logo
философия_1 / filosofia-tozhe_chtoto_est

32. Сущность современной нтр, ее проблемы и соц последствия.

Начиная с середины ХХ века, в развитии науки и техники стали наблюдаться процессы, которые в совокупности получили название научно-технической революции (НТР). С самого начала ее особенностью было то, что возникнув в области науки, она не замкнулась сферой самой науки и техники, но активно воздействовала на все стороны жизни и деятельности людей. Научно-техническая революция играет всевозрастающую роль в сложной цепи экономических, социальных и политических изменений современного общества. Эта революция и ее социальные последствия оказывают воздействие на весь ход истории.

Под революцией (вообще, в широком смысле) обычно понимают:

«…коренные, качественные изменения тех или иных социальных структур в процессе прогрессивного развития общества» [8];

«…такое преобразование, которое ломает старое в самом основном и коренном» [10];

«…глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания. Как перерыв постепенности, качественный скачок отличается от эволюции, а также от реформы» [15].

Революции наблюдаются во всех областях жизни: в промышленности, в культуре, в искусстве, в общественном развитии (социальные революции). Происходят они также в науке, в технике и технологии.

Революция в отдельных науках совершалась не раз: в химии - благодаря кислородной теории Лавуазье (конец XVIII в.); в биологии - во второй половине XIX в. в связи с появлением эволюционного учения Дарвина; в физике - в середине XIX в. в результате открытия закона сохранения и превращения энергии.

Революции в отдельных науках перерастали иногда в коренные революционные изменения во всей системе научного знания. В эти периоды происходила коренная ломка общего подхода к изучению и толкованию явлений природы и общества, ломка всего строя мышления, переход от одной картины мира к другой[11].

Человечество пережило несколько таких глубоких научных революций. Первая такая революция, охватившая период с XVI до XVIII в., началась с создания гелиоцентрической картины мира. В середине XIX в. произошла новая научная революция, охватившая на этот раз всю область научного познания - от естественных наук (открытие клеточного строения живых организмов, закона сохранения и превращения энергии, создание эволюционной теории Дарвина) до общественных наук (диалектический материалистический взгляд на окружающий мир). На рубеже XIX и ХХ вв. в результате великих открытий в физике (электрон, радий, превращение элементов, кванты и др.) сложилась новая картина мира, и этот коренной переворот во взглядах на материю, ее строение, этот прорыв науки в область микромира стал очередной научной революцией. Так обстоит дело с революциями в науке.

Но революции происходят и в отдельных областях современной техники. В процессе общего развития люди постепенно совершенствуют имеющиеся в их распоряжении технические средства для решения возникающих перед ними практических задач. Но на известном уровне развития того или иного технического средства наступает такое положение, когда дальнейшее уравновешивание уже не дает необходимого эффекта. Иными словами, дальнейшее использование принципа, заложенного в действие данного технического средства уже не может обеспечить решения технической задачи. Только создание нового технического средства, действие которого основано на ином принципе, позволяет решать возникшую задачу. Замена старых технических средств новыми, работающими на совершенно иных принципах, и означает революцию в развитии технических средств.

Революции происходят не только в отдельных технических средствах, но также во всей совокупной технике, используемой в производстве. Такие революции заключаются в появлении и внедрении изобретений, вызывающих переворот в средствах труда, видах энергии, технологии производства, в предметах труда и общих материальных условий производственного процесса.

Вся история техники свидетельствует о непрерывно совершающихся переворотах в отдельных технических средствах. Вместе с тем, в своем развитии человечество пережило несколько технических революций, которые каждый раз приводили к образованию нового, более высокого уровня производительных сил. Наиболее значимой была техническая революция, вызвавшая промышленный переворот в конце XVIII - начале XIX вв., т. е. переход от ремесла и мануфактуры к машинному промышленному производству.

Без ясного представления о революциях в развитии науки и революциях в развитии техники (в отдельности) трудно понять современные процессы, именуемые в своей совокупности научно-технической революцией (НТР).

