4. 6. 1. Философия и. Канта
Философия И. Канта (1724 – 1804) – завершение и одновременно критика Просвещения. Она положила начало последней фазе развития классической европейской философии, представленной школой немецкого идеализма. Особое место философии И. Канта объясняется еще и тем, что именно к его идеям возвращалась новейшая, уже неклассическая мысль ХIХ и ХХ столетий.
Основной проблемой философии, ее «первым» и «последним» вопросом И. Кант считал проблему сущности человека: «Кто есть я, человек?». Чтобы ответить на этот вопрос, философия должна ответить еще на три: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?».
Отвечая на первый вопрос, И. Кант подвергает критике гносеологический оптимизм Просвещения и ставит под сомнение принцип объективизма новоевропейской философии. В трактате «Критика чистого разума» И. Кант обосновывает и развивает позиции агностицизма. Агностицизм – это концепция, не признающая за человеческим разумом возможность познания сущности вещей. (Термин появился позднее: был введен в ХIХ веке английским ученым Т. Гексли.)
И. Кант доказывает, что человеческому разуму не доступна «вещь-в-себе», то есть объективный мир сам по себе, независимый от человеческого восприятия. Человеческое познание неизбежно субъективно: оно возможно только на основе априорных (доопытных) форм чувственности, рассудка и разума. Наука развивается на основе априорных синтетических суждений, то есть суждений, дающих новые знания об объекте и имеющих при этом всеобщий характер. Всеобщность не дана человеку в опыте, его опыт всегда ограничен, не универсален. Но наука все-таки существует.
Математика как наука возможна в силу наличия у человека априорных форм чувственности: пространства и времени, через которые происходит упорядочивание внешних и внутренних ощущений.
Естествознание как деятельность рассудка (рассудок – это способность к суждениям) возможно только на основе наличия у рассудка априорных категорий (причинности, закономерности и т. д. – всего Кант выделяет 12 категорий).
Философия – это деятельность разума, а разум – это способность делать умозаключения. Однако И. Кант убедительно доказывает, что человеческий разум своими собственными силами не может разрешить основные философские проблемы: 1) ограничен ли мир в пространстве и времени или бесконечен и безграничен? 2) можно ли сложное разделить на простое, или простого не существует? 3) есть ли у человека свобода, или все подчинено необходимости? 4) существует бог или нет? Эти проблемы И. Кант считает антиномиями чистого разума. На их примере Кант демонстрирует ограниченность возможностей чистого разума: он постигает не сущность вещей, а только их явления – не мир «вещей-в-себе», а мир «вещей-для-нас».
Однако помимо чистого разума существует разум практический. Кант имеет в виду человеческую волю, но, будучи сыном эпохи рационализма, называет ее практическим разумом. Деятельность практического разума невозможна без априорных идей: бога, свободы и бессмертия души. Таким образом, антиномии, не разрешаемые теоретически, разрешимы практически: в жизни и деятельности человека. Например, человек может бесконечно сомневаться в существовании бога, в рамках чистой мысли переходя от неверия к вере и наоборот. Однако его практическая деятельность, его жизнь в целом однозначно решают этот вопрос: если поступки человека несли в себе добро и уважение к людям, значит, человек верит в бога. И. Кант считает, что вопрос бога – это вопрос веры, а не знания; вопрос, решаемый волей (практическим разумом), а не интеллектом (чистым разумом).
Аналогично решается и проблема свободы: человек не может решить эту проблему чисто теоретически. Однако если он берет на себя ответственность за совершенные поступки, значит, он признает ее существование, значит, он признает себя как нравственную личность. Самого себя человек может осознавать двойственно: как эмпирический характер (внешние, феноменальные характеристики) и как трансцендентную личность (внутренне, сущностно). Эмпирический характер подчинен необходимости, но жизнь личности невозможна без свободы.
Именно через свободу, которую развитая личность открывает в себе, человек выходит на путь нравственных исканий. Неизбежный итог этих исканий – идея бога. Здесь – в вопросе о соотношении нравственности и религии – Кант выступает против большинства философов Просвещения, которые считали религию обманом народа, но все-таки оплотом его нравственности. И. Кант усматривает истоки нравственности внутри человека. В своем этическом учении Кант выступает против господствующего эвдемонизма, склонного видеть главное предназначение человеческой жизни в счастье. Не погоня за удовольствиями и счастьем, а исполнение нравственного долга – единственное, что может удовлетворить личность человека, считает И. Кант. Свое представление о сущности нравственности он формулирует в знаменитом категорическом императиве: «поступай так, чтобы другой человек был всегда для тебя целью, но никогда – средством».
- Философия
- Рецензенты:
- © Махова н. П., 2005 © Омский государственный технический университет
- Раздел 1. Философия и культура
- 1. 1. Введение в философию
- 1. 1. 1. Проблема самоопределения философии
- 1. 1. 2. Специфика философии и философского познания
- 1. 2. Истоки философского мышления. Миф
- 1. 2. 1. Сущность мифа
- 1. 2. 2. Мифологическая картина мира
- 1. 2. 3. Особенности мифологического мышления.
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 2. Античная философия
- 2. 1. Идеи ранней греческой философии
- 2. Учение о бытии
- Контрольные вопросы
- 2. 3. Учение об обществе
- Контрольные вопросы
- 2. 4. Этические идеи сократа и платона
- Контрольные вопросы
- 2. 5. Этические идеи аристотеля
- Контрольные вопросы
- 2. 6. Этические идеи
- 2. 6. 1. Киники
- Контрольные вопросы
- 2. 6. 2. Стоики
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 3. Философия средневековья и эпохи возрождения
- 3. 1. Средневековая философия запада.
