logo
философия_1 / filosofia-tozhe_chtoto_est

28. Производственные силы и их основные элементы

Понятие производительных сил – одно из основных понятий исторического

материализма. По сути дела, оно определяет наш подход к рассмотрению

исторического прошлого, реального настоящего и предвидимого будущего.

Данное понятие нужно брать не изолированно, но лишь в связи с другими

понятиями и основными положениями исторического материализма, в которых мы

выражаем наш опыт и наши предположения о процессе исторического развития.

Ведь в реальной общественной жизни людей не существует производительных сил

без производственных отношений. Производительные силы существуют,

функционируют и развиваются всегда только в диалектической взаимосвязи с

производственными отношениями. Когда производительные силы трактуются

обособленно, мы всегда имеем дело с абстракцией, однако такая абстракция не

скроет от нас действительной картины общественной жизни, если мы всегда

будем помнить о живой связи производительных сил и производственных

отношений в рамках определенного способа производства.

1. Понятие общественного способа производства.

Каждому этапу развития общества соответствует определенный способ

производства. Способ производства определяется как слагаемое

производительных сил и производственных отношений. Рассмотрим структуру

производительных сил. Основным элементами в структуре производительных сил

во все исторические эпохи выступают "простые моменты процесса труда",

которые Карл Маркс анализирует в своём "Капитале", а именно:

"целесообразная деятельность, или самый труд, предмет труда и средства

труда"[1], основу всей системы производительных сил образует живое

взаимодействие этих моментов в процессе самого производства.

Труд это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он

видоизменяет и приспособляет предметы природы для удовлетворения своих

потребностей.

Предметом труда является всё то, на что направлен труд человека.

Средствами труда мы называем все те вещи, при помощи которых человек

воздействует на предмет своего труда и видоизменяет его. Предметы труда и

средства труда образуют вместе средства производства. Таким образом,

средства производства представляют собой важную составную часть

производительных сил, а именно их вещественно-энергетическую часть. Так же

необходимо учитывать при оценке исторического развития производительных сил

то, что взаимодействие средств производства в процессе производства

становится производительной силой только благодаря целесообразной трудовой

деятельности человека.

Производительные силы всегда образуют органическое единство

взаимодействующих между собой моментов, конкретно- историческую цельность.

Поэтому неправильно исключать предметы труда из понятия производительных

сил.

На всех стадиях развития производства решающей производительной силой

являются люди, трудящиеся массы. Маркс со всей определенностью называет их

"главной производительной силой"[3]. По словам В. И. Ленина, "первая

производительная сила всего человечества есть рабочий, трудящийся"[4].

Согласно концепции Маркса, развитие производительных сил приводит со временем к их противоречию с существующими производственными отношениями, юридическим выражением которых являются определенные отношения собственности. Последние превращаются из форм развития производительных сил в их оковы. "Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке... Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно также нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями".

По Марксу, "ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые, высшие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в лоне старого общества. Поэтому человечество ставит себе только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже существуют или, по крайней мере, находятся в процессе становления".