В прошлом перевороты в естествознании и технике лишь иногда совпадали между собой по времени, стимулируя один другой, но никогда не сливались в единый процесс. Своеобразие развития естествознания и техники наших дней, его особенности состоят в том, что революционные перевороты в науке и технике представляют собой теперь лишь различные стороны одного и того же единичного процесса - НТР. Научно-техническая революция есть явление современной исторической эпохи, не встречавшееся ранее.

В условиях НТР возникает новое соотношение между наукой и техникой. В прошлом уже вполне определившиеся потребности техники влекли за собой выдвижение теоретических задач, решение которых было связано с открытием новых законов природы, созданием новых естественнонаучных теорий. В настоящее время открытие новых законов природы или создание теорий становится необходимой предпосылкой самой возможности появления новых отраслей техники. Складывается и новый тип науки, отличающийся своим теоретическим и методологическим фундаментом и своей общественной миссией от классической науки прошлого. Этот прогресс науки сопровождается переворотом в средствах научного труда, в технике и организации исследований, в системе информации. Все это превращает современную науку в один из самых сложных и непрерывно растущих социальных организмов, в наиболее динамическую, подвижную производительную силу общества.

Итак, существенным признаком понятия НТР в узком его смысле, ограниченном рамками процессов, происходящих в области собственно естествознания и техники, является слияние революционного переворота в науке и революционного переворота в технике в единый процесс, причем наука выступает в отношении техники и производства в роли ведущего фактора, прокладывающего пути их дальнейшего развития.

Успех науки позволил создать такие технические средства, которые могут заменить и руки (физический труд), и голову (умственный труд человека, занятого в сферах управления, конторской деятельности, и даже - в области самой науки).

Проделанный выше анализ логично подводит к определению самого понятия «НТР». В официальных и научных источниках [ ] понятие НТР трактуется по-разному, но смысловое единство определений не нарушается.

Научно-техническая революция есть коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу.

Научно-техническая революция, о необходимости которой столько говорили специалисты, совершилась!!! ... и вот вам результат. Иной прикладник работает на персоналке получше обученного специалиста. Зато нынешний "программист" на многих фирмах должен печатать тексты, чинить факсы, подавать кофе, отгружать товар и мыть полы. В туалете тоже, пожалуйста.

Проблемы:

Конечно, и при социализме нас гоняли по стройкам и колхозам, но все это как-то приукрашивалось и подпиралось лозунгами и режимом, по которым мы все так ностальгируем. Теперь же пахарь, кряхтя и постанывая, учится продаваться сам, порой за деньги, а порой и за одно "позиционное преимущество", хоть как-то сохраняя остатки престижа и самоуважения. Главное - не утратить беглость мозгов и пальцев, крестьянскую привычку к повседневному труду, без которого невозможна жизнь. А работодатели все придирчивее, у них свои проблемы - им чужие неинтересны.

Несмотря на все положительное, что было создано благодаря НТР, она

породила новые и усугубила ряд старых глобальных социально-экономических

проблем . С начала НТР прошло полвека, а человечество до сих пор не решило

большинство из них . В чем заключаются эти эти проблемы, в чем состоит

их сложность и каковы наиболее вероятные пути их решения, я попытаюсь

обьяснить далее Итак:

Проблема первая:

Демографический взрыв.

В 40-х и 50-х годах шло активное изобретение новых лекарственных

препаратов ( к примеру в их числе класс препаратов-антибиотиков ), что было

успехом целого спектра наук, начиная от биологии и кончая химией . Примерно

в то же время были предложены новые способы промышленного производства

вакцин и лекарств, что сделало многие лекарства дешевыми и доступными .

Благодаря этим успехам НТР в области медицины отступили такие страшные

болезни как столбняк, полиомелит и сибирская язва, значительно сократилась

заболеваемость туберкулезом и проказой .

После второй мировой войны во многих странах Азии и Африки молодые

независимые государства начали внедрять медицинское обслуживание Массовые

дешевые прививки и введение элементарных правил гигиены привели к резкому

росту средней продолжительности жизни и сокращению смертности Но в Европе

смертность сокращалась постепенно на протяжении XIX века . Рождаемость

приходила в соответствие смертности, и это не привело к очень сильному

демографическому буму. К тому же, население Европы составляло меньшую

часть в народонаселении мира, и рост числа ее жителей отразился на общей

численности населения не очень сильно.

