4. Структура философского знания (о разделах).
1. Онтология – учение бытия. Онтология в своем классическом понимании есть знание о предельно общем.
2. Гносеология – учение познания. Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века; «эпистемология» был введён и активно применялся в англо-американской философии XX в. В русской философии в XIX и 1-й половины XX в. преобладал первый термин, а со 2-й половины XX в. начал преобладать и сейчас преобладает второй.
3. Аксиология – учение ценности. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность. Т.е ценность и польза две стороны одной и той же медали.
В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля и Кроче.
Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.
4. Социология – общественное учение. Это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития социальных институтах, отношениях и общностях.
Термин социология впервые был введен О.Контом в 1839 г.
По определению Энтони Гидденса, социология — это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ». По определению Ядова В. А., социология — это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей.
Понимание тончайших, но сложных и глубоких способов, которыми наши жизни отражают контексты нашего социального опыта, является основой социологического мировоззрения. Социологию особенно интересует социальная жизнь в современном мире, стремительные перемены в человеческих обществах, произошедшие в последние два века. Она остается ведущей дисциплиной, в рамках которой проводится анализ природы этих изменений. Сегодня наш мир радикальным образом отличается от прошлого; задача социологии состоит в том, чтобы помочь нам понять этот мир и его будущие возможности. Непрерывность и перемены в общественной жизни можно представить в виде “смеси” преднамеренных и непреднамеренных последствий человеческих действий. Задача социологии — исследовать полученный в результате баланс между социальным воспроизводством и трансформацией. Социальное воспроизводство показывает, каким образом общества “поддерживают свою жизнь” во времени, трансформация обозначает перемены, которым общества подвержены.
Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия».
Вследствие разнообразия подходов (см. мультипарадигматизм), характерного для современного состояния данной дисциплины, «ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным».
5. Антропология – изучение человека. Совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. В Советском Союзе антропология понималась как наука о происхождении и эволюции человека и его рас, то есть, как физическая антропология.
6. Этика – изучение морали и нравственности. Философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.
Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.
7. Эстетика – философская дисциплина. Философская дисциплина, основным предметом изучения которой является эстетическое и его действительность, его законы и нормы, его формы и типы (прекрасное, возвышенное и др.), его отношение к природе и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении; философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.
Согласно А.Ф. Лосеву, в его совершенно крочевском понимании предмета эстетики, им является выразительная форма, к какой бы области действительности она бы не относилась.
8. Логика – наука о правильном мышлении (изучает законы мыслительной деятельности). Наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.
Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.
9. Психология – познание души. Это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.
- 1. Философия. Ее предмет и основная проблематика.
- 2. Основные разделы философии.
- 3. Религиозная и научная картина мира.
- 4. Структура философского знания (о разделах).
- 5. Понятие метода в философии.
- 6. Философия и мировоззрение. Этапы развития мировоззрения.
- 7. Основные законы и категории Диалектики.
- 3 Закона Диалектики.
- 8. Онтология как раздел философии.
- Типы онтологий
- Модель онтологии
- 9. Гносеология как раздел философии.
- 10. Антропология как раздел философии.
- 11. Исторические типы философии. Древняя Индия и Древний Китай.
- 12. Исторические знания античной философии.
- 13. Демокрит и Платон – великие философы Античности.
- Основоположения онтологии Платона
- Теория идей Платона
- 14. Аристотель и его философия учения.
- 15. Средневековая философия: особенности развития.
- 16. Основные черты философии эпохи возрождения.
- 17. Рационализм и Империзм философии нового времени.
- 18. Французская философия XVIII в.
- 19. Философия и. Конта.
- 20. Объективный идеализм Гегеля.
- 21. Антропологический материализм Людвига Фейербаха.
- 22. Философия Марксизма.
- 23. Иррационализм как философия Ницше.
- 24. Экзистенциализм и его направления.
- 25. Позитивизм Огюста Конта.
- 26. Психоанализ. Его основные представители.
- Важнейшие направления психоанализа
- 27. Русский космизм Николая Федорова, Циолковский,
- Панпсихизм, разум атома и бессмертие.
- 28. Основные этапы русской философии.
- 29. Американский прагматизм.
- 30. Философия Экономики. Альтернативы будущего.