7. 3. Чувственное познание и его формы
Чувственное познание осуществляется в трёх формах: ощущение, восприятие, представление. Простейшей формой чувственного познания являются ощущение.
Ощущения возникают в мозгу человека в результате непосредственного воздействия факторов окружающего мира на его органы чувств. Ощущения специализированы. Зрительные ощущения дают информацию о форме предметов, об их цвете. Слуховые ощущения свидетельствуют о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание позволяет ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и т. п. Наконец, обоняние и вкус дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой пищи.
Возможности органов чувств человека ограничены. Они способны отображать окружающий мир в определенных границах. Например, зрительные ощущения отображают сравнительно небольшой участок электромагнитного спектра с длинами волн от 400 до 740 миллимикрон. Всё, что находится за границами этого интервала, не воспринимается человеческим глазом.
Существуют многочисленные факты, свидетельствующие об ограниченности возможностей других органов чувств человека. Однако человек способен выйти за пределы непосредственного данного в чувствах с помощью использования различных технических средств (микроскопа, телескопа и т. п.).
Но главное, человек может познавать объекты и явления, недоступные для его органов чувств, благодаря способности осмыслить и понять ту объективную связь, которая существует между явлениями. Поэтому имеющихся у человека органов чувств, как писал Л. Фейербах, вполне достаточно для познания мира.
Первую форму чувственного познания (ощущение) характеризует наличие анализа: органы чувств фиксируют из множества факторов окружающей среды вполне определенные. Но чувственное познание включает в себя не только анализ, но и синтез, осуществляющийся в последующей форме чувственного познания — в восприятии.
Восприятие – это целостный, структурированный чувственный образ предмета, формируемый мозгом из синтеза ощущений. Как и ощущение, восприятие является результатом непосредственного взаимодействия органов чувств с предметами внешнего мира. В основе восприятия лежат сочетания различных видов ощущений. Но это не просто механическая их сумма. Ощущения, которые возникают благодаря различным органам чувств, в восприятии синтезируются, образуя целостный образ предмета. Если объектом восприятия является цветок, то зрительно мы получаем информацию о его форме и цвете, через обоняние – о его запахе. Восприятие даёт информацию об объекте в его целостности.
Представление – третья форма чувственного познания. Если ощущения и восприятия возникают лишь при непосредственном взаимодействии органов чувств человека с предметом, то представления осуществляются в двух формах – в виде образов памяти и воображения. Каков механизм возникновения представлений? Образ предмета в своей памяти можно воссоздать в том случае, если этому предшествовал процесс непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Иначе говоря, представления формируются на основе уже существовавших ранее ощущений и восприятий с помощью механизмов памяти. При этом чувственный образ, сформированный представлением, отличается от того образа, который существовал при непосредственном восприятии предмета. Каковы его отличительные черты? Во-первых, в нём отображается только то, что обусловлено интересами субъекта познания. Во-вторых, этот образ включает в себя более общие черты и в этом смысле лишён красочности и индивидуальности.
Итак, представление – это образ ранее воспринятого предмета или явления благодаря памяти и воспоминанию. Однако представление может существовать и как образ, созданный продуктивным воображением. Иначе говоря, представить можно и то, что в действительности не существует и никогда не существовало. Это означает, что представление связано не только с памятью, но и с воображением, фантазией. Примером такого рода представлений являются мифологические и сказочные образы. Вместе с тем, воображение, фантазия также необходимы в научном познании. Здесь формирование научных представлений носит подлинно творческий характер, так как эти образы являются оригинальными продуктами научной, технической и художественной деятельности.
Представление, несмотря на более сложный механизм его возникновения по сравнению с ощущением и восприятием, является еще формой чувственного познания, так как имеет чувственно-наглядный характер.
Вместе с тем, представление является и своеобразным «мостиком», ведущим от чувственного познания к рациональному.
- Философия
- Рецензенты:
- © Махова н. П., 2005 © Омский государственный технический университет
- Раздел 1. Философия и культура
- 1. 1. Введение в философию
- 1. 1. 1. Проблема самоопределения философии
- 1. 1. 2. Специфика философии и философского познания
- 1. 2. Истоки философского мышления. Миф
- 1. 2. 1. Сущность мифа
- 1. 2. 2. Мифологическая картина мира
- 1. 2. 3. Особенности мифологического мышления.
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 2. Античная философия
- 2. 1. Идеи ранней греческой философии
- 2. Учение о бытии
- Контрольные вопросы
- 2. 3. Учение об обществе
- Контрольные вопросы
- 2. 4. Этические идеи сократа и платона
- Контрольные вопросы
- 2. 5. Этические идеи аристотеля
- Контрольные вопросы
- 2. 6. Этические идеи
- 2. 6. 1. Киники
- Контрольные вопросы
- 2. 6. 2. Стоики
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 3. Философия средневековья и эпохи возрождения
- 3. 1. Средневековая философия запада.