Другое дело демографический взрыв, начавшийся в середине ХХ века.

Резкое сокращение смертности и сохранение рождаемости на прежнем уровне в

странах третьего мира ( а это, ни много ни мало, почти четыре пятых

жителей современного мира ) привело к небывалому за всю историю

человечества росту народонаселения ( см. таблицу )

| Динамика | | | | |

|роста | | | | |

|населения по | | | | |

|категориям | | | | |

|стран,млн. | | | | |

|чел. | | | | |

| |1900 |1950 |1975 |2000(прогно|

| | | | |з) |

|Весь мир |1656 |2513 |4033 |6200 |

|Развитые |506 |751 |985 |1152 |

|страны | | | | |

|страны Азии |950 |1379 |2318 |3611 |

|Лат. Америка |64 |164 |323 |608 |

|Африка |130 |219 |406 |828 |

Сейчас человек потребляет более половины биологических ресурсов Земли.

Очевидно ,что рост не может быть бесконечным в конечном пространстве .Если

темпы роста населения сейчас хоть медленно, но снижаются, то абсолютный

прирост населения растет : в 1988 году прирост составил 86 млн.человек, а

уже в 1991 90млн. В наше время переживает второе рождение мальтусианство,

которое рисует мрачные картины грядущего истощения ресурсов и

экологической катастрофы ( Вот пример, подтверждающий выводы мальтусианцев

: сбор зерновых в мире, выросший с 1950 по 1984 годы в 2.6 раза и достигший

максимального значения на душу населения ( 346 кг ), с тех пор почти не

растет, составляя 1,6-1,7 млрд. т .А в расчете на душу населения он упал на

9% )

Поскольку решать проблему обеспечения населения путем дальнейшего роста

потребления ресурсов просто самоубийственно ( этот путь ведет к

экологической катастрофе ), то очевидно, чтобы избавить мир от нищеты,

необходимо стабилизировать уровень народонаселения на каком-нибудь

определенном уровне.

Так как естественная стабилизация населения наступит нескоро, по моему

мнению, рано или поздно придется создать, к примеру на базе ООН или другой

международной организации, некий комитет по контролю рождаемости. Тем

более, что эффективную политику снижения рождаемости можно получить ,изучив

пример Китая. Я считаю, что развивающиеся страны не стали бы препятствовать

деятельности этого комитета ( им не выгоден рост нищеты в собственных

странах ), а развитые страны, желая оградить себя от волны иммигрантов из

бедных стран 3-его мира, профинансировали бы его. Правда, здесь могут

сыграть соображения религиозного и политического характера, так что очень

важно повышение уровня образования в развивающихся странах.

Существенной особенностью современной демографической картины мира

является то, что 90% прироста населения приходится на страны 3-его мира ,

и, как следствие, это тормозит рост уровня жизни в этих странах Но не надо

думать, что все беды человечества происходят из-за быстро растущего

населения развивающихся стран и ,как следствие, роста давления на

экосистему Земли. Если средний американец потребляет в 40 раз больше

ресурсов Земли, чем средний сомалиец, и в 75 раз больше мяса, чем индиец ,

кошка в Англии потребляет в 2 раза больше белков, нежели африканец, то

виновниками возможных экологических и социальных катастроф будут прежде

всего развитые страны (загрязняющие окружающую среду и непомогающие бедным

странам ) и отсталость стран 3-его мира Именно нищета и отсталость

порождают во многом демографический рост.

Проблема вторая:

Нищета и отсталость .

Их причины , влияние на демографический рост

и пути решения.

