49 Идеалистическая философия Гегеля.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) – представитель немецкой классической философии, обобщивший и развивший диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга в универсальную систему диалектического (абсолютного, объективного) идеализма; создатель неформальной (диалектической) логики. Философия Георга Гегеля считается вершиной немецкого идеализма.
Исходное положение философии Г. – идея о тождестве бытия и мышления («все действительное разумно; все разумное действительно»). По Гегелю, весь мир – это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, мирового духа. Мировой дух – это объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом всего мира.
Общая схема творческой деятельности мирового духа носит у Гегеля название абсолютной идеи. Все, что существует на свете, – лишь ее бледное отражение, результат ее активности. Процесс развертывания возможностей мирового духа проходит три стадии развития:
1) ступень логики – безличное, непредметное мышление, конструирующее само из себя систему логических категорий; 2) ступень природы – внешней материальной оболочки идеи, ее противоположности. Тут появляется и человек как часть и завершение природы, преодолевающий материальность природы своей духовной деятельностью. Природа рассматривается как орудие возникающего сознания; 3) ступень духа – история собственно человеческой духовной жизни, в которой продолжается развитие абсолютной идеи, доходящее в итоге до философии, открывающей источник мирового развития – т.е. абсолютную идею. Эта абсолютная идея как бы возвращается через философию к себе самой (познает саму себя).
В своей «Энциклопедии философских наук» Гегель так отразил эти три ступени реализации мировой идеи (3 книги): «Наука логики» (Учение о бытии; Учение о сущности; Учение о понятии – в них абсолютная идея рассматривается сама по себе; в этом произведении Г. дал анализ важнейших законов и категорий диалектики, обосновал тезис о единстве диалектики, логики и теории познания, создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики); «Философия природы» (разделы: механика, физика, органическая физика – в них рассматривается природа как «материя» абсолютной идеи); «Философия духа» (ее разделы: Субъективный дух; Объективный дух; Абсолютный дух – здесь рассматривается абсолютная идея в духе).
Учение о субъективном духе изображает становление сознания человека. В учении об объективном духе Гегель рассматривает социально-политическую жизнь человечества, в рамках которой абсолютная идея проходит через ступени права, семьи, нравственности; в состав нравственности Гегель включал семью, гражданское общество, государство. В учении об абсолютном духе Гегель рассматривает диалектику движения к истине общественных форм сознания: искусства, религии, философии. Искусство выражает абсолютную идею в форме созерцании, религия – в форме представления, и лишь в философии абсолютная идея обретает абсолютную форму – понятие. Философию Гегель полагает высшей ступенью абсолютного духа, ведь в ней дух представлен в адекватной ему понятийной форме. Таким образом, философия выступает идеальным предвестником конца мира, адекватным методом самопознания идеи.
Гл. черты гегелевской философии: 1) мысль о поступательном, закономерном движении мирового духа; 2) усмотрение в движении духа явно выраженной диалектики и разработка на этой основе диалект. принципов; 3) проведение принципа историзма ко всем областям знания.
- 1 Предмет философии
- 2 Место и роль философии в культуре.
- 4 Структура философского знания
- 4. Структура философского знания?
- 5 История философии
- 9 Принцип единства исторического и логического
- 10 Диалектика и метафизика. Исторические формы диалектики и метафизики.
- 11 Понятие мировоззрения, его структура и основные типы
- 13 Становление философии,
- 16 Милетская школа философии.
- 17 Пифагор и пифагорейцы
- 18 Элейская школа
- 19 Гераклит Эфесский
- 21 Левкипп и Демокрит
- 25 Философия Платона
- 26 Философия Аристотеля
- 4) Целевая причина – это направление движения к своей цели, к своей реализации.
- 32)Ансельм Кентерберийский
- 33)Реалисты и номиналисты
- 36 Френсис Бекон (1561-1626)
- 37 Ренэ Декарт (1596-1650)
- 40 Философия г. Лейбница. Спор Локка и Лейбница по вопросам теории познания.
- 42)Дэвид Юм.
- 43 Французские материалисты
- 44) Немецкое Просвещение
- 45 Классическая немецкая философия: и. Кант, г. Гегель, л. Фейербах.
- 46 Философские учения и. Канта.
- 49 Идеалистическая философия Гегеля.
- 50 Диалектический материализм Маркса и Энгельса.
- 51 Учение о бытии
- 56 Детерминизм и индетерминизм
- 59 Человек, общество, культура
- 60 Человек и природа
- 61 Общество и его структура
- 62 Гражданское общество и государство
- 63 Человек в системе социальных связей
- 64 Человек и исторический процесс
- 65. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
- 66 Смысл человеческого бытия
- 67 Насилие и ненасилие
- 68 Свобода и ответственность
- 70 Нравственные ценности
- 71 Представление о совершенном человеке в различных культурах
- 72 Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни
- 73 Религиозные ценности и свобода совести
- 74 Сознание и познание
- 75 Сознание, самосознание и личность
- 76 Познание, творчество, практика
- 77 Вера и знание
- 79 Чувственное, рациональное и иррациональное в познавательной деятельности
- 81 Действительность, мышление, логика и язык
- 84 Структура научного познания, его методы и формы
- 86 Научные революции и смены типов рациональности
- 87 Наука и техника в трактовании философии
- 89 Глобалистика. Глобальные проблемы. Футурология
- 90 Взаимодействие цивилизаций и сценарий будущего