Фома аквинский Жизнь и произведения
Однако решающую роль в ассимиляции аристотелевских идей католической церковью принадлежит другому доминиканскому монаху — Фоме Аквинскому. Он родился в 1225 или 1226 году и умер 7 марта 1274 года. Родился в Неаполитанском королевстве, в замке Роккасекка близ городка Аквино. Отец Фомы Аквинского был знатный феодал, рыцарь. С пяти лет Фома учится в бенедиктинском монастыре в Монте-Кассино до 14 лет. После этого некоторое время учится в Неаполе, и у Фомы Аквинского растет желание постричься в монахи. Родители препятствуют, был даже серьезный семейный скандал, его заключают в домашнем заточении. Фоме Аквинскому предлагали должность аббата Монте-Кассино, но он отказывается. В конце концов он становится монахом и доминиканцы посылают его учиться в Парижский университет.
В 1245 году после годичного пленения дома, он едет в Париж и слушает в Парижском университете Альберта Великого до 1248 года. Альберт Великий замечает талантливого ученика, направляет его в Кельн, и там они вместе основывают центр по изучению теологии. Еще 4 года Фома Аквинский учится в Кельне у Альберта Великого, после этого едет в Париж в 1252 году, где преподает до 1259 года. Папа Урбан IV вызывает Фому Аквинского в Рим, где он живет до 1268 года и преподает в доминиканских школах Италии. В 1269 он опять едет в Париж. Поскольку в это время в Париже аверроисты во главе с Сигером Брабантским приобрели достаточно сильное влияние, то Фома Аквинский получает послушание от доминиканского ордена это псевдоаристотелевское учение разоблачить и построить истинно католическое аристотелевское учение.
В Париже Фома Аквинский живет до 1272 года, когда он опять возвращается в Неаполь. В 1274 году Фома Аквинский отправляется на знаменитый униатский собор в Лионе, но по дороге умирает. В 1323 году Фома Аквинский канонизирован. Прозвище Фомы Аквинского — “ангельский доктор” (doctor angelicus).
Фома Аквинский написал большое количество работ, трудолюбие его и плодовитость ни с чем несравнимы. Среди его работ можно выделить комментарии к различным книгам Библии, к “Сентенциям” Петра Ломбардского, к книгам Боэция, к “Божественным именам” Дионисия Ареопагита, к книге “О причинах” Прокла и к работам Аристотеля. Вышла полемика в Парижском университете времен борьбы с аверроистами под названием “Спорные вопросы” и небольшие философские трактаты: “О существовании и сущности”, “О вечности мира против ворчунов” (под ворчунами подразумеваются августинианцы), “О единстве разума против аверроистов”. Заглавие отсылает нас к работе Альберта Великого “О единстве разума против Аверроэса”.
Особо можно выделить две знаменитые работы Фомы Аквинского. Первая — “Сумма истины католической веры против язычников”, из четырех книг. Три книги носят философский характер, поэтому работа часто называется “Сумма философии”, или “Сумма против язычников”. Вторая фундаментальная работа — “Сумма теологии”. Она написана им в последние годы жизни и считается неоконченной. В этих работах, в “Сумме против язычников” и “Сумме теологии”, Фома Аквинский показал во всем блеске свой знаменитый схоластический метод.
- История античной философии предмет философии
- Возникновение философии
- Религии древней греции
- Религия Зевса
- Религия Деметры
- Религия Диониса. Орфики.
- Семь мудрецов
- Милетская школа Фалес
- Анаксимен
- Пифагор
- Гераклит
- Элейская школа Ксенофан
- Парменид
- Зенон Элейский
- Эмпедокл
- Анаксагор
- Древнегреческий атомизм
- Софисты
- Сократические школы
- Мегарская школа
- Киническая школа
- Киренаики
- Платон Жизнь и произведения
- “Теэтет”
- Учение об идеях
- Учение о душе
- Учение о государстве
- Космология
- Платонизм и христианство
- Аристотель Жизнь и произведения
- Классификация наук. Предмет философии.
- Основная аксиома философии
- Учение о четырех причинах
- Физика Аристотеля
- Учение Аристотеля о душе
- Теория познания
- Этика Аристотеля
- Учение о государстве
- Эллинистическая философия
- Стоицизм
- Античный скептицизм
- Плотин Жизнь и трактаты
- Подход к философии Плотина
- Бессмертие души
- От самопознания к познанию мира
- Единое, Ум, Душа
- Учение о человеке
- Теодицея
- Поздний неоплатонизм
- Порфирий
- Прокл и конец античной философии
- История западной философии средневековая философия
- Климент александрийский
- Тертуллиан
- Аврелий августин Жизнь и произведения
- Отношение к античной философии
- Вера и разум
- Опровержение скептицизма. Самопознание как исходный пункт философствования
- Теория познания. Чувственное познание
- Онтология
- Учение о времени
- Космология
- Учение о человеке
- Происхождение зла. Полемика с манихеями и пелагианами. Этика Августина
- Философия истории
- Дионисий ареопагит
- Апофатическое и катафатическое богословие
- Происхождение зла
- Иоанн скот эриугена Жизнь и произведения
- Предмет философии
- Учение о “четырех природах”
- Схоластика
- Беренгарий
- Петр Дамиани
- Ансельм Кентерберийский
- Другие менее известные католические философы XI-XI веков
- Пьер Абеляр
- Шартрская школа
- Бернар клервоский
- Сен-викторская школа
- Арабская философия
- Аль-Кинди
- Аль-Фараби
- Ибн-Сина
- Аль-Газали
- Ибн-Рушд
- Католицизм в XIII веке
- Латинский аверроизм. Сигер брабантский
- Бонавентура
- Борьба католической церкви с аверроизмом
- Фома аквинский Жизнь и произведения
- Предмет философии
- Доказательства бытия Бога
- Метафизика
- Учение о человеке
- Гносеология
- Социальная философия
- Роджер бэкон
- Иоанн дунс скот
- Уильям оккам
- Оглавление