Смотря голливудские фильмы, пользуясь такими благами цивилизации, как

видеомагнитофон, телевизор и автомобиль, многие из нас наивно полагают,

что большинство населения мира, за исключением небольшого числа людей,

регулярно пользуются этими приборами в быту. Но реально картина мира

совершенно иная ,ибо более половины человечества живет в нищете и бедности,

а два миллиарда человек имеют на одежду и пропитание менее 1 доллара в

день . От голода умирает ежегодно 40 млн. человек, а это население такой

страны, как Испания . В США на стрижку газонов тратится сумма, равная ВНП

Танзании - страны с 23 миллионами жителей ! Разрыв между богатыми и бедными

странами составляет 10 - 20 раз . Вот некоторые данные характеризующие

диспропорции развития стран :

| | | | | | | |

|Показа| | | | | | |

|тели | | | | | | |

|социал| | | | | | |

|ьно-эк| | | | | | |

|ономич| | | | | | |

|. | | | | | | |

|Развит| | | | | | |

|ия в | | | | | | |

|конце | | | | | | |

|80-х | | | | | | |

|годов | | | | | | |

|страна|ВНП на |продолж|дет.смертно|Грамотно|Потребление |кг |

| |душу |ит.жизн|сть на 1000|стьвзрос|калорий на 1|нефти |

| |населения,|и,лет |рожд. |лых ,% |чел. |на |

| |дол | | | | |1чел. |

|США |17480 |75 |11 |99 |3682 |7193 |

|Бразил|1810 |67 |60 |78 |2675 |830 |

|ия | | | | | | |

|Индия |290 |57 |94 |43 |2126 |208 |

|Эфиопи|120 |51 |116 |5 |1704 |21 |

|я | | | | | | |

Так в чем же причины нищеты и отсталости третьих стран ?

Во многом отсталость развивающихся стран обусловлена историческими

факторами . Колониальное прошлое наложило глубокий отпечаток на страны

третьего мира . Монокультурная направленность сельского хозяйства ( к

примеру выращивание сахарного тростника на Кубе, какао-бобов в Гане ) ,

отсутствие промышленности национальных кадров и недостаточное развитие

инфраструктуры - эти факторы до сих пор играют свою отрицательную роль в

развитии бывших колоний . К тому же, весьма заметное влияние внешнего

фактора в лице США и СССР , а также проведение политики неоколониализма,

очень часто замедляло темпы развития или приводило к кровопролитным

конфликтам ( Корея, Вьетнам ) . Во всех развивающихся странах ( кроме стран

Латинской Америки ) сыграла свою роль и цивилизационная несовместимость,

когда общемировые, европейские по своему происхождению, ценности

противоречили местным патриархальным устоям .

Из числа внутренних причин нищеты и отсталости следует прежде всего

выделить перенаселенность . Прямая связь между нищетой и демографическим

взрывом видна в глобальном масштабе . Африка - континент, находящийся в

самом тяжелом эколого-экономическом положении - имеет самые высокие темпы

роста населения ,и, в отличие от других континентов, они там пока не

снижаются . При среднегодовых темпах роста населения 3% производство

продовольствия там растет лишь на 2% в год . Если учесть, что в

большинстве стран не так давно закончились социалистические эксперименты,

вызвавшие спад промышленного производства, и, как следствие, каждый третий

в африканском городе безработный, то становится понятна глубина кризиса

охватившего континент.

Нам, живущим в стране, в которой вследствие кризиса население

сокращается на 1 млн . человек ежегодно, непонятно, как нищета может

вызвать рост населения . Но дело в том, что Россия и Африка относятся к

разным цивилизационным системам и уровню социально-экономического развития,

и одни и те же предпосылки могут привести к прямо противоположным

результатам . В Африке нищета не уменьшает, а усиливает стимулы иметь

большее число детей . Дети - важная часть семейной рабочей силы . Они с

малолетства собирают хворост, пасут скот, нянчат младших детей, делают

множество другой домашней работы . Как это на первый взгляд ни странно,

детям в условиях тяжелой безработицы проще найти работу ,чем взрослым, так

как их труд оплачивается гораздо дешевле . При отсутствии какого либо

социального обеспечения со стороны государства ,дети- это единственная

опора родителей в старости . Так замыкается порочный круг : нищета -

быстрый рост населения - деградация основных систем жизнеобеспечения .