- 3. 1. 1. Религия и философия. Религиозная картина мира
- 3. 1. 2. Теоцентризм средневековой философии
- Контрольные вопросы
- 3. 2. Философия эпохи возрождения
- 3. 2. 1. Социокультурная характеристика эпохи
- 3. 2. 2. Антропоцентризм философии возрождения
- 3. 2. 3. Пантеизм
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 4. Философия нового времени
- 4. 1. Особенности новоевропейской философии.
- Контрольные вопросы
- 4. 2. Научная революция и философские основания
- 4. 2. 1. Научная революция
- 4. 2. 2. Научная картина мира
- 4. 2. 3. Философские основания
- Контрольные вопросы
- 4. 3. Проблема метода в философии нового времени
- 4. 3. 1.Сенсуализм
- 4. 3. 2. Эмпиризм
- 4. 3. 3. Рационализм
- Контрольные вопросы
- 4. 4. Проблема субстанции в философии нового времени
- 4. 4. 1. Дуализм
- 4. 4. 2. Монизм
- 4. 4. 3. Плюрализм
- 4. 5. Философия эпохи просвещения
- Контрольные вопросы
- 4. 6. Немецкая классическая философия
- 4. 6. 1. Философия и. Канта
- 4. 6. 2. Философия г. Гегеля
- Контрольные вопросы
- 4. 7. Философия к. Маркса и ф. Энгельса
- 4. 7. 1. Диалектический материализм
- 4. 7. 2. Исторический материализм
- 4. 7. 3. Марксизм и неомарксизм
- Контрольные вопросы
- Раздел 5. Философия XIX и XX веков
- 5. 1. Особенности философии XIX и XX веков.
- 5. 2. Философия шопенгауэра. Учение о воле.
- Контрольные вопросы
- 5. 3. Философия ф. Ницше
- 5. 3. 1. Продолжение иррационалистической тенденции.
- 3 Стадии развития человеческого духа
- 5. 3. 2. Ницше и христианство
- 5. 3. 3. Ницше о морали. «переоценка всех ценностей»
- Контрольные вопросы
- 5. 4. Психоаналитическая концепция личности
- Контрольные вопросы
- 5. 5. Основные положения
- Контрольные вопросы
- 5. 6. Философия позитивизма
- 5. 6. 1. Рационалистическая традиция в современной
- 5. 6. 2. Современные формы позитивизма
- Контрольные вопросы
- 5. 7. Философия постмодернизма
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 6. Общие характеристики бытия
- 6. 1. Понятия материального и идеального
- 6. 2. Аспекты понимания категории идеального,
- Контрольные вопросы
- Словарь
- 6. 3. Пространство и время
- Контрольные вопросы
- 6. 4. Движение и развитие. Диалектика
- Контрольные вопросы
- 6. 5. Детерминизм и индетерминизм
- Контрольные вопросы
- 6. 6. Динамические и статистические закономерности
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 7. Познание и практика
- 7. 1. Место гносеологической проблематики
- Контрольные вопросы
- 7. 2. Субъект и объект познания. Познание и практика
- Контрольные вопросы
- 7. 3. Чувственное познание и его формы
- Контрольные вопросы
- 7. 4. Рациональное познание и его формы
- Контрольные вопросы
- 7. 5. Проблема истины. Характеристики истины.
- Контрольные вопросы
- 7. 6. Наука и методы научного познания
- 7. 6. 1.Особенности научного познания
- Контрольные вопросы
- 7. 6. 2. Понятия «преднаука» и «наука»
- Контрольные вопросы
- 7. 6. 3. Эмпирическое познание и его методы
- Контрольные вопросы
- 7. 6. 4. Теоретическое познание и его методы
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 8. Ценности человеческого существования
- 8. 1. Смысл человеческого бытия
- 8. 1. 1. Постановка проблемы и ее основные решения
- 8. 1. 2. Проблема смысла жизни
- 8. 1. 3. Тема бессмысленности жизни
- Контрольные вопросы
- 8. 2. Свобода, зависимость и ответственность личности
- Контрольные вопросы
- 8. 3. 1. Античность
- 8. 3. 2. Древний восток
- 8. 3. 3. Христианство
- Контрольные вопросы
- Раздел 9. Социальная философия
- 9.1. Специфика социально-философского знаниЯ
- Контрольные вопросы
- 9. 2. Человек и общество как общественные формирования
- 9. 2. 1. Человек – продукт
- 9. 2. 2. Общественное формирование:
- Контрольные вопросы
- 9. 3. Движущие силы и закономерности
- 9. 3. 1. Потребности и интересы как начала деятельности
- 9. 3. 2. Существует ли объективный механизм
- 9. 3. 3. Цели и ценности
- 9. 3. 4. Формы и способы взаимодействия
- 9. 3. 5. Об общественном прогрессе
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 10. Философия техники и глобальные проблемы современности
- 10. 1. Техника как предмет философского осмысления
- Контрольные вопросы
- 10. 2. Философское значение
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 1. Философия и культура.
- 1.1.Введение в философию…………………………….…………….3
- Раздел 2. Античная философия
- Раздел 3. Философия средних веков и эпохи Возрождения
- Раздел 4. Философия Нового времени
- Раздел 5. Новейшая философия