18. Французская философия XVIII в.
Французская философия — обобщённое название для философии на французском языке. Французская философия ориентирована на проблемы человека и общества, часто облекается в литературную форму, окрашена авторским индивидуальным стилем.
Философия Жан-Жака Руссо.
Pуссо, как проводник новых общественных и политических идеалов, особенно в трёх главных его сочинениях: в «Новой Элоизе», «Эмиле» и «Общественном договоре».
В «Письме к д'Аламберу» Pуссо называет «Клариссу Гарло» лучшим из романов. Его «Новая Элоиза» написана под очевидным влиянием Ричардсона. Pуссо не только взял аналогичный сюжет — трагическую судьбу героини, погибающей в борьбе целомудрия с любовью или соблазном, — но и усвоил себе самый стиль чувствительного романа. «Новая Элоиза» имела невероятный успех; ею везде зачитывались, над нею проливали слезы, обоготворяли её автора. Форма романа — эпистолярная; он состоит из 163 писем и эпилога. В настоящее время эта форма в значительной степени умаляет интерес чтения, но читателям XVIII века она нравилась, так как письма представляли лучший повод к бесконечным рассуждениям и излияниям во вкусе того времени. Все это было и у Ричардсона.
Pуссо внёс в «Новую Элоизу» много и своего, им лично пережитого и ему дорогого. Сен-Прё — это он сам, но вознесённый в сферу идеальных и благородных чувств; женские лица романа — образы женщин, оставивших след в его жизни; Вольмар — его друг Сен-Ламбер, сам предложивший ему развлекать графиню д’Удето; театр действий романа — его родина; наиболее драматические моменты романа разыгрываются на берегу Женевского озера. Всё это усиливало впечатление, которое производил роман. Но главное его значение — в данных им новых типах и новых идеалах. Pуссо создал тип «нежного сердца», «прекрасной души», расплывающейся в чувствительности и слезах, всегда и во всём руководящейся во всех случаях жизни, во всех отношениях и суждениях — чувством. Чувствительные души Pуссо — не разновидность ричардсоновских. Они являются симптомом иного общественного настроения, чувствуют и любят иначе, чем их современники, хотят простора для проявления своих чувств, ищут уютных, укромных местечек под развесистым дубом, под тенью скалы, бегут из золочёных салонов. Антагонизм, в который Pуссо поставил «дикаря» по отношению к культурному человеку, здесь находит своё объяснение и реальный смысл. Чувствительные люди Pуссо любят иначе, чем напудренные кавалеры салонов; они не ухаживают, переходя от одного предмета к другому, а любят со всей страстью души, для которой любовь есть суть жизни. Они возводят любовь из приятного препровождения времени на степень добродетели. Их любовь представляет собой высшую правду и поэтому не признаёт преград, которые ей ставят общественные условия и отношения. Изображение любви становится, таким образом, политической проповедью, называющей предрассудком препятствия, которые знатность и богатство противопоставляют «соединению сердец». Риторическое обличение неравенства находит здесь страстных сторонников; сострадание к героине, ставшей жертвой неравенства и деспотизма, подмывает ветхие устои общественного строя. Во второй части Pуссо и здесь изменяет направление. Дав сначала полную волю потребностям любящего сердца, Pуссо провозглашает принцип нравственного долга, которому подчиняется сердце, не признающее внешних преград. Нелегко взвесить, какое громадное значение имело в своё время воззвание к нравственной идее долга в семейном быту и в супружеских отношениях со стороны такого популярного и влиятельного писателя, как Pуссо. Его заслуга умаляется тем, что он и в этом случае увлёкся своим чувственным воображением. Его Юлия — слабая представительница идеи долга. Он её постоянно ставит на краю пропасти; самые страстные сцены романа относятся именно ко второй его части и вселяют в читателе уверенность, что героиня не останется победительницей в борьбе долга с чувством; наконец, чтобы спасти принцип и сохранить честь героини, автор прибегает к трагическому окончанию романа (Юлия погибает в озере, спасая своего сына).
- 1. Философия. Ее предмет и основная проблематика.
- 2. Основные разделы философии.
- 3. Религиозная и научная картина мира.
- 4. Структура философского знания (о разделах).
- 5. Понятие метода в философии.
- 6. Философия и мировоззрение. Этапы развития мировоззрения.
- 7. Основные законы и категории Диалектики.
- 3 Закона Диалектики.
- 8. Онтология как раздел философии.
- Типы онтологий
- Модель онтологии
- 9. Гносеология как раздел философии.
- 10. Антропология как раздел философии.
- 11. Исторические типы философии. Древняя Индия и Древний Китай.
- 12. Исторические знания античной философии.
- 13. Демокрит и Платон – великие философы Античности.
- Основоположения онтологии Платона
- Теория идей Платона
- 14. Аристотель и его философия учения.
- 15. Средневековая философия: особенности развития.
- 16. Основные черты философии эпохи возрождения.
- 17. Рационализм и Империзм философии нового времени.
- 18. Французская философия XVIII в.
- 19. Философия и. Конта.
- 20. Объективный идеализм Гегеля.
- 21. Антропологический материализм Людвига Фейербаха.
- 22. Философия Марксизма.
- 23. Иррационализм как философия Ницше.
- 24. Экзистенциализм и его направления.
- 25. Позитивизм Огюста Конта.
- 26. Психоанализ. Его основные представители.
- Важнейшие направления психоанализа
- 27. Русский космизм Николая Федорова, Циолковский,
- Панпсихизм, разум атома и бессмертие.
- 28. Основные этапы русской философии.
- 29. Американский прагматизм.
- 30. Философия Экономики. Альтернативы будущего.