На момент обретения независимости отсталые страны не имели технического

и научного потенциала ,грамотность была уделом ,в лучшем случае, одной

трети населения . Не сильно изменилась ситуация, и сейчас неграмотность -

одна из проблем стран 3-его мира . Развивающиеся страны с 75% мирового

населения выделяют на образование и науку лишь 4% от мировых затрат на эти

цели . В эпоху НТР ,когда наука превратилась в ведущий фактор развития

производства ,низкий уровень образования, отсутствие инженеров, врачей,

учителей в развивающихся странах сильно тормозит развитие промышленности и

сельского хозяйства , медицины и культуры .

Также одной из причин отсталости является тот факт, что большинство

развивающихся стран по структуре своей экономики остались аграрными . Для

сравнения : в Африке в сельском хозяйстве занято три четверти населения, а

в США - 3% . Но поскольку в США применяются передовые методы хозяйствования

,связанные с применением удобрений , различной спецтехники и новейших

достижений селекции и генетики, а в отсталых странах сохраняется мотыжное

земледелие ,то США являются крупнейшим в мире производителем и

экспортером сельскохозяйственной продукции, а, к примеру, страны Африки

могут обеспечить лишь 80% своих потребностей в продовольствии . Но НТР не

обошла стороной и ряд стран третьего мира : благодаря комплексу мер по

мелиорации, механизации и внедрению новых видов с/х культур, получившему

название « зеленая революция », в таких странах как Индия, Китай и Таиланд

отступила угроза голода .

Тенденцией мировой экономики является то, что в основном цены на сырье

в долгосрочной переспективе растут медленнее, чем цены на продукцию высоких

технологий ,в результате чего страдают в первую очередь развивающиеся

страны.Впрочем ,бывают и исключения : предпринятое организацией стран

-экспортеров нефти ( ОПЕК ) в 1973 и в 1979 годах повышение цен на нефть

привело к резкому росту доходов этих стран . Однако более всего от «

нефтяного кризиса » пострадали не развитые страны, а другие страны 3-его

мира ,поскольку сокращение спроса на сырье больнее всего ударило именно по

ним. .Это привело к тому, что внешний долг этих стран начал расти .

Огромная внешняя задолженность- одна из причин отсталости, так как,

выплачивая огромные проценты по займам (к примеру на выплаты по внешнему

долгу Гондураса уходит 60% гос. бюджета этой страны), развивающиеся страны

не могут

|Некотор| | |

|ые | | |

|страны | | |

|с | | |

|крупным| | |

|внешним| | |

|долгом | | |

|(конец | | |

|80-х | | |

|годов) | | |

|страна |Размер внешнего |отношение внеш. Долга к|

| |долга |ВНП,% |

|Бразили|111 |32 |

|я | | |

|Мексика|102 |63 |

|Чили |21 |101 |

|Филиппи|28 |66 |

|ны | | |

направить значительные средства на развитие медицины и образования

,вынуждены повышать налоги, что замедляет экономический рост. Это

подтверждает статистика : если в среднем в конце 80-х в развивающихся

странах темпы экономического роста составили 3,9% то в странах с большой

задолженностью этот показатель составил лишь 1,1% .

Все эти проблемы ( неграмотность, аграрность стран 3 - его мира

,проблема внешней задолженности ), по моему мнению , развивающимся странам

можно решить лишь при помощи развитых стран и устранении всех форм

дискриминации стран 3-его мира ( например ,они обладают лишь одной третью

голосов в различных международных экономических организациях ) . Да

,конечно, новые индустриальные страны смогли преодолеть отсталость без

благотворительности развитых стран, но чего бы стоили эти « азиатские

драконы » без многомиллиардных иностранных инвестиций . Но к примеру

большинство стран Африки просто не в состоянии в ближайшее время создать

условия для инвесторов, такие как политическая и социальная стабильность,

дешевая ,но образованная рабочая сила, низкие налоги и свобода рыночной

экономики . То есть ,без значительной помощи развитых стран не обойтись . В

настоящее время страны Запада тратят на помощь около 2% ВНП, но, учитывая

,что в США на видеоигры тратится 10 млрд долларов ,что равно всему размеру

американской помощи бедным странам, то это не намного меняет ситуацию . И

если в богатых странах откажутся от откровенных излишеств, то можно будет

сломить цепь препятствий к построению мира без экономических и социальных

диспропорций между странами .

