30. Формационная и цивилизационная теория общества
Формационный метод был разработан марксистами, он составляет основу материалистического понимания общества. Формация - определенный тип общества, цельная соц. система, развивающаяся и функционирующая на основе господствующего способа производства по своим законам.
Законы: общие и специфические.
Общие - законы, распространяющиеся на все формации (закон об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, закон об определяющей роли способа производства в общественном развитии).
Специфические законы - законы, действующие в одной или нескольких формациях (закон пропорционального развития народного хозяйства).
Основным критерием опред. развитие и смену формаций является способ производства, который представлен единством развития производительных сил и производственных отношений. Вслед за способом производства меняется и социально-классовая структура развития общества. Развитие общества осуществляется по восходящей линии от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, феодальному, капиталистическому, коммунистическому обществу. Смена формации осуществляется с помощью соц. революций. Каждая формация имеет базис и надстройку.
Базис - это совокупность производственно- экономических отношений.
Надстройка - это совокупность идей организации утверждений и идеологических отношений.
Основными категориями формационного подхода является способ производства, класс, общество. Но эти категории являются категориями высокой степени абстрогированности поэтому не отражают весь спектр развития общества и формационный подход дополняется двумя другими: цивилизационным и культурологическим.
(из практики) Формационный подход. Общество развивается от низших формаций к высшим. Формации отличаются друг от друга способом производства, который в свою очередь изменяется благодаря производительным силам, те в свою очередь изменяются с помощью орудий труда. Однако теория Маркса в некоторых положениях была ошибочной. Он полагал, что производительные силы смогут развиваться и после изменения капиталистических производственных отношений. Формационная теория имеет активных сторонников и сейчас. Например: Уолтер Ростоу в своей теории стадийного роста рассматривает прогресс, как этапы развития техники и только техники. Интересную градацию предложил Дениел Бел - 3 этапа развития:
1.доиндустиальное общество
2.индустриальное общество
3.технотронное информационное общество.
В доиндустриальном обществе большая часть населения занята сельским хозяйством. В существующем обществе большая часть населения занята в промышленности. В обеих этих стадиях люди не могут обеспечить себя всем необходимым. В технотронном обществе большая часть населения занимается получением, обработкой и произведением информации. Это общество на основе эффективных технологий не только обеспечивает само себя, но и снабжает основной мир.
Формационный подход является традиционным для марксистского обществоведения, в котором «общественная формация» — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.
Понятие цивилизации, цивилизационный подход к анализу исторического процесса.
Цивилизация (Ц) - это определенный тип соц.организации общ-ва, направленный на воспроизводство, приумножение общест. богатства и регламентацию гражданской жизни. Выделяют 4 подхода к пониманию Ц: 1)отождествление Ц и культуры, когда эти понятия считаются синонимами; 2)Ц истолковывается как идеал прогрессивного развития человечества; 3)Ц выступает как определенная стадия в развитии локальных культур; 4)Ц-ии рассматриваются как качественно различные этнические общественные образования, характеризующие уровень социально-материального развития тех или иных регионов планеты. Каждая Ц возникает на энергетическом поле культуры. Ц-ии в истории могли в разной степени приближаться или отделяться от культуры, но никогда не существовали отдельно от нее. Когда говорят о Ц, ее начало связывают с качественно новым этапом в развитии материальной культуры - использованием техники. Так же в имеющейся характеристике Ц выделяют еще 3 подхода - локально-исторический, историко-стадиальный и всемирно-исторический. Цивилизационный подход дает возможность выделить конкретно исторические формы народного хоз-ва и понять генезис, характерные черты, тенденции развития различных соц.-этнический общностей. Позволяет обогатить представления о соц.-психологич. облике конкретного общ-ва, в его менталитете. Позволяет рассмотреть культуру как чисто соц. способ деятельности общ-ва во всем объеме. Но на основе цивилизационных подходов невозможно объяснить причины, механизм перехода от 1 ступени Ц к другой.
В основе формационного подхода лежит понятие «общественно-экономическая формация» (почему подход и назван «формационным»), которая призвана характеризовать тип общества в единстве его базиса (типа производственных отношений, экономической структуры общества) и надстройки. Этот подход разработан в рамках марксистской теории.
В основе цивилизационного подхода лежит понятие «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский). Само это понятие характеризуется по-разному. Например, проф. Венгеров определяет цивилизацию как «социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающую его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей».
Вообще основное предназначение термина «цивилизация» видится в том, чтобы обозначить тип культуры. Отсюда и в понимании цивилизации следует исходить из понимания культуры.
Дело в том, что человек как существо не только биологическое, но и социальное, стал, наряду с естественной природной средой, создавать для себя новую, искусственную среду обитания — «вторую природу». И вот эта деятельность человека и ее результаты и называются «культурой». Основной категорией в оценке и характеристике культуры является понятие «ценность». В процессе деятельности человек создает как объекты материальной культуры, так и духовные ценности. В том числе и такие ценности, как право и государство.
С этих позиций цивилизацию можно определить как своеобразную и целостную совокупность (систему) материальных и духовных ценностей, обеспечивающую устойчивое функционирование общества и жизнедеятельность человека.
Основные принципы и подходы в изучении истории при помощи понятия «цивилизация» разработаны выдающимся английским историком (а точнее -философом истории) Арнольдом Джозефом Тойнби (1889–1975 гг.) в двенадцатитомном труде «Постижение Истории» («A Study of History»), вышедшем в свет в 1934–1961 гг. Различие цивилизаций, как полагал автор, заключается прежде всего в образе мышления. А наименьшее значение имеет географический фактор и принадлежность населения к той или иной расе.
Тойнби выделил в мировой истории более двух десятков цивилизаций (21): египетскую, китайскую, западную, православную, дальневосточную, арабскую, иранскую, сирийскую, мексиканскую и др., и провел, таким образом, своеобразную типологию общества, не ставя перед собой отдельной задачи производить на этой основе типологию государства.
- Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные
- Закон отрицания отрицания
- 25. Классификация методов научного познания
- 26. Формы научного познания.
- 27. Способ производства как особый тип взаимодействия человека и природы
- 28. Производственные силы и их основные элементы
- 29. Производственные отношения, их типы и формы
- 30. Формационная и цивилизационная теория общества
- 31. Базис и надстройка.
- 32. Сущность современной нтр, ее проблемы и соц последствия.
- 33. Природная среда как условие существования и развития общества.
- 34. Народонаселение как предпосылка и субъект исторического процесса
- 35. Социальная структура общества.
- 36. Политическая система общества , ее структура и функции
- 37. Государство, его признаки и формы.
- 40. Общественный прогресс и его критерии.
- 46. Глобальные проблемы современности