ненавидит мужественных, великодушных, умных и богатых.
Единственным правильным государством является монархическое государство, в котором правят философы. Его Платон и хотел построить на Сицилии у Дионисия.
- История античной философии предмет философии
- Возникновение философии
- Религии древней греции
- Религия Зевса
- Религия Деметры
- Религия Диониса. Орфики.
- Семь мудрецов
- Милетская школа Фалес
- Анаксимен
- Пифагор
- Гераклит
- Элейская школа Ксенофан
- Парменид
- Зенон Элейский
- Эмпедокл
- Анаксагор
- Древнегреческий атомизм
- Софисты
- Сократические школы
- Мегарская школа
- Киническая школа
- Киренаики
- Платон Жизнь и произведения
- “Теэтет”
- Учение об идеях
- Учение о душе
- Учение о государстве
- Космология
- Платонизм и христианство
- Аристотель Жизнь и произведения
- Классификация наук. Предмет философии.
- Основная аксиома философии
- Учение о четырех причинах
- Физика Аристотеля
- Учение Аристотеля о душе
- Теория познания
- Этика Аристотеля
- Учение о государстве
- Эллинистическая философия
- Стоицизм
- Античный скептицизм
- Плотин Жизнь и трактаты
- Подход к философии Плотина
- Бессмертие души
- От самопознания к познанию мира
- Единое, Ум, Душа
- Учение о человеке
- Теодицея
- Поздний неоплатонизм
- Порфирий
- Прокл и конец античной философии
- История западной философии средневековая философия
- Климент александрийский
- Тертуллиан
- Аврелий августин Жизнь и произведения
- Отношение к античной философии
- Вера и разум
- Опровержение скептицизма. Самопознание как исходный пункт философствования
- Теория познания. Чувственное познание
- Онтология
- Учение о времени
- Космология
- Учение о человеке
- Происхождение зла. Полемика с манихеями и пелагианами. Этика Августина
- Философия истории
- Дионисий ареопагит
- Апофатическое и катафатическое богословие
- Происхождение зла
- Иоанн скот эриугена Жизнь и произведения
- Предмет философии
- Учение о “четырех природах”
- Схоластика
- Беренгарий
- Петр Дамиани
- Ансельм Кентерберийский
- Другие менее известные католические философы XI-XI веков
- Пьер Абеляр
- Шартрская школа
- Бернар клервоский
- Сен-викторская школа
- Арабская философия
- Аль-Кинди
- Аль-Фараби
- Ибн-Сина
- Аль-Газали
- Ибн-Рушд
- Католицизм в XIII веке
- Латинский аверроизм. Сигер брабантский
- Бонавентура
- Борьба католической церкви с аверроизмом
- Фома аквинский Жизнь и произведения
- Предмет философии
- Доказательства бытия Бога
- Метафизика
- Учение о человеке
- Гносеология
- Социальная философия
- Роджер бэкон
- Иоанн дунс скот
- Уильям оккам
- Оглавление