Проблема третья:

Война и Мир.

Взрыв атомной бомбы над Хиросимой ознаменовал начало новой эпохи в

истории человечества . Благодаря новейшим достижениям науки в изучении

природы атомного ядра было убито 200 тысяч человек ,40% зданий превращено в

пепел ,а 92% процента территории города изуродовано до неузнаваемости .

С тех пор ядерные арсеналы по мощности увеличились в миллионы раз . Этого

достаточно для того, чтобы уничтожить жизнь на Земле . Но, к счастью, после

бомбардировки двух японских городов у человечества хватило благоразумия не

применять атомное оружие, а после долгой цепи переговоров между США и СССР

,а также по причине распада последнегo, угроза ядерной войны снизилась до

самой низшей отметки за последние 50 лет . Но я думаю ,что над

человечеством еще нависнет эта угроза, учитывая, что число стран

обладательниц атомного оружия увеличится , ведь его ,при желании ,уже в

состоянии получить Иран,,Пакистан, Израиль и Индия . Из них наибольшую

угрозу представляют Иран и Пакистан, как страны с фанатиками-исламистами у

власти . Выход же я опять вижу во всеобщей интеграции стран и контроле, к

примеру ООН, за всеми разработками в этой области .

Но угрозу представляет не только и не столько ядерное оружие, но и

усовершенствованные « классические » виды вооружений . После второй

мировой войны резко выросло число локальных конфликтов, причем 95% из них

- в развивающихся странах, что привело не только к массовым человеческим

жертвам, но и к усугублению проблем отсталости . Но сейчас ,по-моему, после

прекращения гонки вооружений и все более возрастающего понимания роли

мирового сообщества в урегулировании локальных конфликтов , следует путем

введения в район нестабильности « голубых касок » пресекать набирающие

обороты сепаратизм и межнациональные столкновения.

Если учесть, что на Земле в глобальном масштабе все более утверждаются

демократические ценности ,то в долгосрочной переспективе военные перевороты

и гражданские войны должны сойти на нет, а им на смену придут политические

методы борьбы . Но все это возможно лишь при повышении уровня политической

культуры, а это опять упирается в проблему отсталости .

Проблема четвертая:

Рукотворные катастрофы.

Плата за сложность.

26 апреля 1986 года произошла авария на чернобыльской АЭС . В спокойные

ночные часы здание потряс страшный взрыв . Стены ядерного реактора

,защищавшие все живое от губительного излучения, были моментально

разрушены . На свободу вырвались цезий стронций плутоний - радиоактивные

элементы ,которые невозможно обезвредить никакими способами . Переносимые

ветром и дождями ,они покрыли территорию площадью более 100 тысяч кв.

километров с населением не менее 800 тысяч человек !

Так кто виноват в случившейся трагедии ? Кто виноват в смерти 30 человек

,погибших сразу и тысячах заболевших и умерших затем ? Кто виноват, что

стронций находят в молоке скандинавских коров и на ледниках Памира ?

Виноваты были люди . Физики, инженеры ,создавшие далеко не совершенный

реактор ,операторы, отключившие систему аварийной защиты, чиновники из

минатома, подгонявшие темпы строительства АЭС к очередному юбилею . Говоря

конкретнее , виноваты были все мы .

На протяжении всей своей истории человек сталкивался с природными

катастрофами - цунами ,смерчами ,землетрясениями ,чумой . Но 26 апреля

1986 года стало ясно - человек способен создать катастрофу в 1000 раз

сильнее любого природного катаклизма . Мы уже привыкли к постоянным взрывам

метана в шахтах, падениям самолетов и столкновениям поездов, но зачастую

человек может стать даже причиной наводнения ( закованный в бетон Рейн, не

справляясь с ледоходом, регулярно обрушивает свои воды на густонаселенные

районы Европы ) или землетрясения (из-за образования подземных пустот в

результате добычи нефти в Калифорнии активизировалась подвижность земной

коры ) . Человек - царь природы . Это «мудрое » изречение привело к

осушению Арала и наступлению пустынь . В 1950-2000 годах человечество

потеряет 1/5 плодородного слоя земли . Наступление пустыни привело к

появлению миллионов экологических беженцев ,а всего от этого процесса

пострадал 1 миллиард человек.

