14. Аристотель и его философия учения.
Аристотель — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей. Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.
Физика — наука о движении, которое возможно благодаря онтологическому различию между силой и энергией.
«Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение о 4 основных принципах бытия.
Бытие
Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:
Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небеснаясубстанция).
Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
Действующая причина (начало) — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.
Цель — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.
Аристотель рассматривал бытие как объективный мир, актуальный принцип вещи, неразрывный с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 10 предикатов. На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности — индивидуального бытия, и второй сущности — бытия видов и родов. Другие категории раскрываютсвойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание.
Содержание и значимость каждой категории определяются движущимся объективным бытием.
Субстанция как предельное основание всего сущего не является таковой, если в ней отсутствует хоть один из этих компонентов бытия. Из цельного бытия нельзя убрать что-либо. При этом каждый из указанных моментов берется как реальная абстракция, в смысле выделения одной грани из состава целого.
Вопросы онтологии:
1) философия занимается вопросами бытия как такового или бытия вообще.
2) философия или физика исследует сущее, причастное к движению.
Акт и потенция
Своим анализом потенции и акта Аристотель ввёл в философию принцип развития, что явилось ответом на апорию элейцев, по которой сущее может возникнуть либо из сущего, либо из не-сущего. Аристотель же говорил, что и то и другое невозможно, во-первых — потому что сущее уже существует, а во-вторых — нечто не может возникнуть из ничто, а значит возникновение и становление вообще невозможно.
Акт и потенция (действительность и возможность):
акт («энергия») — деятельное осуществление чего-либо;
потенция — сила, способная к такому осуществлению.
- 1. Философия. Ее предмет и основная проблематика.
- 2. Основные разделы философии.
- 3. Религиозная и научная картина мира.
- 4. Структура философского знания (о разделах).
- 5. Понятие метода в философии.
- 6. Философия и мировоззрение. Этапы развития мировоззрения.
- 7. Основные законы и категории Диалектики.
- 3 Закона Диалектики.
- 8. Онтология как раздел философии.
- Типы онтологий
- Модель онтологии
- 9. Гносеология как раздел философии.
- 10. Антропология как раздел философии.
- 11. Исторические типы философии. Древняя Индия и Древний Китай.
- 12. Исторические знания античной философии.
- 13. Демокрит и Платон – великие философы Античности.
- Основоположения онтологии Платона
- Теория идей Платона
- 14. Аристотель и его философия учения.
- 15. Средневековая философия: особенности развития.
- 16. Основные черты философии эпохи возрождения.
- 17. Рационализм и Империзм философии нового времени.
- 18. Французская философия XVIII в.
- 19. Философия и. Конта.
- 20. Объективный идеализм Гегеля.
- 21. Антропологический материализм Людвига Фейербаха.
- 22. Философия Марксизма.
- 23. Иррационализм как философия Ницше.
- 24. Экзистенциализм и его направления.
- 25. Позитивизм Огюста Конта.
- 26. Психоанализ. Его основные представители.
- Важнейшие направления психоанализа
- 27. Русский космизм Николая Федорова, Циолковский,
- Панпсихизм, разум атома и бессмертие.
- 28. Основные этапы русской философии.
- 29. Американский прагматизм.
- 30. Философия Экономики. Альтернативы будущего.