21. Антропологический материализм Людвига Фейербаха.
Людвиг Андреас фон Фейербах — выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон Фейербаха.
Философское развитие Фейербаха лучше всего описано им самим: «Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней». От изучения теологии он перешёл к увлечению гегелевской философией, а от неё — к сенсуализму в теории познания и к антропологической точке зрения в религии.
Фейербах убеждён, что чувственность — единый источник истинного знания. Это неизбежно приводит его к отрицанию существования общих понятий и к признанию истинным единичного, конкретного. Повторяя, таким образом, сенсуалистов XVIII века, Фейербах не останавливается на подробном исследовании того, как чувство само может быть источником знания; в то же время Фейербах вместе с Гегелем глубоко убеждён в могуществе разума, в возможности всеобщего и необходимого познания.
Другая характерная особенность теории познания Фейербаха заключается в его учении о теизме. Для него достоверность бытия определяется не только его доступностью собственному чувству человека, но и его реальностью для другого. Я познаю тебя раньше пробуждения собственного самосознания. Любовь к другим живым существам, солидарность с ними раскрывают передо мной истинное — реальное бытие: «любовь есть истинное онтологическое доказательство бытия предмета вне нашей мысли — и не существует никакого иного доказательства бытия, кроме любви и ощущения». Эта мысль, навеянная, очевидно, Шлейермахером, сближает Фейербаха с новейшими немецкими позитивистами: социальное доказательство реальности внешнего мира у Риля («Philos. Kritizismus», II, 57) и Авенариуса («Der Menschliche Weltbegriff», 1891) напоминает взгляды Фейербаха. В духовном развитии Фейербаха интерес к этике и религиозной проблеме был всегда преобладающим, и эта сторона его философии разработана гораздо полнее, чем вопросы теории познания.
В 20-х годах XIX столетия среди немецких и австрийских философов-идеалистов господствовало мнение, что Кант неопровержимо доказал невозможность общеобязательной этики, построенной на эвдемонистической основе. В этом сходились столь различные мыслители, как Фихте, Гегель и Шопенгауэр. Наиболее видным из немногочисленных защитников эвдемонизма был Бенеке, выпустивший в свет в 1822 г. «Grundlegung zur Physik der Sitten»; но эта книга, по-видимому, осталась неизвестной Фейербаху.
Между тем, Фейербах сходится с Бенеке в стремлении противопоставить «физику» нравов «метафизике» и развивает эту мысль в ещё более радикальной форме, противопоставляя этику счастья господствующим нравственным учениям. Этика имеет своим объектом человеческую волю; но где нет побуждения, там нет и воли, а где нет побуждения к счастью, там нет и вообще никакого побуждения. «Нравственность без блаженства — это слово без смысла». На вопрос, как наряду со стремлением к личному блаженству в нас возникает прямо противоположное стремление к самоограничению, к служению на благо других, Фейербах даёт следующий ответ: сущность нравственности заключается в блаженстве, но не в блаженстве одиночном, а в многостороннем, распространяющемся на других, ибо «я» неотделимо от «ты».
Мысль о том, что личное стремление к счастью связано со стремлением к счастью других лиц, должна рано сложиться в уме человека: «тумаки его братьев и щипки его сестёр научат его тому, что и чужое стремление к счастью вполне законно». Противоположность между склонностью и долгом несомненна и очень важна с нравственной точки зрения, но не абсолютна. Чувство долга естественно вырастает мало-помалу на почве склонностей. Из того, что исполнение долга в конечном счёте ведёт к счастью, ещё не следует, чтобы счастье непосредственно сопровождало исполнение долга. Импульс к счастью и чувство долга — изменчивые факторы: что теперь выполняется против воли, с усилием, с «надрывом», то впоследствии совершается непринужденно, легко. Даже трагическая гибель индивидуума — самопожертвование — может быть связана со счастливым сознанием проистекающего из него блага для других.
- 1. Философия. Ее предмет и основная проблематика.
- 2. Основные разделы философии.
- 3. Религиозная и научная картина мира.
- 4. Структура философского знания (о разделах).
- 5. Понятие метода в философии.
- 6. Философия и мировоззрение. Этапы развития мировоззрения.
- 7. Основные законы и категории Диалектики.
- 3 Закона Диалектики.
- 8. Онтология как раздел философии.
- Типы онтологий
- Модель онтологии
- 9. Гносеология как раздел философии.
- 10. Антропология как раздел философии.
- 11. Исторические типы философии. Древняя Индия и Древний Китай.
- 12. Исторические знания античной философии.
- 13. Демокрит и Платон – великие философы Античности.
- Основоположения онтологии Платона
- Теория идей Платона
- 14. Аристотель и его философия учения.
- 15. Средневековая философия: особенности развития.
- 16. Основные черты философии эпохи возрождения.
- 17. Рационализм и Империзм философии нового времени.
- 18. Французская философия XVIII в.
- 19. Философия и. Конта.
- 20. Объективный идеализм Гегеля.
- 21. Антропологический материализм Людвига Фейербаха.
- 22. Философия Марксизма.
- 23. Иррационализм как философия Ницше.
- 24. Экзистенциализм и его направления.
- 25. Позитивизм Огюста Конта.
- 26. Психоанализ. Его основные представители.
- Важнейшие направления психоанализа
- 27. Русский космизм Николая Федорова, Циолковский,
- Панпсихизм, разум атома и бессмертие.
- 28. Основные этапы русской философии.
- 29. Американский прагматизм.
- 30. Философия Экономики. Альтернативы будущего.