Но причины рукотворных катастроф не только в неумелом управлении

природой . В Японии за 10 лет 100 человек было убито роботами . В 1984 году

во Франции компьютер ,установленный на плотине водохранилища в долине реки

Тари, самовольно дал команду открыть шлюзы . Водохранилище сбросило 2,5 млн

кубометров воды, причинив немалый урон жителям долины .

В декабре 1985 года в индийском городе Бхопал произошла катастрофа,

которая по числу непосредственно погибших считается крупнейшей в истории

промышленности . В результате технического сбоя из резервуаров завода в

воздух было выброшено вреднейшее химвещество, вызывающее удушье и потерю

зрения . Только за 3 дня после катастрофы погибло от удушья 2000 человек .

Причиной этих катастроф явилась созданная человеком искуственная среда

обитания . Машины, в силу их сложности, не в состоянии не ломаться .

Казалось бы ,это единичные случаи, но сбой в сети компьютеров компании

АТ&Т в 1990 году ,когда миллионы человек слышали в телефонной трубке сигнал

«занято» ,показал, что машины могут «сойти с ума» сразу во всем мире .

Избавившись от угрозы быть сьеденным тигром, человек, попав в столь же

чуждую ему городскую среду ,может попасть под колеса автомобилей . В России

на автодорогах гибнет в 4 раза больше человек ,чем погибло за все годы

войны в Афганистане ! По подсчетам специалистов в техногенных катастрофах

и авариях погибает больше людей ,чем во всех стихийных бедствиях вместе

взятых .

Что же дальше ?

Так что же ожидает человечество далее : решение проблем НТР или их

усугубление ? Здесь нельзя дать однозначного ответа . Но можно с полной

уверенностью утверждать ,что будет продолжаться демографический взрыв,

благодаря дальнейшему внедрению медобслуживания в отсталых странах . По

прогнозам специалистов население стабилизируется только к середине ХХI

века на уровне 10 - 12 млрд человек . Вопрос состоит в том ,выдержит ли

Земля такое число обитателей без сползания к необратимой экологической

катастрофе.

Я считаю, что, чем быстрее человечество внедрит современный уровень жизни

среди большинства жителей стран 3 - его мира ,тем быстрее они перейдут от

традиционного режима воспроизводства (высокая смертность - высокая

рождаемость ) к современному ( низкая смертность - низкая рождаемость ) .

А пока на переходный период следует ,во избежание необратимых последствий

перенаселенности, ввести адинистративно - репрессивный контроль за

рождаемостью ( по китайскому образцу ) .

Следует также отметить ,что выравнивания диспропорций в развитии

различных стран мира не следует ожидать в ближайшем будущем . Причиной

этого является то, что отсталость -это как бы пересечение всех глобальных

проблем НТР, и разрубить гордиев узел этих проблем пока не удается :

темпы развития развитых стран превосходят темпы развития развивающихся

стран, и пропасть между этими странами увеличивается .

По моему мнению, также следует ожидать некоторого спада числа

межгосударственных конфликтов ,но роста сепаратизма и конфликтов,

связанных с ним . Это во многом связано с ростом национального самосознания

народов . Однако интеграционные процессы (подобные происходящему в Европе

) также будут укрепляться . Эти два взаимообратных процесса приведут к

тому ,что вскоре мир будет состоять из небольшого числа конфедераций (

наподобие ЕЭС ) ,состоящих из стран обьединенных в таможенный,

экономический, политический союз с единой валютой, но автономных в вопросах

культуры ,религии и внутренней политики .

В промышленности будет развиваться дальнейшая автоматизация, но все

более ,всвязи с истощением ресурсов, будут использоваться

ресурсосберегающие и экологически чистые технологии . Компьютерные сети,

все более внедряясь в жизнь людей, приведут к созданию информационного

общества, когда ИНТЕРНЕТ заменит библиотеки и даже частично живое общение

( как это сделал не так давно телефон ) .

