logo
философия_1 / filosofia-tozhe_chtoto_est

27. Способ производства как особый тип взаимодействия человека и природы

Природа - часть объективной реальности (природа Земли), являющая собой совокупность естественных условий существования человека и общества. Общество есть система материальных и духовных отношений, носителем и центральным звеном которых выступает человек и те социальные группы, в которые он включен. Основные этапы взаимодействия природы и общества. Человеческое общество и природа находятся друг с другом в неразрывной взаимосвязи. С одной стороны, общество не может существовать вне природы и без взаимодействия с ней, так как: оно возникло в результате развития природного мира, выделившись на определенном этапе из него; оно берет из окружающей природы средства и ресурсы, необходимые для своего развития, то есть природа - это условие и средство общественного развития, и вне этих природных условий его существование невозможно; темпы и особенности развития общества во многом определяются спецификой природной среды, климатических и географических условий; а также природа выступает основой всех знаний человека о мире. С другой стороны, общество оказывает обратное влияние на природу, так как: оно вырабатывает различные средства приспособления, адаптации к окружающей природной стихии; в процессе труда общество видоизменяет природные ландшафты, использует те или иные природные ресурсы в интересах дальнейшего общественного развития. Всю историю взаимодействия природы и общества можно разделить на несколько этапов. Ф.Энгельс, например, разделил историю человечества на три периода - дикость, варварство и цивилизация. Получила распространение точка зрения известного русского ученого Г.В.Платонова, который предлагает дополнить эту периодизацию с учетом тех изменений, которые произошли в системе «природа-общество». Так, первый период он назвал биогенным или адаптационным (Ф.Энгельс назвал его дикостью). Второй период - техногенным, он охватывает два этапа - аграрный и индустриальный. Третий период - ноогенный (настоящее время). Взаимодействие человека с природой носило преимущественно биологический характер.

Общественным производством называют процесс воспроизводства всей совокупности общественной жизни, которая охватывает как сферу материального, так и духовного производства, влечет за собой изменения всего общества, его социальной структуры, политической организации и других сфер общественной жизни.

К.Маркс обнаруживает и выстраивает следующую логику воспроизводства общественной жизни: а) производство людей как общественных существ; б) производство материальных условий человеческого существования; в) производство общественных связей и отношений; г) духовное производство или производство общественных идей и других продуктов и форм духовной жизни общества. Все эти виды общественного воспроизводства находятся в тесной взаимосвязи, отражая полноту общественной жизни, и позволяют характеризовать общество как единый социальный организм. . Оно включает в себя два вида человеческой деятельности: материальное производство, в процессе которого человек самоутверждается практически, и духовное производство, являющееся теоретическим бытием человека. Материально-практическая деятельность людей представляет собой целенаправленный, социально-организованный процесс, посредством которого люди, применяя орудия труда, преобразуют предметы природы с целью удовлетворения своих потребностей. Основу материального производства составляет конкретный способ производства. Он характеризует специфику превращения человеком вещества природы в общественный продукт.

Способ производства является единством двух социальных феноменов: производительных сил и производственных отношений. Определяющей стороной этого единства выступают производительные силы. Производительные силы выражают, отношение людей к предметам и силам природы. Их элементами являются люди, средства производства и наука Производственные отношения - представляют собой отношения между людьми в процессе производства. Структурными элементами этих отношений выступают отношения: а) технологические (производственно-технические); б) экономические, (общественно-производственные), основанные на отношении к собственности на средства производства; в) обмена и распределения (товарные, товарно-денежные). Производительные силы и производственные отношения находятся во взаимодействии друг с другом. Основная функция производительных сил состоит в том, что они создают предметы, которые удовлетворяют разнообразные человеческие потребности. Производственные отношения - это та общественная форма, в которой происходит организация и функционирование производительных сил. Производительные силы, являясь более подвижным и активным элементом, играют определяющую роль в изменении производственных отношений.

Совокупность ключевых понятий, в которых Маркс резюмировал существо своих воззрений на развитие общества было дано им в предисловии к первому его значительному труду по политической экономии "К критике политической экономии" (1859).

"В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, над которым возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот их общественное бытие определяет их сознание".

В качестве основных способов производства Маркс выделял азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства, рассматривая их "как прогрессивные эпохи экономической общественной формации. Буржуазные производственные отношения, это - последняя антагонистическая форма общественного процесса производства, антагонистическая не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Этой общественной формацией завершается поэтому предыстория человеческого общества".