- 3. 1. 1. Религия и философия. Религиозная картина мира
- 3. 1. 2. Теоцентризм средневековой философии
- Контрольные вопросы
- 3. 2. Философия эпохи возрождения
- 3. 2. 1. Социокультурная характеристика эпохи
- 3. 2. 2. Антропоцентризм философии возрождения
- 3. 2. 3. Пантеизм
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 4. Философия нового времени
- 4. 1. Особенности новоевропейской философии.
- Контрольные вопросы
- 4. 2. Научная революция и философские основания
- 4. 2. 1. Научная революция
- 4. 2. 2. Научная картина мира
- 4. 2. 3. Философские основания
- Контрольные вопросы
- 4. 3. Проблема метода в философии нового времени
- 4. 3. 1.Сенсуализм
- 4. 3. 2. Эмпиризм
- 4. 3. 3. Рационализм
- Контрольные вопросы
- 4. 4. Проблема субстанции в философии нового времени
- 4. 4. 1. Дуализм
- 4. 4. 2. Монизм
- 4. 4. 3. Плюрализм
- 4. 5. Философия эпохи просвещения
- Контрольные вопросы
- 4. 6. Немецкая классическая философия
- 4. 6. 1. Философия и. Канта
- 4. 6. 2. Философия г. Гегеля
- Контрольные вопросы
- 4. 7. Философия к. Маркса и ф. Энгельса
- 4. 7. 1. Диалектический материализм
- 4. 7. 2. Исторический материализм
- 4. 7. 3. Марксизм и неомарксизм
- Контрольные вопросы
- Раздел 5. Философия XIX и XX веков
- 5. 1. Особенности философии XIX и XX веков.
- 5. 2. Философия шопенгауэра. Учение о воле.
- Контрольные вопросы
- 5. 3. Философия ф. Ницше
- 5. 3. 1. Продолжение иррационалистической тенденции.
- 3 Стадии развития человеческого духа
- 5. 3. 2. Ницше и христианство
- 5. 3. 3. Ницше о морали. «переоценка всех ценностей»
- Контрольные вопросы
- 5. 4. Психоаналитическая концепция личности
- Контрольные вопросы
- 5. 5. Основные положения
- Контрольные вопросы
- 5. 6. Философия позитивизма
- 5. 6. 1. Рационалистическая традиция в современной
- 5. 6. 2. Современные формы позитивизма
- Контрольные вопросы
- 5. 7. Философия постмодернизма
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 6. Общие характеристики бытия
- 6. 1. Понятия материального и идеального
- 6. 2. Аспекты понимания категории идеального,
- Контрольные вопросы
- Словарь
- 6. 3. Пространство и время
- Контрольные вопросы
- 6. 4. Движение и развитие. Диалектика
- Контрольные вопросы
- 6. 5. Детерминизм и индетерминизм
- Контрольные вопросы
- 6. 6. Динамические и статистические закономерности
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 7. Познание и практика
- 7. 1. Место гносеологической проблематики
- Контрольные вопросы
- 7. 2. Субъект и объект познания. Познание и практика
- Контрольные вопросы
- 7. 3. Чувственное познание и его формы
- Контрольные вопросы
- 7. 4. Рациональное познание и его формы
- Контрольные вопросы
- 7. 5. Проблема истины. Характеристики истины.
- Контрольные вопросы
- 7. 6. Наука и методы научного познания
- 7. 6. 1.Особенности научного познания
- Контрольные вопросы
- 7. 6. 2. Понятия «преднаука» и «наука»
- Контрольные вопросы
- 7. 6. 3. Эмпирическое познание и его методы
- Контрольные вопросы
- 7. 6. 4. Теоретическое познание и его методы
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 8. Ценности человеческого существования
- 8. 1. Смысл человеческого бытия
- 8. 1. 1. Постановка проблемы и ее основные решения
- 8. 1. 2. Проблема смысла жизни
- 8. 1. 3. Тема бессмысленности жизни
- Контрольные вопросы
- 8. 2. Свобода, зависимость и ответственность личности
- Контрольные вопросы
- 8. 3. 1. Античность
- 8. 3. 2. Древний восток
- 8. 3. 3. Христианство
- Контрольные вопросы
- Раздел 9. Социальная философия
- 9.1. Специфика социально-философского знаниЯ
- Контрольные вопросы
- 9. 2. Человек и общество как общественные формирования
- 9. 2. 1. Человек – продукт
- 9. 2. 2. Общественное формирование:
- Контрольные вопросы
- 9. 3. Движущие силы и закономерности
- 9. 3. 1. Потребности и интересы как начала деятельности
- 9. 3. 2. Существует ли объективный механизм
- 9. 3. 3. Цели и ценности
- 9. 3. 4. Формы и способы взаимодействия
- 9. 3. 5. Об общественном прогрессе
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 10. Философия техники и глобальные проблемы современности
- 10. 1. Техника как предмет философского осмысления
- Контрольные вопросы
- 10. 2. Философское значение
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Раздел 1. Философия и культура.
- 1.1.Введение в философию…………………………….…………….3
- Раздел 2. Античная философия
- Раздел 3. Философия средних веков и эпохи Возрождения
- Раздел 4. Философия Нового времени
- Раздел 5. Новейшая философия