В общем, я представляю себе будущее, не лишенное проблем, но все же

представляющее более высокую ступень развития ,чем сейчас . Но это при

условии , что мир не придет к экологической или социальной катастрофе .

Именно возможность таких катастроф ,а также глобальность многих процессов -

вот отличительные признаки эпохи НТР, и то, что человек пытается

контролировать эти процессы ,глобально означает, что мы сейчас находимся

на пути от традиционных взаимоотношений природы и общества их

противопоставления (Человек - царь природы ) к ноосфере - взаимоотношениям

на основе разума и целостности всего мира .

Последствия

С 40-50-х годов XX века начался процесс, получивший название научно-технической революции.

НТР - это такие перемены в науке, технике, информационном деле, связи и многих других сферах и областях, которые ведут к революционным изменениям в производстве, потреблении, быте, всём укладе современной жизни. Но такое краткое определение недостаточно.

Необходимо описать хотя бы главные направления НТР:

1. Изменила свой характер наука. Теперь она - не просто знания, а во многом как бы часть производства (особый его цикл, в котором разрабатывается что и как делать). По распространённому определению, наука становится непосредственной производственной силой.

2. Создание искусственного интеллекта. Изобретены и усовершенствованы ЭВМ, компьютеры, которые способны выполнять немало функций мозга: счёт, анализ, перевод, исправление ошибок, подача команд и многое другое. В настоящее время компьютерные устройства разной мощности и специализации используются во множестве машин и механизмов: от ракеты до крохотной электронной игры. Без ЭВМ немыслимо было бы руководить тысячами процессов, они заменили миллионы работников: счетоводов, бухгалтеров, экономистов, секретарей, контролёров и т. п. Мало того, компьютеры во многих странах и даже между ними соединены в единую сеть, благодаря которой можно, не выходя из дома, получить разнообразнейшую информацию от расписания поездов до изображения на экране редкой книги.

3. Появились немыслимые раньше виды связи и способы передачи информации (видео, графический, звуковой и пр.) на любые расстояния почти мгновенно. Кроме компьютеров, это телевидение, спутниковая связь и др. Это колоссально сближает страны, позволяет обмениваться важнейшей и ценнейший информацией.

4. Открыты и активно используются новые виды энергии (прежде всего, ядерная). Создано много искусственных материалов с заданными заранее свойствами.

5. Идёт век автоматизации, когда масса производственных и иных процессов совершается под контролем различних устройств (без вмешательства человека).

6. Возможности транспорта таковы, что попасть в любую точку земного шара - дело нескольких часов или дней. Человек вышел в космос и всё активнее использует его для практических целей.

Каковы же последствия НТР? Среди первых отметим то, сто всё большую долю продукта производят не в сельском хозяйстве или промышленности, а в сфере услуг. К ним относятся как бытовые, так и множество интеллектуальных: а) правительственных организаций (школ, судов и т. п.); б) прессы и средств массовой информации;

в) науки, культуры, медицины; г) другие.

К социальным последствиям можно отнести: 1) изменение состава населения по профессиям (всё больше людей трудится в сфере услуг), уровню образования, месту жительства (число горожан растёт); 2) подъём науки и техники сделал образование одним из самых важных социальных прзнаков; 3) в результате роста производства главным слоем общества стал так называемый средний класс.

Одни последствия можно оценить положительно, другие носят отрицательный характер. Причём оба «полюса» неразрывны. Например, автоматизация колоссально повышает производительность труда и общественное богатство. Но она же ведёт к таким неприятным вещам, как рост безработицы, необходимость менять профессии и т. п. С одной стороны, мощное развитие производства, науки, связи, транспорта и пр. приводит к 1) повышению материального благосостояния людей; 2) росту продолжительности жизни и образования, возможности много узнать о любой стране, проблеме, путешевствовать, познавать мир.

Но с другой - он ведёт к истощению и оскуднению природы, развитию экологического кризиса.

К негативным последствиям относятся нервное и психическое перенапряжение людей, слишком быстрый темп жизни, нарушение традиций, а также непредсказуемые последствия неконтролируемого научного вмешательства в тайны психики, мозга, наследственности и др.