56 Детерминизм и индетерминизм
Философское учение, согласно которому всякое событие в мире имеет свою причину и совершается согласно вечным законам природы, называется детерминизмом (от лат. determino - определяю). Применительно к истории человечества детерминизм означает, что все исторические события подчиняются скрытым от человеческого сознания причинам и законам, что существует объективная, независимая от воли людей логика истории. Партию детерминистов в разное время возглавляли Демокрит, Спиноза, Гегель.
Классическое обоснование принципа индетерминизма дал шотландский философ-скептик Дэвид Юм. Он доказывал, что вера в причинную взаимосвязь вещей проистекает из привычки человеческой души увязывать события, регулярно следующие одно за другим во времени и смежные в пространстве, в единый ассоциативный ряд. В дальнейшем наиболее влиятельной школой, отвергавшей понятие причинности как «метафизическое», стал позитивизм (Конт, Рассел и др.).
В философском споре детерминистов с индетерминистами приняли участие и ученые. Хорошо известны дебаты Эйнштейна с Бором о действии законов природы. Эйнштейн доказывал, что «Господь Бог не играет в кости», имея в виду что законы природы не оставляют места для случайностей, и предлагал взять в судьи «старика Спинозу». Нильс Бор, со своей стороны, отстаивал вероятностную интерпретацию действия законов квантовой физики.
Особенно широкое распространение индетерминистские воззрения получили в области исторических наук. Большинство историков во все времена держались мнения, что человек свободно творит свою историю и у нее нет никаких раз навсегда заданных законов, подобных законам природы.
57 Динамические и статистические закономерности Человеческий разум не безграничен, он в состоянии охватить мыслью лишь бесконечно малую долю событий и вещей, которые существуют в природе. Этого достаточно, чтобы понять законы природы, но не достаточно, чтобы с абсолютной точностью описать хотя бы одну единичную вещь. Ибо существование всякой вещи в той или иной мере зависит от действия всех прочих вещей, т.е. от конкретного состояния бесконечной Вселенной в целом. По этой причине человеческий разум обречен «играть в кости» с матерью-природой, довольствуясь вероятностным знанием о существовании вещей, данных в чувственном опыте.
Имея дело с сущностями вещей, разум получает знание, выражаемое строгими и всеобщими законами, которые иногда называют «динамическими». Относительно же существования предметов чувственного опыта знание такого рода невозможно, поэтому разум может приобрести здесь, в лучшем случае, вероятностные, или «статистические», закономерности.
Динамические закономерности сопряжены с абстрагированием от множества второстепенных и случайных факторов, научные предсказания здесь имеют достоверный характер. Однако в большинстве физических, биологических и социальных процессов обнаруживаются множество случайных факторов, совокупный результат которых вскрывает определенную тенденцию, выражаемую статистическими закономерностями. Предсказания таких закономерностей имеют лишь вероятностный характер, обусловленный действием случайностей.
- 1 Предмет философии
- 2 Место и роль философии в культуре.
- 4 Структура философского знания
- 4. Структура философского знания?
- 5 История философии
- 9 Принцип единства исторического и логического
- 10 Диалектика и метафизика. Исторические формы диалектики и метафизики.
- 11 Понятие мировоззрения, его структура и основные типы
- 13 Становление философии,
- 16 Милетская школа философии.
- 17 Пифагор и пифагорейцы
- 18 Элейская школа
- 19 Гераклит Эфесский
- 21 Левкипп и Демокрит
- 25 Философия Платона
- 26 Философия Аристотеля
- 4) Целевая причина – это направление движения к своей цели, к своей реализации.
- 32)Ансельм Кентерберийский
- 33)Реалисты и номиналисты
- 36 Френсис Бекон (1561-1626)
- 37 Ренэ Декарт (1596-1650)
- 40 Философия г. Лейбница. Спор Локка и Лейбница по вопросам теории познания.
- 42)Дэвид Юм.
- 43 Французские материалисты
- 44) Немецкое Просвещение
- 45 Классическая немецкая философия: и. Кант, г. Гегель, л. Фейербах.
- 46 Философские учения и. Канта.
- 49 Идеалистическая философия Гегеля.
- 50 Диалектический материализм Маркса и Энгельса.
- 51 Учение о бытии
- 56 Детерминизм и индетерминизм
- 59 Человек, общество, культура
- 60 Человек и природа
- 61 Общество и его структура
- 62 Гражданское общество и государство
- 63 Человек в системе социальных связей
- 64 Человек и исторический процесс
- 65. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
- 66 Смысл человеческого бытия
- 67 Насилие и ненасилие
- 68 Свобода и ответственность
- 70 Нравственные ценности
- 71 Представление о совершенном человеке в различных культурах
- 72 Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни
- 73 Религиозные ценности и свобода совести
- 74 Сознание и познание
- 75 Сознание, самосознание и личность
- 76 Познание, творчество, практика
- 77 Вера и знание
- 79 Чувственное, рациональное и иррациональное в познавательной деятельности
- 81 Действительность, мышление, логика и язык
- 84 Структура научного познания, его методы и формы
- 86 Научные революции и смены типов рациональности
- 87 Наука и техника в трактовании философии
- 89 Глобалистика. Глобальные проблемы. Футурология
- 90 Взаимодействие цивилизаций и сценарий будущего