logo
filosofia

21 Левкипп и Демокрит

Наивысшего развития механистический материализм в классический период достиг в учении Левкиппа (ок. 500—440 гг. до н. э.) из Милета и Демокрита (460—370 гг. до н. э.) из Абдеры. Оба философа были идеологами рабовладельческой демократии и вы­дающимися учеными своего времени. Познания Демокрита были, по отзывам древних ученых, энциклопедическими. Согласно Левкиппу, ничто не происходит без причины и все вызывается необходимостью.

Левкипп заложил основы атомистической теории, которую в дальнейшем успешно разрабатывал Демокрит. По этой теории, все состоит из пустоты и движущихся атомов, бесконечно малых, неделимых материальных частиц, различных по форме и размерам. Таким образом, Домокрит считал, что движение — это изначальное, вечное свойство материи. Атомы одинаковы по веществу и неспособны к качественным изменениям. Всякое возникновение вещей состоит из соединения ранее разобщенных атомов, всякое исчезновение— в разделении ранее связанных частиц. Различные свойства вещей обусловлены расположением, сочетаниями, формой и величиной составляющих их атомов. Атомы несутся в пустоте, причем более крупные в своем движении наталкиваются на мелкие, оттесняя их вверх. Из этих движений образуется вращение атомов, в результате чего возникают бесчисленные миры, одним из которых является наш мир и все разнообразные по качествам предметы. Земля представлялась Демокриту плоским диском, носящимся в воздухе, вокруг которого вращаются светила. Органические существа, по представлению Демокрита, возникли из ила. Вся органическая и психическая жизнь объяснялась им чисто материальными процессами. Он не отрицал существования души, но душу представлял как нечто материальное: подобно огню, она состоит из тонких, круглых и плоских атомов, которые пронизывают все тело, а после смерти человека рассеиваются. Подобно всем вещам, боги по Демокриту, также возникают из вихря атомов, преимущественно круглых. Боги существуют долго, но не вечно. По представлениям Демокрита, Зевс был совокупностью огненных, тонких подвижных атомов, заключающихся в воздухе. Особое внимание Демокрит уделил вопросам этики; он учил, что конечной целью человека должно быть не удовольствие, а хорошее настроение. Он выдвигал положение об едином благе, общем для всех людей, и общей истине, совершенно отличных от приятного. Добро, по его мнению, заключается в желании не делать несправедливого.

Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита оказал огромное и плодотворное влияние на научно-философскую мысль последующих времен.

23-24 Софисты и Сократ.

4 век до н.э. был переломным в истории греческой философии. Произошел переход от проблем устройства мироздания (натурфилософии) на проблемы познания общества и человека. Переход к новому видению человека и общества подготовили софисты – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик и другие. «Софистэс» – знаток, мастер, мудрец. Софисты были мудрецами особого рода, они не занимались поисками истины ради нее самой. Они первыми взяли на себя миссию распространения образования в обществе и стали платными учителями мудрости. Они учили беспринципности в ораторском искусстве, в достижении любых целей оратора.

Софисты обучали не конкретным знаниям, а лишь тем, которые нужны в общественной деятельности, где требовалось умение аргументировать свою позицию. Поэтому нужны были знания не о природе, а о самом человеке и его сознании. Протагор первым сказал, что о всякой вещи есть два противоположных мнения. Доказательство Протагора: т.к. высказывания об одной вещи не должны противоречить друг другу, а вместе с тем, о каждой вещи есть два противоположных и притом одинаково истинных мнения, то для принятия решения об истинности определенной позиции надо встать на точку зрения той или иной стороны. Следовательно, человек есть мера всех вещей.

Но тогда все субъективно и относительно. Поисками абсолютного позже занялся Сократ. Сократ излагал свои мысли устно и они дошли до нас через записки его учеников – Ксенофонта и Платона. Главным предметом его речей была этика (рационалистическая). Нравственными ценностями для него были бескорыстие, следование долгу, служение добру. Сократ принял смерть (казнь) с полным сознанием своей правоты, основанном на убеждении, что существуют объективные нравственные ценности, отступать от которых нельзя. Для Сократа, в отличие от софистов, различие между добром и злом носило абсолютный характер. Именно знание того, что есть добро и зло и делает человека добродетельным. Поэтому Сократ стремился найти и точно определить основные понятия нравственности. Если нет точного понятия о предмете, нет и знания о нем.

Сократ разработал специфическую концепцию диалектики. Ее суть: сначала наводящими и уточняющими вопросами собеседник приводился к противоречию с его позицией, а затем начинался совместный писк истины. Истина не находится в готовом виде, а является результатом спора (примирение сторон и поиск общих оснований в споре). Это майевтика («поливальное искусство»). Сократ вел термин «диалектика» – ведение спора через сталкивание противоположных сторон и поиск основания их единства (родоначальником же диалектики остается Гераклит с его вечно живым огнем).