65. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Термин «формация» Карл Маркс заимствовал из геологии, где формациями называются пласты горных пород, у Маркса это - пласты истории человеческого общества. Экономические формации следуют друг за другом в строго определенной хронологической последовательности, которая обусловлена характером развития орудий труда: архаическая - рабовладельческая и феодальная - капиталистическая - коммунистическая. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию. Последовательная смена формаций выявляет внутреннюю логику мировой истории, определяемой степенью овладения человеком силами природы. В основе формационной теории лежит «линейное» понимание истории, как прогрессивного восхождения человечества от дикости и варварства к высотам цивилизации, и в итоге к общественному строю, построенному на началах равенства и справедливости.
В структуру формации входят не только экономические, но и все социальные отношения, которые существуют в данном обществе, а также определенные формы быта, семьи, образа жизни.
Цивилизационная концепция общественного развития.
Концепция цивилизационного развития представлена несколькими теориями: теорией общественной типологии Н.Я. Данилевского, согласно которой нет всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций, имеющих индивидуальный, замкнутый характер развития; теорией культуры и цивилизации О. Шпенглера, рассматривающей цивилизацию как заключительную стадию развития культуры, с присущими ей признаками - распространением индустрии и техники, деградацией искусства и литературы, превращением народа в безликую «массу», теорией исторических типов цивилизации П. Сорокина и др. А. Тойнби выделил и классифицировал 21 цивилизацию, каждая из которых есть. живой и сугубо индивидуальный общественный организм, проходящий один и тот же, неизменный жизненный цикл, от рождения до смерти. Все цивилизационные концепции - не линейные, а циклические, и все они покоятся на далеко идущей аналогии законов истории общества с законами биологической эволюции.
В основе линейных концепций лежит идея внутреннего единства всемирной истории. Предполагается, что история человечества, как мировой океан, вбирает в себя реки «историй» локальных обществ. Авторы циклических теорий истории доказывают, что никакого внутреннего единства в истории нет, что «человечество» - это абстракция, отвлеченное понятие, а в действительности существуют лишь отдельные народы, и у каждого свой, независимый от остальных жизненный цикл и свое собственное направление развития.
- 1 Предмет философии
- 2 Место и роль философии в культуре.
- 4 Структура философского знания
- 4. Структура философского знания?
- 5 История философии
- 9 Принцип единства исторического и логического
- 10 Диалектика и метафизика. Исторические формы диалектики и метафизики.
- 11 Понятие мировоззрения, его структура и основные типы
- 13 Становление философии,
- 16 Милетская школа философии.
- 17 Пифагор и пифагорейцы
- 18 Элейская школа
- 19 Гераклит Эфесский
- 21 Левкипп и Демокрит
- 25 Философия Платона
- 26 Философия Аристотеля
- 4) Целевая причина – это направление движения к своей цели, к своей реализации.
- 32)Ансельм Кентерберийский
- 33)Реалисты и номиналисты
- 36 Френсис Бекон (1561-1626)
- 37 Ренэ Декарт (1596-1650)
- 40 Философия г. Лейбница. Спор Локка и Лейбница по вопросам теории познания.
- 42)Дэвид Юм.
- 43 Французские материалисты
- 44) Немецкое Просвещение
- 45 Классическая немецкая философия: и. Кант, г. Гегель, л. Фейербах.
- 46 Философские учения и. Канта.
- 49 Идеалистическая философия Гегеля.
- 50 Диалектический материализм Маркса и Энгельса.
- 51 Учение о бытии
- 56 Детерминизм и индетерминизм
- 59 Человек, общество, культура
- 60 Человек и природа
- 61 Общество и его структура
- 62 Гражданское общество и государство
- 63 Человек в системе социальных связей
- 64 Человек и исторический процесс
- 65. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
- 66 Смысл человеческого бытия
- 67 Насилие и ненасилие
- 68 Свобода и ответственность
- 70 Нравственные ценности
- 71 Представление о совершенном человеке в различных культурах
- 72 Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни
- 73 Религиозные ценности и свобода совести
- 74 Сознание и познание
- 75 Сознание, самосознание и личность
- 76 Познание, творчество, практика
- 77 Вера и знание
- 79 Чувственное, рациональное и иррациональное в познавательной деятельности
- 81 Действительность, мышление, логика и язык
- 84 Структура научного познания, его методы и формы
- 86 Научные революции и смены типов рациональности
- 87 Наука и техника в трактовании философии
- 89 Глобалистика. Глобальные проблемы. Футурология
- 90 Взаимодействие цивилизаций и сценарий будущего